Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЕВРОСОЮЗА

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
27 мая 2016г.

В современных условиях, в структуре национального богатства всех развитых стран, лидирующие позиции занимает человеческий капитал. Теории устойчивого развития общества и концепция национального богатства основываются на признании человека движущей силой общественного развития. Именно человеческий капитал способствует продвижению и оптимальному использованию всех остальных производственных ресурсов [1, С. 626-629.].

Человеческий капитал – это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. Причем, эффективное функционирование человеческого капитала представляется возможным лишь при условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства направленных, с одной стороны, на формирование и воспроизводство человеческого капитала, а, с другой стороны, на обеспечение высокого качества жизни, вследствие чего происходит приращение человеческого капитала и повышение эффективности функционирования уже существующего человеческого капитала в интересах общества и личности [3, С. 29].

Структура человеческого капитала индивида, которая представлена через:

- разграничение структурных элементов на первичные и вторичные; к первичным элементам отнесено здоровье как первооснова человеческого капитала, что соответствует биологической природе человека, определяющее его физические и психические способности к труду; в качестве вторичных обоснованы элементы, выступающие как надстройка и соответствующие социальной природе человека, – образование, информация, социокультурный компонент, определяющие его интеллектуальные способности к труду;

-выделение связующих элементов: 1) самоорганизации, играющей интегрирующую роль для всех составляющих структуры человеческого капитала, основой которой выступает интеллект, трактуемый как высший универсальный способ взаимодействия индивидуума с внешней средой на основе целеполагания, предопределяющий место индивидуума в системе разделения труда; 2) трудовой мотивации, обеспечивающей взаимосвязь индивидуального человеческого капитала с внешней средой и обусловленной исторически сложившимся типом социально-экономических отношений, позволило сформулировать императив устойчивости индивидуального человеческого капитала как внутренне интегрированной, структурно сбалансированной и целостной системы, ориентированной на достижение целевой функции (самореализацию личности) и адаптацию к влиянию окружающей среды (социально-экономических процессов) [4, С. 147-148].

Современная высокая мобильность капитала и факторов производства привела к положению, что в настоящее время  наличие природного и финансового капиталов  не имеет ведущего значения. Современная экономика перешла от конкуренции, основанной на сравнительных преимуществах (стоимость рабочей силы и наличие природных ресурсов) к конкуренции, основанной на преимуществах, состоящих в уникальных производствах и процессах, т.е. на интеллектуальном капитале [1, С.629].

Количественный и качественный рост человеческого капитала и эффективность его использования на- прямую зависят от объемов и качества производства запасов здоровья как основы человеческого капитала. В связи с этим представляется необходимым проанализировать процесс производства запасов здоровья, а именно, что необходимо для накопления здоровья как компонента человеческого капитала, как тот или иной фактор влияет на запасы здоровья, каково соотношение факторов, влияющих на здоровье.

Производство запасов здоровья - это совокупность процессов: ведения здорового образа жизни, охраны окружающей среды, этически приемлемого влияния на генетические факторы, лечебно-профилактической и амбулаторной деятельности органов и учреждений здравоохранения.

В целях интенсификации производства запасов здоровья, представляется необходимым, с одной стороны, изучить существующие механизмы влияния на процесс производства запасов здоровья, а, с другой стороны, предложить новые, эффективные механизмы адекватные современным условиям, а также обозначить характер взаимодействия государства, бизнеса и самих индивидов, направленные на эффективное производство запасов здоровья [5, С. 5].

Система здравоохранения в ЕС построена на основе общих принципов организации здравоохранения - это абсолютный доступ к лечению и страхованию, и отличный уровень медицинской помощи. Несмотря на значительное сходство существующих европейских систем здравоохранения, каждая отдельно взятая национальная система была создана с учетом влияния экономических, исторических, культурных и политических факторов.

Актуальность данной темы состоит в том, что системы здравоохранения в странах Европейского союза (ЕС) выполняют важную функцию социальной защиты населения. Они снижают как риски в области здоровья, так и финансовые риски, внося существенный вклад в социальное и экономическое благосостояние.

Мощным фактором в системе здравоохранения многих развитых стран Европы является обязательное социальное государственное медицинское страхование. Хотя системы здравоохранения в европейских странах и отличаются между собой, но задачи у них общие: обеспечить общедоступность и высокую результативность медицинского обслуживания, рационально использовать ресурсы, повысить качество услуг, а также больше прислушиваться к пожеланиям пациентов.

Принципы здравоохранительной политики Евросоюза:

1.     Обеспечение качества  медицинских услуг в условиях все  возрастающих бюджетных ассигнований государств ЕС.

2. Более тесная связь здравоохранения и экономического развития в целом.

3. Интеграция здравоохранения в другие «политики» Евросоюза. [6]

Затраты на здравоохранение продолжают расти быстрее, чем национальный доход. Из-за этой тенденции внимание при разработке политики было сосредоточено на инициативах по сдерживанию расходов. Вместо того чтобы сконцентрировать внимание на увеличение расходов на эффективное здравоохранение, которое стало бы вкладом в более продуктивную экономику и способом улучшения здоровья и благополучия граждан, разработчики политики озаботились только снижением стоимости услуг здравоохранения.

В странах ЕС функционируют разнообразные системы медицинского страхования. Условно, их можно разделить на 4 категории: дополнительные, замещающие, дубликатные, обязательные, причем первые 3 из них — добровольные. Кроме того, выделяют частное и государственное (социальное) медицинское страхование. Государственное страхование в большинстве случаев является обязательным, а механизмы его финансового обеспечения и предоставления медицинской помощи значительно отличаются в разных странах. Частное медицинское страхование обязательно только в одной стране — члене ЕС — в Нидерландах, где каждый житель в возрасте старше 18 лет должен приобрести страховой полис, включающий минимальное страховое покрытие, а дополнительные услуги приобретаются добровольно.

Общие расходы на здравоохранение в странах — членах ЕС значительно варьируют, при этом их доля в ВВП каждой из стран находится в диапазоне 6–12%, что свидетельствует о большой нагрузке для экономики стран ЕС. Германия, Франция и Великобритания уже несколько лет входят в топ-3 стран — членов ЕС с наибольшими расходами на здравоохранение, обусловленное системой организации медицинского страхования, где основную ответственность за предоставление медицинской помощи несет правительство, а государственное медицинское страхование является обязательным для всего населения.

При этом в разрезе расходов на здравоохранение из расчета на душу населения по итогам 2009 г. в топ- 3 уже входят совсем другие страны — Дания, известная своей сильной социальной политикой, Нидерланды, где недавняя реформа сделала частное медицинское страхование обязательным, и Бельгия (Рисунок 1). Пятерку лидеров замыкают Франция и Германия.


Следует отметить, что охват частного медицинского страхования в большинстве стран ЕС остается на достаточно низком уровне, а государственный сектор этих стран по-прежнему остается основным источником финансирования системы здравоохранения (Рисунок 2).


Государственное медицинское страхование сильно развито в Великобритании, Норвегии, Чехии, Швеции и Франции. Его обязательность в Великобритании и Франции оказывает значительное конкурентное давление на частных провайдеров. Следует отметить, что государственное медицинское страхование также имеет некоторые отличия в разрезе его финансирования. Так, оно может полностью финансироваться из государственного бюджета (как в Великобритании и Швеции) или за счет взносов в государственные страховые фонды, или совмещать оба подхода, как в большинстве стран — членов ЕС.

Расходы частного сектора экономики на здравоохранение в ЕС колеблются в пределах 5–15% общих затрат на обеспечение медицинской помощи. При этом в структуре этих расходов в большинстве стран преобладают расходы домохозяйств (Рисунок 3). Наряду с этим в некоторых европейских странах значительное развитие получило и частное медицинское страхование. К ним относятся Франция, Ирландия, Словения, Германия и Испания.




Частное медицинское страхование предлагает некоторые преимущества по сравнению с государственным:

·       потребители получают более широкий доступ к медицинскому обслуживанию, более высокое качество обслуживания и более высокий уровень альтернативы лекарственных средств по сравнению с государственной системой здравоохранения;

·       частное медицинское страхование предлагает потребителям большую свободу выбора (например пациент может выбирать время проведения процедуры, специалиста и медицинское учреждение);

·       компании, работающие в сфере частного медицинского страхования, более эффективно управляют рисками;

·       потребители могут выбирать провайдера частного медицинского страхования в соответствии со своими потребностями в отличие от государственной системы здравоохранения;

·       страховые компании работают в условиях жесткой конкуренции, что способствует снижению расходов на медицинское обслуживание, а также повышению качества предоставляемых услуг;

·       новые члены ЕС, которые трансформируют свои национальные системы здравоохранения (например Словакия), внедряют частное медицинское страхование как одну из составляющих реформы, чтобы снизить давление на государственную систему здравоохранения.

Несмотря на разнообразие, схемы частного медицинского страхования в ЕС имеют множество общих характеристик:

a.     частное медицинское страхование в основном проводится на добровольной основе в соответствии с принципом свободы договора;

b.     продукты создаются с учетом потребностей страхователя и/или получателя страховки;

c.      страховые компании предлагают индивидуальные и групповые контракты.

В отличие от гарантированного государственной системой здравоохранения доступа  к медицинскому обслуживанию, размер взносов, выплачиваемых за частную медицинскую страховку, зависит от ее покрытия, указанного в контракте.

Внедрение практики частного медицинского страхования способствует как формированию ответственного отношения пациента к своему здоровью, так и повышению качества и экономической эффективности медицинского обслуживания.

Ожидается, что значительное увеличение расходов на здравоохранение в странах ЕС, которое отмечают в последние несколько лет, продолжится и в ближайшем будущем. Такое увеличение затрат может оказаться неподъемной ношей для государственных систем здравоохранения этих стран. Увеличение расходов, как ожидается, будет обусловлено увеличением среднего возраста населения стран — членов ЕС и внедрением инновационных и поэтому более дорогостоящих методов диагностики и лечения.

Страховые компании предлагают вводить частное медицинское страхование наряду с государственным обеспечением. Это позволит обеспечить доступ пациентов к качественным медицинским услугам, адаптированным к их потребностям. Однако для активного развития рынка частного медицинского страхования необходима поддержка правительства.

Германия. В 2007 г. в Германии был принят закон об обязательном государственном медицинском страховании для всех проживающих в стране и с 1 июня 2004 г. соглашение, которое гарантирует бесплатное медицинское обслуживание для всех граждан ЕС.

Оплата страховых взносов в Германии проводится работодателями и нанятыми работниками на паритетных началах. Для студентов разработаны специальные схемы страхования с более выгодными ставками. Следует отдельно подчеркнуть, что медицинское страхование в этой стране является частью системы социального обеспечения.

В Германии существует две системы медицинского страхования - это

государственное страхование здоровья и частное медицинское страхование. Как правило, частное страхование предлагает более полное покрытие услуг, нежели государственное, а также предусматривает применение альтернативных методов лечения.

В случае государственного медицинского страхования с гражданина взимаются ежемесячные отчисления в размере около 15,5% доходов, но не более 575 евро в месяц. При выборе частного медицинского страхования взносы платят исходя из результатов проверки страхуемого лица (оценки риска возникновения страхового случая) и объема страхового покрытия.

Оплата медицинских услуг и лекарственных средств в случае государственного страхования проводится страховиком сразу, а при частном — пациент сначала оплачивает счет сам, а затем стоимость полученных услуг и приобретенных препаратов ему возмещает страховик. Правительство Германии принимает меры, направленные на снижение стоимости препаратов, а также договаривается о скидках с фармацевтическими компаниями.

Таким образом, 85% жителей Германии застрахованы в рамках государственной схемы, а остальные 15% пользуются услугами частных страховых компаний. Переход на частную схему страхования освобождает от уплаты взносов за государственную страховку и возможен только в случае, если доход страхуемого превышает 49,5 тыс. евро в год.

Франция. Государственное медицинское страховании является обязательным и во Франции. Основной фонд охватывает около 80% населения, есть еще 2 дополнительных фонда, предназначенных для частных предпринимателей и работающих в сфере сельского хозяйства. Фонды наполняются за счет взносов работодателей, наемных работников, а также подоходного налога (для предпринимателей). Страховой взнос, взимаемый с наемных работников, составляет 20% их дохода до выплаты налогов.

Распределение средств фондов социального страхования контролируется совместно работодателями, представителями профсоюзов и государством.

Около 78% общих расходов на здравоохранение во Франции покрывается  государственной системой медицинского страхования. Оставшихся 22% оплачиваются непосредственно пациентами и частными страховыми компаниями.

Государственная система страхования во Франции покрывает расходы на стационарное и амбулаторное лечение, а также возмещает расходы на лекарственные средства, относящиеся к рецептурной группе. При этом в значительной степени она не покрывает стоматологическое и офтальмологическое лечение, профилактические услуги — в ограниченной степени и для определенных групп населения.

Государственная система страхования во Франции применяет 3 подхода для оплаты расходов на медицинское обслуживание и лекарственные средства: с использованием франшизы, доплат и дополнительных счетов.

Размеры франшизы и ставки возмещения зависят от:

·       вида предоставляемых услуг;

·       группы пациентов (пациенты с хроническими заболеваниями или относящиеся к социально незащищенным группам населения освобождаются от совместного несения расходов);

·       эффективности отпускаемых по рецепту лекарственных средств (размер выплат, производящихся пациентом, может варьировать от 0% для высокоэффективных препаратов до 100% для лекарственных средств с ограниченной терапевтической эффективностью);

·       соблюдения пациентами «Médecin traitant», подзаконного акта, который призван мотивировать больных обращаться за медицинской помощью вначале к врачам  общей практики. Так, выплаты пациента в случае обращения к врачу общей практики составляют 30%, а при обращении к врачу другой специальности — до 50%. При этом разница не может возмещаться в рамках договоров частного страхования.

Расходы, понесенные пациентом при страховании с франшизой, могут быть возмещены в рамках дополнительного договора частного страхования.

Врачи могут повышать стоимость своих услуг с учетом уровня квалификации. Разница оплачивается пациентом в рамках дополнительного счета.

Нидерланды. Нидерланды — единственная страна в ЕС, где на законодательном уровне закреплено обязательное частное медицинское страхование. Соответствующее законодательство было принято в 2006 г. для сокращения государственных расходов на здравоохранение, размер которых достиг критической для государственного бюджета отметки. Теперь каждый житель страны обязан приобрести базовый страховой полис, объем которого определяют государственные регуляторные органы, а страховые компании, в свою очередь, не имеют права отказать кому-либо в предоставлении страховки. Частные страховые компании, возмещают стоимость амбулаторного и стационарного медицинского обслуживания, услуг врачей общей практики, психиатрической помощи и лекарственных средств, услуги стоматологов, офтальмологов, физиотерапевтов, а также специалистов, работающих в сфере нетрадиционной медицины. Обязательное частное страхование охватывает около 99% населения Нидерландов.

Наряду с частной системой страхования одновременно  продолжает действовать государственная, покрывающая все население Нидерландов. Государственная система страхования покрывает расходы на уход за лицами пожилого возраста, пациентами с хроническими заболеваниями или с нарушениями психики и применим ко всем гражданам этой страны.

Обязательное частное страхование не распространяется только на детей в возрасте до 18 лет, поскольку все расходы на их лечение покрывает государство, и новоприбывших жителей страны в течение первых 4 мес проживания. Его стоимость не зависит от индивидуальных характеристик пациента, определяющих риск наступления страхового случая.

В Нидерландах остается 1% незастрахованного населения, которое может присоединиться к программе, но при этом в течение последующих 5 лет выплачивать дополнительно 30% сверх ежемесячного страхового взноса.

Правительство Нидерландов мотивировало переход на обязательное частное страхование тем, что это позволит снизить расходы на предоставление медицинской помощи как самого государства, так и потребителей, а также повысить ее качество, что объясняется механизмами конкуренции на рынке услуг страхования.

Великобритания. Государственное медицинское страхование в Великобритании является бесплатным и покрывает все виды медицинских услуг и лекарственные средства, назначенные врачом.

Организацией предоставления медицинского обслуживания занимается государственная организация Национальная служба здравоохранения (NHS). Она оплачивает стационарное и амбулаторное лечение, услуги врачей общей практики, узкопрофильных специалистов, лекарственные средства, стоматологические услуги, психиатрическую помощь, реабилитацию и др.

В рамках государственного страхования существует всего несколько вариантов совместного несения затрат. Так, при посещении стоматолога уплачивается 198 фунтов стерлингов (237 евро) за весь курс лечения. А при назначении лекарственного средства врачом общей практики, стоматологом или специалистом другой специальности взимается фиксированная сумма с одного рецепта (в Англии эта сумма составляет 7,2 фунта стерлингов (8,6 евро), однако около 89% назначений освобождаются от данного сбора. От уплаты фиксированной суммы за один рецепт освобождаются дети в возрасте до 16 лет, учащиеся до 18 лет, пациенты старше 60 лет, люди с низким уровнем дохода; беременные и женщины в течение 12 мес после родов, пациенты с определенными заболеваниями и люди с ограниченными возможностями. Кроме того, для пациентов, приобретающих большое количество лекарственных средств, предусмотрены скидки. Таким образом, расходы домохозяйств на здравоохранение в Великобритании в 2009 г. составили 10%.

Доля NHS в общем объеме расходов на здравоохранение в Великобритании составляет 84%. Эта организация финансируется за счет налоговых поступлений (76%), страховых взносов (18%), сборов с пациентов (3%), а также других источников дохода (3%). Помимо налоговых поступлений NHS получает средства от продажи лекарственных средств (фиксированная плата) и предоставления стоматологических услуг. Кроме того, есть пациенты, которые пользуются услугами NHS на коммерческой основе.

Несмотря на полное покрытие медицинских услуг государственной страховкой, в Великобритании работают и частные провайдеры медицинского страхования. Это обусловлено тем, что государственная система здравоохранения имеет некоторые недостатки, в частности, пациенты вынуждены длительное время ожидать проведения необходимой процедуры, не могут выбирать время ее проведения, врача и медицинское учреждение. Именно эти факторы способствуют развитию частного медицинского страхования, поскольку оно позволяет избежать всех этих проблем и, кроме того, может предоставить более высокий уровень сервиса и конфиденциальности. На рынке частного страхования Великобритании присутствуют как коммерческие, так и некоммерческие организации. По данным за 2006 г., услугами частных страховых компаний воспользовалось 12% населения страны.

ЕС — достаточно гетерогенное сообщество, и даже при решении вопроса обеспечения населения медицинским обслуживанием не   сформировалось   единого подхода. Системы обеспечения медицинской помощью населения в странах — членах ЕС находятся под давлением постоянного увеличения расходов. Так, общие расходы на здравоохранение стран — членов ЕС возрастут на 140% в период с 2000 по 2050 г. Рост расходов в прошлые 10 лет был обусловлен политическими решениями, призванными расширить доступ населения к качественному лечению, а также разработкой инновационных методов лечения и лекарственных средств. В будущем увеличению расходов на здравоохранение поспособствуют дополнительные факторы, например, демографические и климатические.

Несмотря на увеличение расходов на государственное медицинское страхование в большинстве стран — членов ЕС частное медицинское страхование развито в гораздо меньшей степени. И лишь некоторые следуют советам экспертов, которые прогнозируют повышение роли частного медицинского страхования и делают его обязательным для всего населения как, например, Нидерланды.

В заключении следует отметить, что сегодня основными стратегическими направлениями в системе здравоохранения Евросоюза выступают такие мероприятия как, активизация охраны здоровья на фоне все более активно стареющего населения Европы, защита населения от угрозы различных заболеваний, создание динамичной системы здравоохранения с учетом новых технологий, а для этого потребуется много материальных и нематериальных ресурсов.

 

Список литературы

1.     Kasaeva T.V., Kiseleva N.N., Rud N.Y. Life Science Journal. Human capital contribution into innovation progress: world experience. 2014. Т. 11. № 11. С. 626-629.

2.     «Европейский Союз – взгляд в будущее: медицина лицом к пациенту» [Электронный ресурс].- URL: http://health-ua.com/articles/1320.html

3.     Касаева  Т.В.  Проблемы  и  особенности  функционирования  человеческого  капитала  в  условиях формирования инновационной экономики. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011.- 167с.

4.     Касаева Т.В., Юрьев В.М. Императивы воспроизводства человеческого капитала в России // Социально- экономические явления и процессы. 2014. №3. С.143-148.

5.     Лисицын, Ю.П. Проблемы нормалогии в здравоохранении// Экономика здравоохранения. 2003. №3. С.5-7.

6.     Медицинское страхование в ЕС [Электронный ресурс].- URL:http://www.apteka.ua/article/116897

7.     Сара Томсон, Томас Фубестер стратегическое исследование   «Финансирование здравоохранения в Европейском Союзе» , 2010 г. – С.241-247.