Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ (НА ПРИМЕРЕ КЛЮЧЕВЫХ СТРАН МИРА)

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
27 мая 2016г.

В настоящее время туризм представляет собой сложное массовое явление, которое влияет на экономику многих стран и регионов. Туризм является одним из основных факторов который способствует создания дополнительных рабочих мест, ускоряет развитие дорожного и гостиничного строительства, стимулирует производство всех видов транспортных средств, способствует сохранению народных промыслов а так же сохранению национальной культуры многих стран в целом, а также отдельных регионов. По прогнозам Всемирной туристской организации, число туристских прибытий к 2020 г. составит 1,6 млрд. человек, мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл.

«Туризм - очень многогранно развитая отрасль хозяйства, являющаяся одной из главных составляющих дохода в некоторых странах, влияющая на развитие их экономики и мирового сотрудничества. Туризм оказывает прямое и косвенное влияние на экономику страны. Прямое воздействие выражается в виде увеличения дохода страны за счет прямых расходов туристов. Потраченные денежные средства туриста, или же расходы туриста, вкладываются в индустрию (инфраструктуру) страны, обеспечивая тем самым занятость населения, пополнение бюджета налогами, иными словами, увеличение дохода не только туристических организаций, но и принимающей страны в целом.

Особое внимание уделяется косвенному воздействию туризма на экономику страны («эффект мультипликатора» ). Суть этого влияния состоит в том, что туризм стимулирует развитие других ( смежных) отраслей экономики. Туристическая индустрия пользуется услугами банков, аэропортов, страховых компаний и других предприятий, внося  свою некую часть денежных средств в их развитие. В итоге, чем больше этих денежных средств будет потрачено в пределах страны и останется на ее развитие, тем выше «эффект мультипликатора» и наоборот»[3].

В большинстве стран туризм является неотъемлемой частью в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, а также активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т. е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития страны. В свою очередь, на развитие туризма воздействует множество факторов: демографические, природно-географические, социально- экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Экономическое развитие туризма характеризуется множеством данных по мировому экономическому рынку. Они свидетельствуют о том, что туризм  является наиболее динамично  развивающейся отраслью во многих странах мира и его роль в мировой экономике непрерывно растет. [2]

В свою очередь, международный туризм оказывает огромное влияние на национальную экономику страны по следующим аспектам. (Рисунок 1)


Международный туризм оказывает сильное воздействие на занятость населения страны. Индустрия туризма – это трудоемкий процесс, поэтому в этой сфере в основном заняты неквалифицированные работники. Однако это не означает, что в сфере туризма высококвалифицированный труд не используется. Именно в сфере туризма новые рабочие места в географическом плане распространяются шире, чем в каких-либо других секторах экономики. [1]


Таблица 1 

Занятость населения в сфере туризма 2014-2015гг.


 

Страна

Количество населения занятого в сфере

туризма ( тыс. Чел.)

 

Изменения, %

Доля в

мире,%

2013г

2014г

2015г

2014г

2015г

2015г

Всего в мире

271474000

27634000

283578000

2,1940

2,3506

100

Китай

6259220

6396020

65096800

1,2597

0,3330

8,41

Сша

1361190

1397290

14247900

1,6811

0,9963

9,57

Тайланд

582067

503643

5869680

-17,2480

16,1630

15,37

Германия

508324

522074

5234640

1,8570

1,4377

12,17

Великобритания

407461

423411

4293190

2,6969

1,6867

12,72

Испания

263582

278643

2901540

5,0091

4,3424

16,25

Франция

281226

284255

2795480

0,2672

-1,4147

10,14

Италия

249298

253733

2609150

2,3752

3,5399

11,60

Источник: Составлено автором [4]

 

В наше время туризм является фундаментальной основой экономики как развитых так и развивающихся стран мира. Основу современного туристического рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. В развитых странах резкое увеличение масштабов международного туризма непосредственно связанно с ростом уровня благосостояния населения, значительную часть которого составляют именно деловые поездки в связи с интернационализацией современного производства.


Таблица 2 

Расходы туристов на личные и деловые поездки 2013-2015 гг.


Расходы на личные поездки (млрд.долл. США)

Расходы на деловые поездки (млрд.долл. США)

Страна

2013г

2014г

2015г

Страна

2013г

2014г

2015г

США

662,25

687,56

712,69

США

256,15

257, 59

282,63

Китай

377,45

416,38

425,66

Китай

105,55

109,39

111,22

 

Германия

 

310,72

 

326,91

 

283,59

Великобритани

я

 

90,13

 

102,63

 

98,72

Великобритания

141,43

160,18

151,51

Германия

78,28

81,67

70,92

Франция

162,22

163,12

138,52

Франция

38,12

38,14

30,32

Италия

129,41

132,36

114,70

Италия

29,14

29,18

25,10

Испания

126,88

129,89

112,69

Испания

18,85

19,45

17,01

Тайланд

52,43

48,70

54,88

Тайланд

10,07

10,03

10,56

Всего в мире

3704,92

3844,29

3621,92

Всего в мире

1124,78

1173,12

1106,90

Источник: Составлено автором [4]

 

 

Туризм также оказывает мощное воздействие на национальную экономику стран, практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы. Туризм также является важнейшим катализатором экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку является каналом перераспределения валового внутреннего продукта между множеством стран, которое не заключается в вывозе (импорте) товаров и услуг.

Для многих стран международный туризм является:

1.   Одним из важнейших источников валютных поступлений;

2. Фактором, который стимулирует рост платежного баланса;

3.   Мощным поводом развития и диверсификации множества отраслей (в связи с этим возникают не только целые предприятия, но и отдельные отрасли, которые обслуживают сферу туризма).



Существует прямая связь между тенденциями развития индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. Непрерывно растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет к стремительному росту продолжительности отпусков и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитие международного туризма. Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристические, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и факторами, которые не связанны с туризмом, но оказывают существенное влияние на форму и степень спроса на туристическую деятельность. Экзогенные факторы включают в себя: демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли и транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

Туризм является открытой системой – он оказывает воздействие на другие отрасли экономики и в тоже время подвергается влиянию изменений, которые происходят в сопряженных с ним аспектах национальной экономики страны. К основным положительным моментам влияния туризма на национальную экономику стран в целом можно отнести следующие:

·   Участие международного туризма в формировании внутреннего валового дохода;

Вклад индустрии туризма (включая деловые поездки и поездки в личных целях) в формирование всемирного ВВП ( учитывая косвенное влияние туризма на развитие сопутствующих отраслей экономики в целом) в 2015 г. составил 9,77%.


Таблица 3

Вклад туризма в формирование ВВП 2013-2015


 

Общий вклад туризма в ВВП (млрд. долл. США)

 

·              Темп прироста реального ВВП (%)

Страна

2013г

2014г

2015г

Страна

2014г

2015г

Мир

7306,600

7563,730

7170,240

Мир

3,557

3,083

США

1347,110

1416,120

1469,840

Тайланд

-0,577

18,398

Китай

759,732

830,554

853,799

Китай

8,628

4,866

Великобритания

293,189

331,183

315,647

Испания

4,261

3,856

Германия

333,703

346,219

299,748

США

3,425

2,728

Франция

258,848

263,884

221,054

Италия

1,447

2,726

Испания

212,171

220,506

192,013

Великобритания

5,452

2,3222

Италия

210,423

215,512

185,852

Германия

1,896

1,588

Тайланд

77,172

73,286

81,589

Франция

1,292

-0,780

Источник: Составлено автором [2]

 

Рост  доходов  в  других  отраслях  экономики,  возникают  благодаря  международному  туризму и потребностям туристов (в сфере развлечений, в транспортной сфере, торговле, и т.п.);


Именно через потребление, туризм стимулирует хозяйственную деятельность стран – увеличиваются доходы предприятий туристической индустрии, стимулируется развитие сферы сервиса, повышается спрос на товары и услуги определенной страны или региона, возрастает товарооборот. Также туризм оказывает влияние на развитие местной инфраструктуры, а также стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли. Это приводит к созданию дополнительного спроса со стороны туристов на различные товары и услуги, в том числе на сувенирную продукцию, изделия кустарного производства, справочники, карты и др. Это еще раз подтверждает, что туризм имеет прямое и косвенное воздействии на национальную экономику многих стран мира.


Таблица 3 

Доходы от пассажироперевозок, поездок и покупок 2013-2015гг

 

Доходы от пассажироперевозок (млрд. долл.США)

 

Доходы от поездок и покупок (млрд. долл. США)

Страна

2013г

2014г

2015г

Страна

2013г

2014г

2015г

США

36 763

39364

41642

США

150886

161250

173130

Германия

14525

13565

13955

Испания

60241

55988

60384

Франция

10843

10476

9507

Франция

55116

53408

56557

Великобритания

7403

9486

8815

Китай

48464

50028

51664

Испания

7403

7265

7224

Италия

43243

40960

43835

Китай

4849

4909

4737

Тайланд

27186

33827

42082

Тайланд

3740

3913

3960

Германия

38902

38068

41217

Италия

2125

2076

2355

Великобритания

35105

36244

40589

Источник: Составлено автором [4]

 

· Инвестиционная привлекательность туризма, дает возможность      для привлечения дополнительного финансирования в экономику страны;

Инвестиции в сфере туризма способствуют стремительному развитию этой индустрии. Новейшие информационные технологии, создание новых маршрутов требуют развития и усовершенствования потоков финансирования. Туризм  является капиталоёмкой отраслью, в свою очередь, капитал привлекается на длительный период и ,к сожалению, возвращается с очень медленными темпами. Исследование зарубежного опыта свидетельствует о том, что источниками финансирования могут быть так же и другие сектора данной сферы предпринимательства, финансирующие дополнительные структуры.

Практически во всех странах в финансировании и создании инфраструктуры туризма главную роль играет  государстве. Это выражается  в  виде  субсидий,  льготных  займов,  бонификации  процентов и налоговых льгот. В свое время система субсидий широко используется в Греции, Австрии, Франции, Англии.  Так на пример, в Италии  существуют  финансовые  и  налоговые  поощрения для иностранных инвесторов, в том числе в форме сокращения ставок налога на добавленную стоимость. В Китае, для решения проблем финансирования для строительства гостиниц, правительство ввело режим благоприятного инвестиционного климата и вкладывает средства  непосредственно из государственного бюджета.  Проблема строительства больших туристических предприятий за рубежом решается благодаря применению системы франчайзинга.

· 

Привлечение валюты в страну за счет экспорта туристских услуг и продуктов;

Помимо положительного влияние туризма на национальную экономику страны, необходимо также учитывать и негативные последствия его влияния на экономику:

·   Сезонность туристических потоков, негативно отражается на доходности предприятий сферы туризма, а также нерегулярная занятость рабочей силы в туризме;

· Превышение туристического импорта над экспортом приводит к утечке денежных ресурсов из страны;

·   Дополнительная нагрузка на местную инфраструктуру: водо- и электроснабжение, канализацию, дороги, транспорт, связь, службу безопасности.

Таким образом, туризм оказывает активное влияние на национальную экономику страны (или региона), в котором он развивается, а также на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы. Международный туризм продолжит свое развитие, даже несмотря на риск экономического спада, так как туристический спрос имеет свои собственные детерминанты. Неоспорим и тот факт, что международное неравенство в секторе туризма значительно. Для достижения равнозначного успеха в мире новые подходы поощрения развития туризма должны базироваться на международной кооперации. Следовательно, международная кооперация и соглашения между ключевыми компонентами туризма (гостиницы, транспорт, туристские фирмы) должны гарантировать будущее развитие индустрии. Туризм – как вид социально-культурной деятельности и как индустрия, производящая услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, возникающих в процессе путешествий, представляет собой важнейшую сферу экономики, дальнейшее развитие и совершенствование которой будет способствовать увеличению доходов государства.

 

Список литературы

1.     Бурменко Т.Д Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг: учебное пособие/. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А.- Иркутск: БГУЭ.-2004. - 281с.

2.     Грибоедова И.А., Машканова Л.С. Роль туристического ектора формировании ВВП/И.А. Грибоедова, Л.С. Машканова// Экономика и управление.-2010.-№4

3.     Кабиров, И. С. Влияние туризма на экономику страны/И.С. Кабиров//Актуальные проблемы экономики и права.-2009.-№2

4.     Официальный сайт Всемирной туристической организации [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www2.unwto.org/