Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
27 мая 2016г.

С переходом России к экономическим рыночным отношениям существенными и трудно контролируемыми проблемами являются невозврат валютной выручки в Российскую Федерацию от экспорта товаров и оказания услуг отечественными организациями и предприятиями. В итоге в иностранных банках собрались огромные валютные средства, которые принадлежат отечественным организациям и предприятиям, чем причиняется значимый ущерб экономической безопасности страны. Именно поэтому понадобилось создание всеохватывающей системы валютного законодательства и валютного контроля за проводимыми экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями отечественных организаций и предприятий.

Государственное регулирование в сфере валютных отношений является выражением валютной политики государства, которая представляет собой составную часть его экономической политики.

Роль валютной политики заключается в том, чтобы:

–      защитить и обеспечить стабильность национальной валюты, достичь ее конвертируемости;

–      приостановить утечку капитала за границу;

–      обеспечить поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам;

–      стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений.

В настоящее время вопросам валютного регулирования в Российской Федерации необходимо уделять достаточно пристальное внимание, так как от того, насколько точно построен, продуман механизм валютного регулирования, зависит результативное функционирование всего народного хозяйства страны.

В свою очередь, создание действенного правового механизма валютного регулирования должно гарантировать приоритет обращения государственной денежной единицы Российской Федерации по отношению к денежным единицам зарубежных стран на территории России, рост конвертируемости рубля вначале на внутреннем денежном рынке, а затем на международных валютных рынках.

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих порядок исполнения международных расчетов, операций с валютными ценностями и контроля за соблюдением валютного законодательства. Валютное законодательство Российской Федерации включает в себя три блока.

К первому блоку относятся специальные законодательные и правовые документы, определяющие валютное регулирование и валютный контроль. Основным документом этого блока и валютного законодательства в целом предстает Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил в силу 18 июня 2004 г. [2].

Второй блок валютного законодательства составляют законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, а также деятельность институтов, выполняющих операции с валютными ценностями, и институтов, осуществляющих функции валютного регулирования и валютного контроля.

Данный блок включает Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» [6], Федеральный закон РФ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [5], Федеральный закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [1], Федеральный закон РФ от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [3].

Третий блок валютного законодательства составляют законы всеобщего воздействия. К ним относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Целью базового документа валютного законодательства (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») является обеспечение исполнения единой национальной валютной политики, а также стабильности валюты Российской Федерации и устойчивости внутреннего валютного рынка России как факторов прогрессивного развития государственной экономики и международного экономического сотрудничества.

Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также устанавливает права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля [2].

В соответствии с Федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» главным органом, на которого возложены обширные управленческие функции в области валютных отношений, предстаёт Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Также важным органом в области валютных отношений помимо ЦБ РФ является Правительство РФ, включая Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Федеральная таможенная служба РФ.

В ходе осуществления внешнеэкономической деятельности субъекты неизменно вступают между собой в отношения, связанные с использованием валюты и валютных ценностей. Перемещение через таможенную границу государства товаров и транспортных средств предполагает дальнейший расчет за них с возможным использованием наличных денежных средств или же ценных бумаг (как российских, так и иностранных). Кроме того, сами денежные средства в российской, а также иностранной валюте, валютные ценности, а также российские ценные бумаги сами могут выступать в качестве товаров, ценностей, перевозимых через таможенную границу.

Именно поэтому таможенные правоотношения неизменно оказываются связанными с валютно- финансовыми отношениями. И немаловажными институтами таможенного права становятся валютное регулирование и валютный контроль, регулирующие перемещение через  таможенную границу иностранной валюты и иностранных ценных бумаг.

Современные механизмы валютных ограничений в РФ делятся для уполномоченных банков и для резидентов и нерезидентов. К валютным ограничениям для уполномоченных банков относится:

1)     Лицензирование, то есть отдельные уполномоченные банки, имея данную лицензию имеют право на осуществление операций с иностранной валютой.

2)     Отдельный порядок регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями.

3)     Возможность проведения валютных операций только через уполномоченные банки.

4)     Установление лимитов по открытым валютным позициям.

К валютным ограничениям для резидентов и нерезидентов относятся:

1)     Запрет на валютные операции между резидентами, за исключением строго установленного перечня. К исключениям относятся операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках; операции между комиссионерами и комитентами; операции с внешними ценными бумагами; операции связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) и др. [2]

2)     Оформление паспорта сделки.

3)     Ввоз/вывоз иностранной валюты. Единовременный ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США [4].

4)     Открытие счетов за рубежом. Резиденты, за исключением случаев, тех категорий граждан и юридических лиц, которые попали под экономические санкции, открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ. При этом резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории РФ.

Во время регулирования внешнеэкономической деятельности таможенные органы имеют широкие контрольные полномочия. Важным направлением их деятельности в сфере валютного регулирования является валютный контроль. Его необходимость вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие специфические категории товара, как денежные средства и валютные ценности. Валюта может перевозиться физическими лицами, в виде оплаты за поставку вывозимого товара может поступать на счета в кредитных учреждениях, экспортироваться для расчетов по импортным контрактам. Во всяком случае перемещение денежных средств должно совершаться в рамках, установленных действующим законодательством.

Для того, чтобы защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты, достичь ее конвертируемости; приостановить бегство капитала за границу; обеспечить поступления валюты по внешнеэкономическим сделкам из-за рубежа; стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений, государству нужно создать эффективный правовой механизм валютного регулирования.

Следовательно, нашей стране необходимо создать комплексную систему валютного контроля и валютного регулирования, которая обеспечит гибкий подход к решению проблем, появляющихся в процессе осуществления экономической политики государства и регламентирующей валютные операции.

Таким образом, валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля. Также нужно отметить, что валютное законодательство в России находится в состоянии постоянного развития и в действующие нормативные правовые акты вносятся изменения и дополнения, основная цель которых – оптимизировать механизм контроля за внешнеэкономической деятельностью.

 

Список литературы

1.     О банках и банковской деятельности [Текст] : Федеральный закон РФ от 02. 12. 1990 г. № 395-1 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2.     О валютном регулировании и валютном контроле [Текст] : Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

3.     Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] : Федеральный закон РФ от 08. 12. 2003 г. № 164-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

4.     О проекте Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза [Текст] : Решение Комиссии таможенного  союза  ЕврАзЭС  от  20  мая  2010  года  №271  //  Справочная  правовая  система «КонсультантПлюс».

5.     О рынке ценных бумаг [Текст] : Федеральный закон РФ от 22. 04. 1996 г. № 39-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

6.     О Центральном банке Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон РФ от 10. 07. 2002 г. № 86-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».