Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МС ISO 9001-2015 КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 мая 2019г.

Аннотация. В статье рассмотрены основные принципы построения системы менеджмента качества. Проанализированы особенности международного стандарта ISO 9001-2015, описаны основные требования. Большое внимание уделяется процессному подходу и риск-ориентированному мышлению при применении МС ISO 9001-2015. Показана необходимость применения процессного подхода и риск-ориентированного мышления при создании системы менеджмента качества. Рассматривается взаимосвязь ISO 9001-2015 с другими стандартами предназначенными для систем менеджмента качества.

Ключевые слова: система менеджмента качества, риск-ориентированное мышление, процессный подход, принципы системы менеджмента качества, взаимосвязь систем менеджмента качества.

В настоящее время на результативность и конкурентоспособность организации часто влияет наличие сертифицированной системы менеджмента качества. Она напрямую оказывает воздействие на следующие факторы: стабильность, надежность, намерение на длительное сотрудничество с потенциальным партнером [3]. Для российских предприятий, действующих на национальном рынке товаров или услуг, сертификат ISO 9001 является обязательным, так как отсутствие системы менеджмента качества равноценно отказу от работы на рынке. В их число входят такие сферы как: строительные проекты для государственных и муниципальных нужд, атомная промышленность, железнодорожный транспорт и т.д. Большинство компаний стараются выбирать поставщиков и партнёров, обладающих сертифицированной системой качества. Данное требование часто упоминается в условиях тендеров или контрактов.

ISO 9001 является одним из самых популярных в мире стандартов. На его основе строится система менеджмента качества в организации. Стандарт устанавливает критерии системы менеджмента качества и является единственным в серии, по которому возможно осуществлять сертификацию.

Данный стандарт основан на нижеперечисленных принципах по менеджменту качества[1]: 1.Ориентация на потребителя

Организации напрямую зависят от потребителей, поэтому должны понимать их текущие и будущие запросы. Удовлетворять их требования и стремиться превзойти ожидания.

2.Лидерство

Наилучший результат работы организации напрямую зависит от степени вовлеченности всего персонала компании. Создание и поддерживание внутренней среды организации, при которой это возможно, является одной из основных задач руководителя.

3 .Взаимодействие людей

Полное вовлечение сотрудников в рабочий процесс дает возможность с выгодой использовать их способности. Также необходимо удостовериться, что профессиональная квалификация каждого работника соответствует его трудовым обязанностям.

4 .Процессный подход

Все процессы системы менеджмента качества находятся во взаимной связи между собой. Для полной оптимизации системы деятельности МК и ее результатов необходимо понимание механизмов ее работы.

5.Улучшение

Улучшение организации крайне необходимо для поддержания и осуществления эффективной деятельности, своевременное реагирование на изменение, связанные с внутренними и внешними условиями, и создание новых возможностей.

6 .Принятие решений, основанных на свидетельствах

Принятие решения, основывающегося на анализе и оценке достоверных данных, с большей вероятностью создадут желаемые результаты.

7 .Менеджмент взаимоотношений

Для достижения наилучшего результата работы организации важно управлять взаимоотношениями с заинтересованными сторонами: клиентами, наемными сотрудниками, поставщиками и т.д. Возможность достижения устойчивого успеха появляется при оптимизации влияния заинтересованных сторон на деятельность организации.

Вышеперечисленные принципы являются главной и неотъемлемой частью стандартов ISO 9001. Они создают фундамент для остальных положений стандарта, и также дают высшему руководству основу для внедрения эффективной системы менеджмента качества. Четкое понимание данных принципов в сочетании с требованиями стандарта необходимо для успешного внедрения ISO 9001-2015 .

Требования стандарта ISO 9001-2015 к системе менеджмента качества выстроены в иерархическом порядке: сначала самые основные, затем более частные, которые уточняют и дополняют базовые. ISO 9001 требует разработать, документально оформить, внедрить систему менеджмента качества и обеспечить ее функционирование[2].

Все требования системы менеджмента качества начинаются с четвертого раздела и включают в

себя[2]:

4.Среда организации

В данном разделе стандарт требует определить внутренние и внешние условия работы организации, заинтересованные стороны, которые влияют на результат работы и на систему качества.

Организация должна установить границы применения системы качества,   определить риски и возможности управления каждого процесса этой системы.

5.Лидерство

Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство в системе менеджмента качества и взять на себя обязательства по внедрению и управлению этой системой.

В соответствии с ISO 9001-2015 высшее руководство должно разрабатывать, анализировать и пересматривать политику в области качества.

Требования этого раздела обязывают высшее руководство организации определить ответственность и полномочия и распределить необходимые роли в организации для работы системы качества, исполнения процессов, и выполнения требований потребителей [4].

6.Планирование.

В этом разделе стандарт требует определить риски и возможности, способные оказать влияние на систему качества и результаты работы организации, создать план реагирования. Организации необходимо установить цели в области качества для всех уровней и составить план их достижения.

Необходимость в изменениях системы качества, также должна выполняться в соответствии с разработанными планами.

7 .Средства обеспечения.

ISO 9001-2015 устанавливает требования к осведомленности персонала по вопросам политики и целей в области системы качества.

Раздел содержит общие требования к документированной информации, требования к ее созданию, обновлению и управлению.[4]

8 .Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг

Организация должна определить и установить процессы взаимодействия с потребителями, проводить регулярный анализ их требований, связанных с продукцией и услугами.

В данном разделе ISO 9001-2015 определены требования по выполнению действий от разработки и проектирования продукции до поставки потребителю.

9 .Оценка результатов деятельности

В раздел включены общие требования по проведению мониторинга, измерений, анализу и оценке, требования по измерению удовлетворенности потребителей, а также требования по анализу и оценке работы организации и системы качества.

Здесь представлены требования по планированию, организации и проведению внутреннего аудита.

Раздел содержит требования к высшему руководству организации. Высшее руководство должно планировать и регулярно проводить анализ системы менеджмента организации.[4]

10.Улучшение

В этом разделе определены требования по проведению улучшений в процессах, продукции и услугах, а также системе менеджмента качества организации.

Здесь представлены требования по действиям организации в случае обнаружения несоответствий. Также, этот раздел определяет необходимость проведения корректирующих действий.

Требования этого раздела обязывают организацию использовать свои возможности для непрерывного совершенствования результатов работы и системы менеджмента качества.

Особое внимание при изучении и внедрении ISO 9001-2015 стоит уделить процессному подходу, так как он является основой разработки, внедрения и улучшения результативности системы менеджмента качества.

Согласно стандарту версии ISO 9001-2015 достижение запланированных заранее результатов наиболее реализуемо благодаря представлению о взаимосвязи всех процессов организации и управлению ими как единой системой.

Этот подход регулирует взаимодействия и взаимосвязи процессов в системе, что способствует улучшению структуры и деятельности организации в общем.

Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет:

-понимать и постоянно выполнять требования стандарта;

-рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;

-достигать результативного функционирования процессов;

-улучшать процессы на основе оценивания данных и информации[2].

Процессный подход является мощным средством организации, он показывает, как производственные виды деятельности создают ценность для потребителя и прочих заинтересованных сторон.

Организации часто структурированы в виде иерархии функциональных единиц. Менеджмент в организации часто осуществляется вертикально с ответственностью за предполагаемые выходы, разделенной между функциональными единицами. Конечный потребитель или другая заинтересованная сторона не всегда видна всем вовлеченным. Поэтому проблемам, которые возникают на границах между отделами, часто придают меньшее значение, чем краткосрочным целям этих единиц. Это приводит к незначительному улучшению или его отсутствию для заинтересованной стороны, так как действия отдела обычно сосредоточены на отдельных функциях, а не на общей выгоде для организации.

Процессный подход вводит горизонтальный менеджмент, пересекающий барьеры между разными функциональными единицами и нацеливающий их усилия на основные цели организации. Он также улучшает менеджмент взаимосвязей процессов между собой[5].

В стандарте версии ISO 9001-2015 относительно к процессному подходу используется цикл PDCA(Планируй-Делай-Изучай-Действуй), который может быть применен к любому процессу и системе менеджмента качества в целом. Данный цикл кратко описывается следующим образом:

Plan: установить цели системы и составляющих ее процессов, определить ресурсы, необходимые для производства результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, а также для выявления и принятия решений по рискам и возможностям;

Do: выполнить запланированное;

Check: отслеживать и измерять процессы, конечный продукт и услуги в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями, формировать отчеты о результатах;

Act: предпринимать при необходимости действия по улучшению показателей выполнения процесса[6].

Данный цикл стоит повторять снова и снова, для обеспечения гибкости и приспособления организации, в условиях постоянно меняющейся обстановки.

PDCA играет огромную роль во внедрении процессного подхода, поскольку именно этот механизм способствует постоянному улучшению работы предприятия на систематической основе. А постоянное улучшение – один из принципов процессного подхода. Рисунок 1 иллюстрирует как разделы стандарта могут быть сгруппированы в соответствии с циклом PDCA.



Еще одной важной частью процессного подхода в ISO 9001-2015 является риск-ориентированное мышление. Применение риск-ориентированного мышления при создании СМК является одним из ключевых изменений в ISO 9001-2015 по сравнению с предыдущими версиями.

Риск ориентированное мышление, прежде всего, подразумевает реализацию комплекса согласованных мероприятий и методов по управлению и контролю многочисленными рисками (положительными и отрицательными), которые влияют на её способность достижения запланированных целей [7].

Стандарт ISO 9001 требует от организации ясного понимания своих обстоятельств и выявления рисков как основы для планирования СМК. Концепция мышления, основанного на риск-менеджменте, направлена на оценку рисков и возможностей.

Одна из ключевых целей системы менеджмента качества состоит в том, чтобы она действовала как инструмент предупреждения. Именно риск-ориентированное мышление выступает этим инструментом и позволяет увеличить вероятности и воздействия положительных событий и уменьшение вероятности и воздействия опасных событий для проекта, деятельности, процесса и продукции.

Процесс управления рисками при построении СМК показан на рисунке 2.





При управлении рисками важно использовать одну и ту же методику по расчету рисков, а также привлекать для оценки все тех же специалистов, экспертов. Это даст возможность получить сравнимые результаты.

Важной частью этого стандарта является взаимосвязь и согласованность с другими стандартами.

Версия ISO 9001-2015 адаптирована под новую структуру высокого уровня стандартов систем менеджмента ISO, основанную на приложении Annex SL. Приложения Annex SL обеспечивает повышение согласованности стандартов путем предоставления унифицированной и согласованной структуры высокого уровня, идентичного основного текста, общих терминов и основных определений. Это дает возможность более простому внедрению множества стандартов в одной организации. Так же использование новой структуры позволяет объединить другие стандарты системы управления и помочь сократить затраты и усилия, чтобы соответствовать требованиям.

Стандарт ISO 9001 позволяет организации применять процессный подход в сочетании с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою систему менеджмента качества с требованиями других стандартов на системы менеджмента.

Все стандарты ISO в большей или меньшей степени взаимосвязаны со стандартом ISO 9001.

В первую очередь МС ISO 9001 напрямую связан со стандартами ISO 9000 и ISO 9004. Эти три стандарта относятся к одному семейству и являются основополагающими. Они разработаны для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование результативных систем менеджмента качества.

ISO 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" создает необходимую базу для надлежащего понимания и внедрения стандарта ISO 9001. В ISO 9000 подробно описаны принципы менеджмента качества на которых строится стандарт ISO 9001. Сами эти принципы не являются требованиями, но они формируют основу для тех требований, которые устанавливает МС ISO 9001-2015. В ISO 9000 установлены термины, определения и основные понятия, которые используются в ISO 9001 [2].

ISO 9004 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества" дает руководство организациям, стремящимся превзойти требования ISO 9001. Этот стандарт охватывает более широкий спектр вопросов для улучшения общих результатов деятельности организации. ISO 9004 включает методическое руководство по самооценке с тем, чтобы организации имели возможность оценивать уровень зрелости своих систем менеджмента качества [2].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что МС ISO 9001-2015 содержит в себе все необходимые требования для создания системы управления организации, нацеленной на высокие результаты, и стабильное обеспечение производства высококачественной продукции. Процессный подход существенно повышает результативность и эффективность системы управления организации и позволяет решить большинство системных и поведенческих проблем. Взаимосвязь между стандартами ISO способствует более простому внедрению и объединению различных стандартов.

 

Список литературы и источников

 

1.        ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (с Поправкой).

2.        ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (с Поправкой).

3.        Зекунов А.Г. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров М.: Издательство Юрайт, 2019. 476 с. URL: https://biblio-online.ru/viewer/upravlenie-kachestvom-425159.

4.        Козлов, П.М. ИСО9001:2015. Пояснения. Интерпретация требований. Руководство по внедрению.— М.: KPMS, 2016. — 221 с.

5.        Михеева Е.Н., Сероштан М.В. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебник, 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство тульско-торговая корпорация «Дашков и К °», 2017. — 532 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=454086.

6.        Худайбердина Д.М., Россиева Д.В. Процессный подход в системе менеджмента качества: теоретические и практические основы внедрения//IX Всеросийская научно-практическая конференция молодых ученых «Россия Молодая». 2017.

7.        Черненький А.В. Применение риск-ориентированного подхода при построении системы менеджмента качества//Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №8(50) часть 1. С. 92-96.