Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
27 мая 2016г.

Обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно необходимых сторон деятельности государства, общества и личности, следовательно, понятие национальной безопасности включает оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внутренних и внешних угрозах.

Реализация национальных  интересов Российской  Федерации  возможна только  на  основе устойчивого развития экономики, которая характеризуется прочностью и надежностью ее элементов, горизонтальных, вертикальных и других связей внутри системы, способностью выдерживать внешние и внутренние «нагрузки». Чем более устойчивы экономическая система, соотношение финансово-банковского и производственного капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет довольно высокой. Нарушение пропорций и связей между различными компонентами системы ведет к дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

В связи с чем, вопрос обеспечения экономической безопасности является одним из национальных приоритетов внутренней и внешней политики государства. Одним из институтов, на который возложены функции по обеспечению экономической безопасности, являются таможенные органы. Именно через деятельность таможенных органов реализовывается регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, оказываются таможенные услуги и осуществляется таможенная статистика. Следует отметить, что в настоящее время обеспечение экономической безопасности является приоритетной задачей таможенных органов любой страны. С другой стороны, рассматривая таможенные органы как элементы государственной власти, которые исполняют свои полномочия, они обеспечивают и другие виды безопасности (например: финансовую, пограничную, военную, экологическую, радиационную и др.).

Помимо видов экономической безопасности различают так же ее уровни, такие как: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности) [1]. При этом необходимо подчеркнуть, что таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех выделенных нами уровнях.

В целом многие авторы характеризуют экономическую безопасность, как устойчивость экономической системы, другими словами, прочность и надежность ее элементов, горизонтальных, вертикальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внешние и внутренние «нагрузки». А это в свою очередь, требует развития экономики государства, так как, если экономика не развивается, то вероятность ее выживания в современных условиях резко уменьшается. Таким образом, развитие и устойчивость требуют динамического подхода к проблеме экономической безопасности государства.

Реализация полномочий таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации открывается в системе показателей и критериев, где важнейшим критерием выступает ориентированность на конечный результат.

Являясь по своему административно-правовому статусу правоохранительными и военизированными структурами, таможенные органы России непосредственно принадлежат силам обеспечения национальной безопасности. Именно сейчас они выступают одним из основных инструментов по осуществлению экономической политики государства, обеспечению защиты экономических интересов на международном уровне, развитию независимой экономики. Цели таможенной политики России – обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулировать товарообмен на таможенной территории России, участвовать в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулировать развитие национальной экономики .

Как представляет анализ компетенции таможенных служб, с каждым годом их участие в обеспечении безопасности проявляется все ярче, что  обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, появляющимися экономическими и политическими проблемами как на международном уровне, так и внутри государства и, как следствие, появлением новых рисков и угроз для развития личности, государства и общества.

Образование в системе таможенных органов специальных подразделений правоохранительного профиля разрешило активизировать борьбу с экономическими преступлениями, контрабандой, коммерческими правонарушениями. Таможенные органы являются субъектом оперативно-розыскной деятельности, с другой стороны, являясь правоохранительными по сути своей работы, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации наркотиков, оружия, валюты и культурных ценностей. Учитывая положения Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [2].

Вследствие этого, в Стратегии развития таможенной службы РФ совершенствованию таможенного регулирования уделяется специальное внимание, что предполагает увеличение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитию таможенных технологий, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов страны во внешнеэкономической сфере, содействия  развитию  добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем создания более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации подразумевают:

–     предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру  экспорта  для  товаров,  которые  не  идентифицированы  как  рисковые  поставки,  требующие дополнительной проверки (до 2 часов к 2018 году);

–     предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (до 2 часов к 2018 году);

–     декларации на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (до 100 процентов к 2014 году);

–     декларации на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, таможенные операции и таможенный контроль в отношении которых осуществляется в таможенных органах, расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации, в общем объеме деклараций на товары (до 65 процентов к 2020 году);

–     количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте) (до 4 штук к 2018 году);

–     случаи несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры (с 17 процентов в 2012 году до 11 процентов в 2020 году);

–     нарушения таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных таможенными органами Российской Федерации с применением системы управления рисками при декларировании товаров, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами Российской Федерации по результатам таможенного контроля (до 95 процентов к 2020 году).

Необходимо отметить, что одной из важнейших функций таможенных органов в области экономической безопасности РФ  является исполнение и совершенствование таможенного контроля. Во время таможенного контроля сотрудники таможенных органов выполняют проверку законности перемещения через границу товаров и транспортных средств, проверку соблюдения условий распоряжения и пользования товарами, находящимися на таможенной территории под таможенным контролем, а также производят проверку деятельности в сфере таможенного дела. Таможенные органы проводят контроль за безопасностью пищевой продукции, поступающей на потребительский рынок нашей страны от иностранных производителей. Главной задачей для таможенных органов является предотвращение ввоза некачественной или опасной для здоровья и жизни людей продукции [3].

Таким образом, можно сделать следующие выводы, во-первых, экономическая безопасность – это важнейшая качественная характеристика экономической системы, неотъемлемая часть национальной безопасности страны, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, достижения приоритетных целей социально- экономического развития государства в целом.

Во-вторых, таможенные органы и таможенная политика изначально в силу своей особой структуры и природы таможенного дела являются органами, которые направлены на обеспечение экономической безопасности. Правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает систему экономических, правовых, организационных и иных программ и мероприятий, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, оптимизацию процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.

 

Список литературы

1.     О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2.     О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3.     Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза[Текст]:Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 50. – Ст. 6615.