Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАСШИРЕНИЕ СЕГМЕНТА РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
28 мая 2016г.

В существующих условия постоянно возрастающего уровня конкуренции на рынке образовательных услуг для повышения эффективности деятельности образовательных организаций необходимо тщательное изучение как сегментов рынка, на которых работает организация, так и самого продукта, представляемого на рынок.

Главной отличительной особенностью рынка дополнительного профессионального образования является оказание платных услуг и жесткая конкуренция за слушателя. В этих условиях образовательные организации вынуждены применять весь спектр маркетинга для повышения своей конкурентоспособности. Среди них различные средства наиболее полного удовлетворения потребностей основных групп стейкхолдеров, представленных на рынке образовательных услуг.

Одним из наиболее важных средств удовлетворения потребностей считается произведенный продукт. Для удовлетворения образовательных потребностей лиц, имеющих профессиональное образование, в образовательных организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы, разрабатываются программы различной направленности, рассчитанные на широкий сегмент потребителей. Для анализа тенденций, существующих на современном рынке образовательных услуг дополнительного профессионального образования, были использованы результаты исследования деятельности Института дополнительного профессионального образования СГУ.

Институт работает на рынке образовательных услуг более 15 лет, представляя потребителю дополнительные профессиональные программы различного уровня и направленности. Представленные программы повышения квалификации достаточно равномерно охватывают основные целевые сегменты. Анализ заявок на организацию повышения квалификации позволил выявить потребительские предпочтения профессорско-преподавательского   состава.

В ходе исследования был проведен анализ востребованности программ, предложенных ППС СГУ. Все программы можно условно разделить на 4 группы:

·       программы ПК по естественно-математическим направлениям (ЕМН);

·       программы ПК психолого-педагогической направленности (ППН);

·       программы ПК социокультурной направленности (СКН);

·       программы ПК управленческой направленности (УН);

Динамика спроса на обучение по различным программам повышения квалификации ППС СГУ представлена на рисунке (Рисунок 1).


Как видно из диаграммы неизменно высоким спросом пользуются программы психолого-педагогической направленности, вместе с тем спрос на остальные направления подготовки заметно снижается. Частично это обусловлено тем, что данные программы достаточно давно присутствуют на рынке и нуждаются в обновлении. Для наиболее полной картины проведем анализ потребительских предпочтений внешних потребителей услуг повышения квалификации. (Рисунок 2).


Как видно из диаграммы, тенденция в целом прослеживается. Для увеличения объемов продаж образовательных услуг повышения квалификации имеет смысл обратить внимание на разработку и продвижение программ ПК социокультурной и управленческой направленности.

Рассмотрим результаты трехуровневого анализа двух продуктов - образовательная услуга ДПО стажировка и повышение квалификации для сегмента – преподаватели вузов РФ. (Рисунок 3,4)




Из результатов анализа видно, что образовательные услуги, выведенные на рынок, для работы на сегменте – преподаватели вузов РФ имеют несколько сходных параметров, один из которых, достаточно невысокая цена на услугу, высокое качество предлагаемого учебного материала и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава СГУ, привлекаемого к реализации программ ДПО.

Как было отмечено, наиболее активно Институт работает на сегменте - преподаватели образовательных организаций высшего образования. Наибольшее влияние на потребителей в данном случае оказывают возможность дистанционного освоения программы, востребованность данной программы со стороны работодателя, возможность дистанционного освоения программы.

В работе на данном сегменте необходимо использовать основные приемы, способы и инструменты передачи маркетинговой информации. [1, 2] Выдвижение наиболее важных задач в области производства образовательного продукта, ценовой политики, системы продвижения образовательных услуг на рынок, определение направления повышения деловой активности с использованием благоприятных внешних факторов и внутренних возможностей воздействия на потребителей и конкурентов составляют сущность стратегии маркетинга, которая необходима любой образовательной организации.

Для  рынка  образовательных  услуг  характерны  высокий  уровень  конкуренции,  нестабильность,

колебания спроса. В целях сохранения существующего положения и дальнейшего повышения эффективности деятельности можно рекомендовать перманентную вертикальную диверсификация для программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, рассчитанных на различные категории потребителей. Снижение себестоимости продукта — организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий, а так же гибкая ценовая политика — применение системы скидок на обучение – позволят существенно расширить сегмент потребителей и будут способствовать выходу на рынки образовательных услуг других регионов.

 

Список литературы

1.     Вакулич Н. Р. Маркетинговые коммуникации в дополнительном профессиональном образовании// Образование в современном мире. вып. 10. Сб. научн. статей. Саратов: СГУ, 2015. С. 59-65.

2.     Вакулич Н. Р. Маркетинговые коммуникации как инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 2015. С. 232-234.