25 мая 2018г.
Совместная работа предприятий малого и крупного бизнеса позволяет повысить эффективность хозяйственной деятельности: малый бизнес предлагает крупному бизнесу свои товары, работы и услуги. А совместные проекты промышленных предприятий с малыми фирмами позволяют значительно повысить конкурентоспособность. Так как малые предприятия предлагают им то, что им удается с большим трудом. В условиях высокой конкуренции качество предлагаемых товаров, работ и услуг повышается, каждый из субъектов бизнеса привносит что-то свое, новое и соответственно все это в целом положительно сказывается на экономическом росте в Российской Федерации. Повышается использование имеющегося значительного потенциала экономики. При этом регулярно появляются новые формы взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Отметим, что отношения между малым и крупным бизнесом развивались в России неоднозначно. Если в начале девяностых годов в ходе приватизации сотрудничество с предприятиями малого бизнеса позволяло скрывать значительную часть доходов, то после окончания процессов приватизации этот интерес со стороны крупного бизнеса к малому пропал.
В настоящее время не все предприятия крупного бизнеса доверяют малым фирмам в связи с их ненадежностью и зачастую слабым качеством продукции.
Малый бизнес в то же время имеет много преимуществ перед крупным бизнесом: он быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, более мобилен, во многих малых предприятиях быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения.
Поэтому некоторые крупные предприятия определяют для себя необходимость создания малых предприятий для решения определенных внутренних задач.
Сотрудничество малого и крупного бизнеса осуществляется в многообразных формах (рисунок 1).
1. Франчайзинг. В рамках этой формы взаимодействия крупная фирма предоставляет небольшой компании право участвовать на рынке под торговой маркой и с использованием технологий и лицензий крупной фирмы. В результате малое предприятие получает возможность создать новый бизнес, имея поддержку в конкурентной борьбе и выйти на новые рынки.
Успех данной формы подтверждает статистика Ассоциации малых предпринимателей США, согласно которой:
- 85% открытых малых предприятий ликвидируются в течение года после открытия;
- из малых предприятий, работающих по системе франчайзинга, прекращает свое существование только 16%.
В российской практике активное применение коммерческой концессии началось примерно 10 лет назад. Бесспорно, подобная форма бизнес-процессов положительно повлияет на развитие малого бизнеса, снизит издержки производства и улучшит качество предоставляемых услуг. Ведь несоблюдение франчайзи требований к качеству может привести к потере франшизы.
2. Венчурное финансирование позволяет крупному бизнесу создать малое предприятие чтобы реализовать определенные новые проекты.
3. Лизинг – позволяет финансировать деятельность малого бизнеса путем передачи малому бизнесу определенного имущества в аренду с правом последующего выкупа.
4. Кластеризация – это процесс разбиения множества объектов на кластеры. Она позволяет предприятиям малого и крупного бизнеса, находящимся по соседству, взаимодополняющих друг друга и действующих в какой-либо сфере взаимодействовать через совершенствование, модернизацию, инновации.
5. Аутсорсинг – передача выполнения некоторых функций малым предприятиям, что позволяет крупному предприятию сосредоточиться на достижении главных целей бизнеса. Это не только один из способов повышения эффективности управления деятельностью предприятия, но и инструмент, способствующий оптимизации модели менеджмента, получению наибольшего эффекта за счет сосредоточения на основной корпоративной деятельности и передачи инфраструктурных функций внешним специалистам.
6. Субподряд – это договор, по которому генеральный подрядчик возлагает обязанность частичного выполнения каких-либо работ на субподрядчика. При этом на генерального подрядчика могут быть возложены обязанности передать субподрядчику необходимые оборудование и материалы, поставить которые должен генеральный подрядчик или заказчик строительства.
7. Интрапренерство – это организация предпринимательских подразделений или стратегических бизнес-единиц на базе крупной компании, что позволяет вовлечь структурные подразделения, их менеджмент в систему рыночных отношений, поэтому внутренние расчетные цены нецелесообразно полностью отрывать от рыночных цен.
Итак, имеется очень много форм взаимодействия малого и крупного предпринимательства. Из них более востребованы в РФ следующие:
1) создание совместных хозяйственных связей малых предприятий с крупными предприятиями;
2) выстраивание совместной производственной деятельности малых и крупных предприятий, делегирований производственных полномочий малым предприятиям от крупных;
3) участие малых предприятий в реструктуризации крупных предприятий, использование малыми предприятиями простаивающих площадей и оборудования крупных промышленных предприятий;
4) совместная работа, сотрудничество малого и крупного бизнеса в сфере НИОКР и инноваций.
Содержанием перечисленных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса является интеграция, переплетение их функциональных областей. В качестве одной из основных форм кооперации и интеграции крупного и малого бизнеса следует отметить субконтрактную систему организации производства.
Все перечисленные выше формы разрешают актуальные проблемы нынешней экономики, содействуют внедрению инноваций. Модели такого взаимодействия в Российской Федерации ещё мало распространены, но усилия, которые предпринимаются государством, приводят к позитивному эффекту – создаются особые экономические зоны, создаются бизнес-инкубаторы, кластеры компаний.
Таким образом, малый и крупный бизнес служат результативным инструментом развития экономики.
Список литературы
1. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. М.: Инфра-М, 2003.
2. Борисов, Е. Ф.Экономика: учеб. и практикум для вузов / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт, 2010.– 596 с.
3. Варварин А. В. Антикризисное управление: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2012. –1152 с.
4. Дорошенко А. В. Эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса в современной российской экономике // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С. 212-216. – URL https://moluch.ru/archive/50/6426/ (дата обращения: 07.04.2018).
5. Земцова, В. Д.Финансовый менеджмент инноваций предприятий малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / В. Д. Земцова, М. А. Халикова; УГНТУ.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010.
6. Мильнер Б. О государственной системе поддержки малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. 2013. №5. С. 22-34
7. Сайфуллина, С. Ф.Управление рисками в инновационных проектах малого и среднего предпринимательства: учебно- метод. комплекс / С. Ф. Сайфуллина, Г. З. Низамова; УГНТУ, каф. ЭНГП. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010. – 337 с.
8. Сергеев, И. В.Экономика организаций (предприятий) [Электронный ресурс]: учебник / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. – Электрон. текстовые дан. – М.: КноРус, 2010.
9. Синяев В.В., Кулакова Я.А. Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий рынка строительных материалов // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 10. С.49 - 54.
10 Трапезников В.А. Понятие "обменная доверенность" в гражданском праве: проблемы правоприменения по договору строительного подряда // Законодательство и экономика. 2010. N 9. С. 56 - 62.
11 Филидаш П., Сергиенко С. Управленческая команда: модель развития // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2009, № 3