Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 ГОД

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
27 мая 2016г.

Финансы составляют ту точку опоры, которая, согласно Архимеду, позволяет перевернуть весь мир. Кардинал Ришелье

Устойчивое развитие экономики – это основополагающее направление государственного курса реформ современной России. Но сложившаяся мировая ситуация сильно затрудняет выполнение намеченного курса.

Отражение внешнеэкономических проблем и ситуации внутри страны лучше всего видно при изучении основных характеристик федерального бюджета на соответствующий год.

Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкивается правительство при реализации бюджетной политики в текущем году.

Трансформация задач бюджетной политики за период 2014-2016 гг.

Реализация бюджетной политики в 2016 году осуществляется в качественно новых экономических условиях. Проанализируем изменения основных задач бюджетной политики РФ за последние годы.

Так, если в 2014 году в Бюджетный Кодекс РФ было включено требование о разработке и представлении одновременно с проектом бюджета проекта долгосрочного бюджетного прогноза, то в 2015-2016 гг. субъектам РФ предоставлено право выбора в отношении формирования проекта бюджетного прогноза, таким образом, субъект РФ самостоятельно принимает решение о целесообразности его разработки. Это говорит о нестабильности и непредсказуемости развития ситуации, что делает долгосрочное планирование экономически не оправданным.

При рассмотрении задач бюджетной политики на 2014-2015 гг. видно, что она в основном направлена на улучшение качества жизни граждан РФ. В ее состав включались такие положения как:

-   создание условий для улучшения качества государственных и муниципальных услуг;

-   улучшение качества работы контрольных органов;

-   содействие в обеспечении сбалансированности региональных и местных бюджетов;

-   повышение эффективности государственных закупок;

-   повышение открытости и понятности бюджетов.

Задачи же бюджетной политики на 2016 год – это проведение антикризисных бюджетных мер, в том числе:

1.     Создание условий для макроэкономической стабильности и адаптации экономики к новым реалиям.

2.     Мобилизация доходов бюджетов и повышение эффективности их администрирования.

3.     Развитие инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.

4.     Создание     условий     для     обеспечения     сбалансированности    и     снижения      долговой     нагрузки консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

5.     Повышение операционной эффективности управления бюджетными средствами.

Таким образом, бюджетная политика 2016 года нацелена, прежде всего, на поддержание устойчивости функционирования бюджетной системы страны при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы. Об этом свидетельствует и предоставление возможности принятия закона субъектами РФ о возврате в бюджет остатка субсидии на выполнение государственного задания бюджетными и автономными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания; и возможность дополнительного (сверх учтенных в законе) направления средств Резервного фонда на замещение не поступающих доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета; и предоставление Правительству РФ права с учетом экономической ситуации принять решение о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год", предусматривающих возможность использования дополнительных доходов.

Рассмотрим изменение законодательно установленных основные характеристики федерального бюджета на 2016 год и проекта их исполнения (Табл.1):





Как видно из таблицы, по итогам 2016 года федеральный бюджет должен быть исполнен с дефицитом в 2 360,2 млрд. рублей, который планируется покрывать за счет использования средств Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния, а также иных источников финансирования дефицита бюджета в число которых входят:

1.     Источники внутреннего финансирования дефицита, из них:

1.1.                    Государственные ценные бумаги

1.2.                    Приватизация

1.3.                    Компенсация сбережений

1.4.                    Исполнение гарантий

1.5.      Бюджетные кредиты

2.          Источники внешнего финансирования дефицита, из них:

2.1.      Заемные источники

2.2.      Государственные гарантии

2.3.      Государственные кредиты

Оценка объема финансирования дефицита бюджета в 2016 году представлена в Табл.2:


Таблица 2 

Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2016 году (млрд. рублей)

 

 

№ п/п

 

 

Показатель

 

 

2015

2016 год

Федераль-

ный закон

№ 384-ФЗ от 01.12.2014

 

Федераль-ный зак

№ 359-ФЗ от 14.12.2015

 

 

Отклонен

1

2

3

4

5

6

 

 

1

 

 

ДЕФИЦИТ / ПРОФИЦИТ

 

 

-2 16

 

 

-476,3

 

 

-2 360,2

 

 

-1 883,9 

 

 

 

2

 

 

 

Источники финансирования дефици

 

 

 

2 16

 

 

 

476,3

 

 

 

2 360,2

 

 

 

1 883,9

 

в том числе:

 

 

2.1

 

 

Резервный фонд

 

 

2 62

 

 

0,0

 

 

2 136,9

 

 

2 136,9

 

 

2.2

 

 

Фонда национального благосостоян

 

 

9,

 

 

4                 21,9

 

 

12,0

 

 

-9,9

 

 

2.3

 

 

Иные источники

 

 

-466

 

 

454,4

 

 

211,3

 

 

-243,1

 

Чтобы наглядно показать, на сколько тяжела на сегодняшний день экономическая ситуация в стране, приведем динамику основных бюджетных характеристик в %% к ВВП за ряд лет (Табл.3):


Таблица 3 

Динамика основных бюджетных характеристик в %% к ВВП за период 2000-2016 годы


 

 

Показатель

Период (годы)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

 

1

 

Доходы

 

15,5

 

17,8

 

20,4

 

19,6

 

20,1

 

23,7

 

23,3

 

23,4

 

22,5

 

18,9

 

17,9

 

20,3

 

20,7

 

19,7

 

20,3

 

18,0

 

17,5

2

Расходы

14,1

14,8

19,0

17,9

15,9

16,3

15,9

18,0

18,3

24,9

21,8

19,5

20,7

20,2

20,8

21,0

20,5

 

3

 

Дефицит/профицит

 

1,4

 

3,0

 

1,4

 

1,7

 

4,3

 

7,5

 

7,4

 

5,4

 

4,1

 

- 6,0

 

- 3,9

 

0,8

 

-0,06

 

-0,5

 

-0,5

 

-3,0

 

-3,0

Результаты представим в виде диаграммы (Рисунок 1):



Из приведенных выше данных следует, что уровень дефицита бюджета в 2016 году достаточно велик, однако он остался примерно на уровне прошлого года и не достиг значений кризисного 2009 года. Снижен общий уровень расходов бюджета, что не может не сказаться на уровне социального обеспечения граждан. Уровень ВВП возрос примерно на 7 %, однако не достиг запланированных федеральным законом № 384-ФЗ от 1 декабря 2013 года показателей примерно на 6,2%, что, несомненно, является отрицательной тенденцией.

Состояние мировой экономики, цен на нефть, экономических санкций в отношении России и политической обстановки оказывает значительное отрицательное влияние на устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Однако реализация мероприятий, очерченных бюджетной политикой в 2016 году, позволит обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Список литературы

1.     Бескоровайная С.А., Современный этап бюджетного реформирования в Российской Федерации/ С.А. Бескоровайная. - Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях, - 2011. -№ 3 (267) – С. 5-8

2.     Материалы к парламентским слушаниям (в части открытых сведений) на тему: «О прогнозе социально- экономического развития Российской Федерации до 2018 года  и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год»

3.     Федеральный закон от 1 декабря 2013 № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

4.     Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год"