Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 мая 2016г.

В 2012 году Российская Федерация стала участником Всемирной Торговой Организации (ВТО) и это означает, что, во-первых, российский национальный рынок, всего его отрасли и сегменты, становятся максимально открытыми для притока новых корпоративных структур из-за рубежа. Во-вторых, аксиоматично, что уровень конкуренции в рамках вступления России в ВТО во всех отраслях и сегментах национального рынка значительно увеличился, поскольку первая волна экспансии зарубежных корпоративных структур будет представлена наиболее развитыми предприятиями различных форм собственности и направлений деятельности.

При этом стоит отметить, что отрасль строительства (непосредственно сама подрядная строительная деятельность) и взаимосвязанные сегменты (сфера производства строительных материалов, сфера управления объектами недвижимости, сфера дизайна и проектирования застраиваемых объектов) наиболее уязвима в аспекте вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию, и связано это со спецификой строительной сферы, которая заключается:

–      в высокой капиталоемкости, что ведет к значительной иммобилизации ресурсов в основной деятельности в рамках производственных циклов и соответственно снижает возможности маневрирования капиталом;

–      в территориальной распределенности объектов строительства и удаленности от них предприятий, занятых в обслуживании строительства, что ведет к удорожанию производства строительной продукции и себестоимости застраиваемых объектов;

–      в сезонности ведения работ в области застройки объектов коммерческой, жилой и прочей недвижимости, что заставляет иные взаимосвязанные предприятия отрасли трансформировать свои производственные циклы, либо формировать большие запасы хранения строительной продукции.

Указанные внешние факторы, определяющие возможные направления конкурентной уязвимости корпоративных структур российской строительной отрасли, дополняются внутренними факторами, которые в совокупности можно охарактеризовать как неэффективность организации основной деятельности, обусловленная отсутствием или некачественной реализацией стратегии развития отдельно взятого предприятия строительной отрасли. Именно поэтому конкурентоспособность корпоративных структур строительной отрасли, а также обеспечение и повышение конкурентоспособности за счет совокупности организационных и экономических мер становится главным фактором стратегически устойчивого развития предприятий строительной отрасли в условиях вступления Российской Федерации в ВТО.

В научной и методической экономической литературе  изложено множество  вариантов определения сущности конкурентоспособности корпоративной структуры, при этом на практике все они могут быть сведены к одному из трёх подходов [1, c. 93 – 94]:

1.     конкурентоспособность как результат производства и продажи конкурентоспособных товаров;

2.     конкурентоспособность как процесс создания добавленной стоимости;

3.     конкурентоспособность как результат эффективного взаимодействия с факторами внешнего окружения.

Конкурентоспособность предприятия, в том числе и предприятий строительной отрасли, будет связана в первую очередь с понятием эффективности его функционирования. Данная точка зрения встречается как у российских, так и у зарубежных авторов.

Следовательно, под конкурентоспособностью корпоративных структур необходимо понимать их способность конкурировать в превосходящей степени с производителями (продавцами) аналогичного продукта (товара, работы, услуги) с лучшими характеристиками, посредством эффективного и оптимального использования и распределения ресурсов для обеспечения деятельности, которое не оказывает отрицательного влияния на равновесно-стабильное (стратегически устойчивое) развитие во внешней среде [2, c. 77].

Таким образом, исходя из данного определения, условия, обеспечивающие стратегическую устойчивость корпоративной структуры, будут также являться и факторами её  конкурентоспособности.  Поскольку стратегическая устойчивость зависит от двух переменных: внешняя и внутренняя среда, то соответственно и факторы конкурентоспособности можно классифицировать как внешние и внутренние. Классификация факторов конкурентоспособности корпоративных структур  и функциональной направленности  данных факторов представлена ниже на Рисунке 1.

К внутренним факторам конкурентоспособности предприятия необходимо отнести: финансы, кадры, организационную структуру, деловые качества. Очевидно, что указанные факторы и есть динамические компоненты (подсистемы) стратегической устойчивости, только в данном случае их необходимо рассматривать как потенциал (т.е. силы и возможности).

Внутренние факторы обеспечивают адаптацию корпоративной структуры к изменениям внешней среды за счет органичного использования сильных сторон в совокупности с возможностями создания производства и продвижения конкурентоспособного продукта. Поскольку неоспорим тот факт, что получать экономические выгоды и максимизировать прибыль на превосходящем соперников уровне предприятие, в том числе и в сфере строительства, сможет только за счет своей товарной продукции, работ, услуг.
В свою очередь внешние факторы конкурентоспособности предприятия, которыми могут быть объединены в три большие группы, классифицируются следующим образом [3, c. 135]:

1.          структура и динамика рынка деятельности и группы влияния присутствующих, либо непосредственно относящихся к данному рынку корпоративных структур;

2.          тенденции отраслевого, странового, мирового развития, как по направлению деятельности, так и вне его. Последнее – есть отражение социо-культурных тенденций, проявлений глобализации и интеграции мирохозяйственных связей;

3.          стабильность политико-правового регулирования различных сфер реального или финансового сектора национальной экономики.

Внешние факторы показывают рыночную успешность продукта, выпускаемого и реализуемого предприятием, а  также  стратегические позиции корпоративной структуры  во внешней среде. Совокупность внешних и внутренних факторов позволяет формировать инструменты и механизмы проактивного стратегического управления, а также эмоционально-субъективное восприятие корпоративной структуры (имидж, репутация). Таким образом, внешние и внутренние факторы конкурентоспособности отдельно взятой корпоративной структуры, действующей на определённом рынке, находятся в тесной взаимозависимости.

Обобщая вышесказанное можно резюмировать, что корпоративная структура успешно либо неуспешно функционируя во внешней среде, сталкивается с множеством факторов влияния, которые потенцируют изменения во внутренней среде и могут привести к дисбалансу в равновесно-стабильном её развитии.

На практике это выражается в утрате рыночных позиций, потере финансовой устойчивости, уходу фирмы с рынка деятельности. Поэтому своевременный стратегический анализ и анализ конкурентоспособности позволяет выявить проблемные места в реализуемой стратегии и пересмотреть походы к стратегическому управлению для обеспечения сохранения устойчивого интенсивного развития предприятия.

 

Список литературы

1.     ДудинМ.Н. Управление устойчивостью развития предпринимательских структур в условиях изменяющейся среды. – М.: Полиграф-КОМ, 2012. – 288 c.

2.     Дудин М.Н., Масликова М.В. Стратегическая устойчивость предпринимательских структур промышленности. – М.: Полиграф-КОМ, 2012. – 239 c.

3.     Рогаль К.В., Соболев А.С. Управление стратегической конкурентоспособностью предприятия в условиях инновационной экономики // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2011. – С. 134 – 140.

4.     Селюков М.В., Шалыгина Н.П., Савенкова И.В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования // Фундаментальные исследования. – 2012. – №8. – С. 449 – 454.