Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЯПОНИИ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
28 мая 2016г.

В современных условиях человек является одним из основных экономических ресурсов. Теории устойчивого развития общества и концепция национального богатства базируются на признании человека движущей силой общественного развития. В рыночной экономике человек, выполняя многообразные экономические функции, является носителем производительных сил общества. В структуре производительных сил различают способность к труду и способность к потреблению. Человек, обладая совокупностью разнообразных сил и способностей, представляет собой фактор экономического роста. Вследствие этого концепция человеческого капитала занимает важное место в теории экономического роста. [9]

В начале XXI века в экономике ведущих стран мира произошли столь значительные изменения, что можно говорить о формировании основ новой экономики – экономики знаний. Специфика экономики, основанной на знаниях, приводит экономическую мысль к новому пониманию позиции человека в общественном производстве. Он, как и прежде, остается единственным активным началом в общественной производительной комбинации, однако теперь является не просто субъектом производительного труда, но выступает в качестве фактора, носителя способностей к творческому труду, к производству знаний, обладающего широким кругом разнообразных потребностей. [7]

Одним из условий повышения конкурентоспособности экономики является развитие человеческого капитала. Его значение в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации, как фактора социально-экономического развития на национальном, региональном и транснациональном уровне возрастает.

Изменения экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам центральное значение в достижении экономического успеха, как для отдельных личностей, так и для стран и народов. Информационные и компьютерные технологии, глобализация экономической активности и тенденции к большей индивидуальной ответственности и автономии изменили требования в том числе к обучению. [5]

По итогам исследования различных подходов к толкованию понятия «человеческий капитал», обобщив и критически оценив наиболее достоверные научные взгляды экономистов, согласимся со следующим определением «человеческий капитал – это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. Причем, эффективное функционирование человеческого капитала представляется возможным лишь при условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства направленных, с одной  стороны, на формирование и  воспроизводство человеческого капитала, а, с другой стороны, на обеспечение высокого качества жизни, вследствие чего про- исходит приращение человеческого капитала и повышение эффективности функционирования уже существующего человеческого капитала в интересах общества и личности» [6]

После рассмотрения теоретической части можно подойти к рассмотрению человеческого капитала на примере Японии.

Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается как усредненное значение трех обобщенных показателей: индекса уровня жизни, определяемого как скорректированный по ППС реальный ВВП на душу населения; индекса ожидаемой продолжительности жизни человека; индекса достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности населения и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровня. Чем ближе значение (ИРЧП) к 1, тем выше развитие человеческого потенциала страны. Лидерами по этому показателю ныне являются Норвегия (0.944), Австралия (0.935), Швейцария (0.930). Япония занимает лишь 20 строчку с индексом (0,891). [1]

Основой развития человеческого капитала Японии является их система образования. В Японии действуют: Школы (1. Начальная школа, 2. Средняя школа, 3. Старшая школа), Высшие учебные заведения (1. Университет 2.Профессиональный колледж 3.Школа специальной подготовки 4.Школа последипломного обучения). Обязательными являются начальная и средняя школы, однако более 95% продолжают обучение в старшей школе и 48% в ВУЗе. [8] Образование бесплатно только в начальной и средней школе, после чего можно продолжить учиться в частной/государственной старшей школе, ВУЗе. В общей сложности для прохождения всех уровней образования Японцу понадобится 18 лет, но в процессе обучения в зависимости от интеллектуальных способностей ученика выявляется уровень его проф. пригодности. В зависимости от результатов экзаменов ученику дается список возможных учебных заведений, в котором он может продолжить своё обучение.

Что касается финансовой составляющей, то Япония затратила 3.8% от уровня ВВП на сферу образования с 2006 по 2012гг. [4] Плоды таких вложений она может наблюдать уже сейчас. Качество преподавания значительно возросло за последние 10 лет назад. Уровень высшего образования у населения в возрасте с 25-34 лет (58.6%) выше чем у населения в возрасте 35-44 (53.4%), 44-54 (46.7%) и 54-64(35%) соответственно. [2]

Также по усредненному показателю уровень образованного населения Японии находится на лидирующих позициях: 1) Канада 53.6%; 2) Израиль 48.5%; 3) Япония 48.2%; 4) Люксембург 45.9%; 5) Корея 44.6 %. [2]

Система здравоохранения в Японии является одной из самых передовых в мире, доказательством этому является самая высокая продолжительность жизни японских граждан (83 года). [1] Обязательное медицинское страхование является основой для оказания всех медицинских услуг. Мед. страхование предоставляется не только гражданам Японии, но и временно проживающим в Японии лицам. Большая часть затрат на систему здравоохранения обеспечивается государством и работодателями частного сектора. Жители Японии расходуют на медицинскую страховку около 4% своего дохода. При получении мед. помощи страховка покрывает 70% всех расходов, если вы полностью самостоятельны и у вас есть постоянный доход, и 90%, если вы пенсионер, инвалид и не можете обеспечивать себя своими силами. [10] Оказание мед. помощи в Японии проходит очень быстро из-за большого количества врачей 177 на 100.000 и т.к. вся техническая составляющая больницы соединена между собой. В среднем прием у врача в Японии будет составлять 6 мин в то время как в США 20 мин.

Но независимо  от уровня здравоохранения в Японии развивается очень большая проблема  с демографической ситуацией. Уровень смертности превышает уровень рождаемости. Приведу статистику за: 1985г прирост населения составляет - 0.69%, 1995г - 0.36%, 2005г - 0.20%, 2015г – -0.08%. [3]

Японский менталитет очень необычен и непривычен для нас. Его фундаментом послужили: географическое положение, нехватка природных ресурсов и конечно же многовековая история. Что же в нем такого необычного? У Японцев очень развито чувство долга, они очень терпеливы, дисциплинированы и пунктуальны. Но это всё вытекает в то что Японцы являются самыми большими трудоголиками. Они могут работать и днем, и ночью и выполняют свою работу на все 100%. Если младший сотрудник завершил свою работу, то он не поспешит уйти домой, он предложит свою помощь своим коллегам. Японцы преданы копании, в которой они работают иностранцы порой называют это «командный дух». Также они искренне верят в то что если их работа будет выполнена отлично, то и предприятие будет функционировать отлично, что приведет к росту заработной платы или выплате премии. Ещё существует такой положительный момент, разница в зарплате шефа и рабочего различается совсем немного, что также служит прекрасным мотивом для полной отдачи на своём рабочем месте.

Важность человеческого капитала Японии невозможно объяснить, рассматривая его без анализа природно-ресурсного потенциала страны, но и по представленному материалу можно сделать  вывод: что человеческий капитал в экономике Японии играет основную роль. Для увеличения экономического потенциала, Япония обязана увеличить рождаемость в стране, т.к. в ближайшем будущем может развиться уже другая проблема с экономическим застоем в развитии страны. А эффективность человеческого капитала нынешней Японии подтверждается экономическим ростом.

 

Список литературы

1.     "Human Development   Report 2015: Work for Human Development"  [Электронный ресурс]  URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2015_statistical_annex.pdf

2.     Organisation      for      Economic      Co-operation      and      Development      [Электронный      ресурс]      URL: https://data.oecd.org/eduatt/adult-education-level.htm#indicator-chart

3.     World population policies 2013 [Электронный ресурс] URL:

4.     http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/population-and-demography/world-population- policies-2013_22e83351-en#page319

5.     World statistics pocketbook 2014 edition [Электронный ресурс] URL:

6.     http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/economic-and-social-development/world-statistics- pocketbook-2014-edition_2972d457-en#page114

7.     Дегтярев В.А., Днепров М.Ю., Золкин Е.Ю., Касаева Т.В., Лобунько С.И., Мельник Е.А., Михайлюк

О.В., Николаев В.А., Татаркулова Р.А. Экономические интересы и их реализация в условиях



инновационного развития Е.А., Михайлюк О.В., Николаев В.А., Татаркулова Р.А. депонированная рукопись под редакцией О.В. Михайлюк № 61099 23.10.2

8.     Касаева  Т.В  Проблемы  и  особенности  функционирования  человеческого  капитала  в  условиях

формирования инновационной экономики. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011 - С. 167.

9.     Касаева Т.В., Касаев А.Ю. Экономика эффективного человеческого капитала // В сборнике: Развитие экономики и менеджмента в современном мире Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 22-25.

10. Салимова К.И. Общеобразовательная школа Японии в XXI в. Педагогика. 2006. №8 C.88-96.

11. Kasaeva T.V., Kiseleva N.N., Rud N.Y. Human capital contribution into innovation progress: word experience Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11. С. 626-629.

12. Kodama S. For attending physicians; seeking to understand the diversity of medicine; efficiency and equity in healthcare: ethical aspects. Nihon Naika gakkai Zasshi. 2014. C.103.