Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Одним из важных вопросов современной Россия является – повышение конкурентоспособности организации. Решение социально-экономических проблем в условиях конкуренции является наиболее актуальным и востребованным вопросом.

Современная рыночная экономика сформировалась в сложную систему, состоящую из большого количества производственных, коммерческих, финансовых, информационных структур, взаимодействующих между собой, и объединяемых общим понятием – рынок [1].

Основным понятием, характеризующую сущность рыночных отношений, является конкуренция (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться) [2].

Конкуренция - это борьба между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные и перспективные условия производства и сбыта товаров. Целью, стимулирующей к конкурентной борьбе, является стремление опередить других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.

Конкуренция составляет основу рыночной экономики и является главной движущей силой эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде.

Основа конкуренции заключается в распределении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. При большом количестве покупателей и продавцов на конкурентном рынке, ни тот и ни другой не может повлиять на его цену. Рассмотрим этот тезис со стороны продаж, или предложения, на товарном рынке. При дефиците товара, цена на него повышается. Например, из-за холодов не удалось собрать норму урожая, что резко повысило цену на него. Точно так же, совместно действующая маленькая группа производителей, способная управлять общим объемом предложений продукта, может искусственно повысить цену к выгоде продавца.

Собственно говоря, регулируя предложение, можно в собственных интересах манипулировать рынком. Однако сущность конкуренции заключается в том, что на рынке находится такое большое количество покупателей и продавцов, что они вносят бесконечно малую долю общего объема предложения, которое не в состояние воздействовать на предложение, следовательно, и на цену продукта.

В следствии, индивидуальные производители не способны манипулировать ценой продукта. Тоже самое справедливо и для покупателей. Они действуют независимо друг от друга, что в результате не дает им возможности манипулировать рынком к своей выгоде.

Рассматривая конкуренцию необходимо показать как положительные ее стороны, так и отрицательные. Положительные стороны конкуренции:

поиск и реализация инноваций в производстве продукции

обязательное усовершенствование производства; улучшение характеристик товара;

снижение цен вследствие обильной борьбы за покупателя; интегрирование новых схем управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику; большое количество «жертв» в виде безработицы.

Конкуренция подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую, в зависимости от степени проникновения внутрь отрасли. Из-за сильной конкуренции можно выделить конкуренцию трех видов:

1.   Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно решить различными

способами. Соответственно, все такие товары являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине бытовых, спортивных принадлежностей изделий, именно таковы.

2.      Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары с одной и той же функцией и предназначением, но различающиеся каким-то важным параметром. Например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.

3.Предметная конкуренция – результат конкуренции фирм, выпускающих почти или совершенно идентичные товары. Данную конкуренцию также называют межфирменной.

Одна из самых употребляемых классификаций – по состоянию рынка и по способам соперничества, где основные показатели это:

число производителей и потребителей

своеобразность товара

требования входа/выхода на рынок информация и быстродействие

Характерные отличия совершенной конкуренции:

Основным отличием совершенного, конкурентного рынка является большое число независимо действующих продавцов, предлагающих свою продукцию на рынке. Например, автомобильные рынки, ярмарки.

Конкурирующие фирмы, производящие гомогенную продукцию. Как правило, потребитель рассматривает продукцию данных фирм как одинаковый товар. Конкуренция между фирмами за потенциального покупателя идет на базе рекламы.

При чисто конкурентном рынке, отдельные фирмы практически не участвуют в регулировании цены на продукцию. Потому, что произведенный товар данной  фирмы на фоне общего объема производства будет незначительным. Например, потребители откажутся от товара фирмы А, стоимостью товара 150 рублей, если у ее 500 конкурентов стоимость аналогичного товара составляет 120 рублей.

Свобода действий фирм. То есть, новые фирмы могут входить на рынок, а старые покидать его, при это не существует никаких проблем – законодательных, технологических и других.

Несовершенная конкуренция не является новым термином, она существовала всегда. Но особое ее обострение началось в конце девятнадцатого века, так как в это время стали появляться новые монополии. К этому периоду относят создание акционерных обществ и скапливание капитала. Начинается борьба за всевозможные ресурсы.

Несовершенная конкуренция характеризуется двумя причинами. Во-первых, стремление к уменьшению производителей товаров, в тех отраслях, для которых характерна экономия от количества произведенной продукции. Например, крупным фирмам производство обходится дешевле, соответственно и товар они могут продавать дешевле, что в свою очередь приводит к вытеснению мелких производителей.

Во-вторых, трудности возникают при вступлении новых конкурентов в отрасль. Это  связано с государственным регулированием или с финансовыми составляющими, прорваться в отрасль может быть слишком дорого.

Конкуренцию разделяют по методам на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция хорошо прослеживается в несовременное время, когда даже аналогичные товары предлагались на рынке по самым различным ценам. С помощью снижения цены, производитель мог выделить свой товар, рекламируя его, соответственно, получая долю рынка. Если рынки монополизированы, то ключевые игроки пытаются удержать цены постоянными, чтобы, снизить себестоимость и затраты на рекламу, то есть, максимизировать прибыль. На монополизированных рынках цены не столь эластичны, как на немонополизированных. Конечно, нельзя сказать, что на современном рынке не ведется <<война цен>>, она присутствует, но в скрытой форме. Противостояние цен на какой-либо товар возможно до тех пор, пока предприятие не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, которые возникают из увеличения масштаба массового производства.

При установление баланса цен, новая попытка снизить цену, как показывает практика, может привести к тому, что конкуренты  сделают тоже  самое. В итоге  фирмы  от этого не выигрывают,  оставаясь на  равных позициях между собой, а это в свою очередь на прямую оказывает влияние на их финансовое состояние и вследствие снижаются инвестиции в модернизацию и расширение производства. Происходит постепенный спад производства и вместо долгожданного результата и вытеснения конкурентов наступают непредвиденные банкротства.

Схема ценовой конкуренции реализуется следующим образом.

Производитель продукции устанавливает цены ниже рыночных. Фирмы-конкуренты, которые не способны последовать данной тенденции начинают испытывать трудности и вследствие уходят с рынка или становятся банкротами. Но всегда присутствует такой игрок, который сможет вывести фирму из сложного положения, переживет волнение цен и дождется нового улучшения в ценовой конкуренции. Поэтому фирмы, находящиеся в приблизительно одинаковых положениях, как правило, от ценовых войн ничего не получают. Однако на улучшение своих позиций может рассчитывать та фирма, которая имеет сильное положение на рынке [3].

Основное условие позитивной ценовой конкуренции является снижение себестоимости и модернизация производства.

При неценовой конкуренции на первое место выходит качество и характеристика товара, его надежность, прочность и т.д.  Роль цены  нисколько не уменьшается, но в данном виде конкуренции главным аспектом предложить разнообразный стиль, тип, качество продукта или услуги.

Главными формами неценовой конкуренции в области монополистической конкуренции представляются дифференциация продукта. Дифференциация продукта позволяет создать разнообразные по типу, стилю, качеству товары и услуги. При успешной реализации, данный способ конкуренции позволяет фирме создать свой круг покупателей, которые будут предпочитать данный товар аналогу у других фирм.

Даже при тех огромных вариациях товаров, которые существует на рынке всё равно возможно создать новое предложение. Которое сможет предоставить что-то новое от уже имеющегося на рынке. Скрупелезный анализ потребительских вкусов позволяется внедриться новым игрокам в рынок и стать новым конкурентоспособным   товаропроизводителем.

В современное время дифференциация продукта может способствовать введению в заблуждение потребителя. Потенциальный потребитель из-за огромного обилия предлагаемых товаров может положиться на ложный ориентир в выборе товара. Частым оперируемым фактором выбора товара из себе подобных становится цена, которая по мнению потребителя является наилучшем показателем выбора продукции.

Иной формой неценовой конкуренции является улучшение продукции и услуг. Повышение качества выпускаемой продукции даёт фирме изготовителю преимущество перед другими фирмами, которые не инвестируют в модернизацию своей продукции. Благодаря этой форме конкуренции можно выделить два позитивных нюанса, помимо повышения престижа в глазах потенциальных покупателей.

Из-за удачного улучшения продукции одной фирмой, другие фирмы конкуренты в ускоренном порядке тоже начнут модернизацию своей. А это в свою очередь поможет развитию научно-технического прогресса.

С другой стороны, это будет содействовать появлению новых источников финансирования процесса дальнейшего улучшения продукции или выпуска нового товара. В дальнейшим это позволит увеличить производство данной продукции и получить экономическую выгоду [4].

Иногда к неценовым методам относят предоставление большого комплекса услуг: увеличение гарантии на продукцию, бесплатное сервисное обслуживание, замена старого товара на новый в качестве какой то суммы и.т.д.

В настоящее время популярное направление развития получили маркетинговые исследования, которые изучают запросы потребителя, его отношение к разной продукции, т.к. дополнительная информация способствует притоку потенциальных потребителей.

Большим ходом развивается средства массовой информации, пресса и реклама становятся важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы и другим приемов стимулирования сбыта можно добиться временного преимущества в условиях монополистической конкуренции.

Оценки конкурентоспособности для разных объектов устанавливаются в каждом отдельном случае индивидуально, в зависимости от сложности и особенностей объекта. Конкурентоспособность  объекта рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значимости рынков. Например, конкурентоспособность государства можно оценить на основе главных показателей, показывающих эффективность отдельных сторон.

В настоящее время основным показателем мировой конкурентоспособностью являются неценовые факторы, важнейшее значение приобретает качество товара, его инновационность и характеристики изделия. Поэтому, развитые страны в быстром темпе развивают научно-технический потенциал, чтобы весть разработки высокотехнологичных продуктов и соответственно, повышать конкурентоспособность своей страны.

В последние годы одним из значимых факторов конкурентоспособности является экологический фактор. Жесткие экологические  стандарты, возрастающие требования  к качеству товара заставляют  производителей использовать новые принципы разработки изделий. Поэтому, важной задачей является модернизирование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость изготовляемой продукции. Цена на продукцию должна учитывать экологический фактор, дальнейшую утилизацию и рециркуляцию отходов.

Таким образом, конкурентоспособность является важным, неотъемлемым признаком введения успешной деятельности фирмы. В условиях монополистической борьбы, манипулируя продуктом, можно добиться кратковременного преимущества над конкурентами. Прибегая к помощи массовой информации можно также повысить рентабельность своей продукции. Если дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, то реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту.

Конкурентоспособность фирм показывает их возможности к изменению окружающей среды, показываетслабые стороны и дает возможность продуктивно использовать свои внутренние резервы на устранение проблем. Для высокой конкурентоспособности фирмы, страны нужны инвестиции и грамотные модернизации во всех структурных уровнях.

 

Список литературы:

1.     Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика-М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. 257 с.

2.     Вариамова А.М. Конкуренция и монополия / РИСК.-2010. №5. С.56-60.

3.     Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2010.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие/ Г.В. Савицкая. - 7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2010. 704с.