Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ФОРМА НЕКОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   В экономической теории одним из необходимых условий «выживания» производителей является повышение качества товаров. Однако в современной России потребители часто сталкиваются с приобретением некачественных товаров: «Купил вчера хлеб в любимой пекарне… а он отличается в худшую сторону от того, который был прежде» [5, с. 9]. Определенным индикатором состояния дел на потребительском рынке может служить показатель динамики числа обращений с жалобами в Роспотребнадзор и его территориальные органы: со 190 375 в 2009 г. до 321 665 в 2013 г. [3, с. 24]

   Проблема снижения качества товаров характерна не только для российской экономики: «То, что цена не может служить гарантией качества, стало для меня одним из самых неприятных «западных» открытий… Обувь на один сезон. Свитер – до первой стирки… Все устроено так, чтобы ты работал… и покупал, покупал, покупал… Какая-то неэкономная экономика лежит в основе развитого капитализма» [1, с. 151].

    Взаимоотношения потребителя и организации в институциональной теории определяются понятием «трансакция сделки». Трансакции сделки представляют собой свободное перераспределение прав собственности на редкие блага между равными с правовой точки зрения экономическими субъектами, но имеющими различную переговорную силу. Очевидно, что предприятия гораздо больше осведомлены о качестве реализуемой продукции, условиях сделки, ценах и т.д., т.е. на рынке возникает асимметрия информации - ситуация, когда некоторые агенты экономических отношений обладают большей долей рыночной информации, чем остальные. Асимметрия информации обусловлена либо скрытыми действиями, то есть теми действиями участника, которые другая сторона сделки наблюдать не может; либо скрытой информацией – информацией о внешних условиях, которая на определенном этапе становится известна одной стороне.

   В реальной хозяйственной практике нарушения прав потребителей выражаются в реализации некачественной и небезопасной продукции, отказе от предоставления необходимой информации об условиях сделки, навязывании дополнительных услуг, отказе от возмещения убытков, имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков товара.

    Подобное поведение хозяйствующих субъектов следует отнести к неконкурентному типу, поскольку оно не направлено на удовлетворение нужд и интересов потребителей. Целью такого поведения является извлечение необоснованной выгоды вследствие наличия информационной асимметрии, а также различной переговорной силы между предприятиями и потребителями.

  Охарактеризуем основные виды нарушений в потребительской сфере и формы неконкурентного поведения фирм. Последние три анализируемых года (2011-2013 гг.) сохраняется тенденция превалирования количества жалоб на нарушение прав потребителей в сфере оказания услуг, где доминирует жилищно-коммунальная сфера (30,5%), на втором месте – сектор финансовых услуг (10,3%). В сегменте розничной торговли в большинстве случаев (77%) жалобы касались обстоятельств приобретения непродовольственных товаров, главным образом – технически сложных [3].

    Основная доля нарушений связана: 1) с несоблюдением права потребителей на информацию о товаре, продавце, изготовителе и 2) с реализацией некачественных товаров: 62,8 % и 9,6% в сфере розничной торговли, 79% и 4,6% - при оказании услуг по перевозке пассажиров; 33,9% и 7,3% - в секторе ЖКХ; 44,6% и 3% - в сфере туризма соответственно. Структура выявленных нарушений представлена в Табл.1.


Таблица 1 Структура нарушений при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в РФ, 2010-2013 гг.

Структура нарушений

2010

2011

2012

2013

Выявлено нарушений законодательства о защите прав потребителей, всего

212 770

235 806

296 037

320 778

из них

Закона «О  защите  прав потребителей»,  в том числе  по статьям:

138 367

146 525

180 250

175 291

Статья 4 (качество товара, работы, услуги)

12 230

12 607

16 589

17 779

Статьи 5, 6 (гарантия, срок годности, срок службы, возможность технического обслуживания)

6 812

6 899

6 756

6 684

Статья 7 (безопасность товара, работы, услуги)

12 612

11 408

10 036

9 734

Статьи 8—10, 12 (информация о товаре, работе, услуге и лицах, их предоставляющих)

83 590

88 264

110 710

114 938

Статья 11 (режим работы продавца, исполнителя)

3 497

4 385

5 921

7 293

Статья 16 (недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей)

6 685

7 563

9 500

10 766

Другие статьи Закона «О защите прав потребителей»

12 941

15 399

20 738

20 688

Источник: Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2013 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. – С. 19.

     Варианты неконкурентного поведения фирм в потребительской сфере включают:

•   непредставление необходимой и достоверной информации о  реализуемом  товаре, изготовителе, продавце, исполнителе, режиме их работы;

•   продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества;

•   навязывание невыгодных условий, нарушающих права потребителя.

   Как было выше отмечено, область потребительских правоотношений в секторе ЖКХ по сравнению с другими сферами услуг лидирует по числу обращений граждан в территориальные органы Роспотребнадзора. Большая часть поступающих обращений касается установления тарифов на ЖКУ, правомерности начислений тех или иных видов платежей, параметров качества коммунальных услуг, вопросов перерасчета и других спорных ситуаций.

   Вопросы защиты прав потребителей стали особенно актуальными в связи с передачей населению жилого фонда в самоуправление, ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения, а также переходом предприятий жилищно-коммунальной сферы на самоокупаемость. Вместе с тем уровень и качество коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие преобразования в различных секторах экономики.

   Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном  состоянии. Нормативный срок отслужили порядка 60% основных фондов, протяженность уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, растет, отмечается увеличение потерь тепла в сетях. Можно заключить, что содержание жалоб потребителей отражает уровень исполнения своих полномочий органов региональной и муниципальной власти в жилищной сфере.

   В результате проведения надзорных мероприятий территориальных органов Роспотребнадзора по некоторым группам товаров (одежда, обувь, бытовая техника, транспортные средства, мебель, видеоаппаратура) свыше 10% продукции изъято из оборота [3, с. 147-149].

   В отношении практики навязывания потребителям дополнительных услуг, заметим, что она распространена при оказании услуг подвижной связи и включает в себя подключение мобильных подписок без согласия абонента, снятие денежных средств за отправку короткого текстового сообщения на «короткие» номера, подключение дополнительных услуг на условиях «льготного» бесплатного периода с последующим взиманием платы при отсутствии отказа абонента от услуги [2, с. 67-73].

   Таким образом, в российской хозяйственной практике наиболее часто нарушаются права потребителей в сфере розничной торговли непродовольственными товарами, а также при оказании жилищно-коммунальных услуг. Доминирующими нарушениями являются непредставление необходимой и достоверной информации о товаре, изготовителе, продавце и реализация некачественной продукции.

  Объяснение причины снижения качества товаров и нарушения прав потребителей возможно с позиции посткейнсианского и  традиционно-институционального подходов, используя концепции  неопределенности  и власти. С одной стороны, нестабильность качества товаров «может объясняться отсутствием заботы менеджеров о репутации компании. Качество продукции может снижаться по причине сокращения производственных издержек, осуществляемого с целью извлечения краткосрочной прибыли» [4, с. 10]. С другой - по мнению И. Розмаинского, ухудшение качества товаров по мере экономического развития в позднеиндустриальном обществе является следствием особых форм накопления власти крупными производителями в целях снижения неопределенности.

   Один из аспектов накопления рыночной власти у производителя – влияние на конечных потребителей. Эволюция рыночного капитализма заключается в том, что суверенитет потребителя уступает место суверенитету производителя.  Важнейшую  роль  здесь  играют  убеждения,  воздействия  на  предпочтения  индивидов.

   «Подчинения индивида внешним целям субъекта власти можно добиться путем воздействия на социальные потребности, ценности и внутренние нормы этого индивида, являющиеся основой ее внутреннего самоконтроля» [5, с. 13]. Иными словами, речь идет об идеологической власти фирм над потребителями – т.е. власти, основанной на манипулировании информацией. Производители стремятся снизить неопределенность в значительной мере за счет продаж выпускаемых ими товаров,  при этом качество  товаров уже  не играет особой роли. Благодаря незначительным модификациям внешнего вида и других нефункциональных свойств товаров легче добиться роста их продаж, и следовательно, финансовых поступлений. В конечном счете, практикуемое фирмами формирование у потребителей склонности к перманентной замене менее новых товаров более новыми – способствует достижению единственной цели – снижению неопределенности. «Гордость фирм» за «неизносность вещей» [5, с. 15] может оказаться препятствием для их выживания в мире неопределенности, поскольку долговечность товаров мешает производителю расширять свои размеры и увеличивать производство, и стратегия продвижения высококачественных и долговечных изделий рассматривается компаниями как невыгодная.

    Анализ нарушения прав потребителей как формы неконкурентного поведения предприятий позволяет отметить преобладание суверенитета производителя над суверенитетом потребителя; накопление власти фирм в таких секторах, как розничная торговля и сфера услуг; манипулирование информацией и наличие информационной асимметрии между потребителями и компаниями.

 

Список литературы

1.     Григорьева, Л. Англия – страна Советов. – М.: Зебра Е. АСТ, 2008.

2.     Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2012 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2013. – 156 с.

3.     Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2013 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. – 224 с.

4.     Розмаинский, И.В. Инвестиционная близорукость как институциональный ограничитель экономического роста в постсоветской России / И.В. Розмаинский, А.С. Скоробогатов // Экономическая наука современной России. – 2006. - №4 (35). – С. 7–21.

5.     Розмаинский, И.В. Почему «развитие капитализма» сопровождается ухудшением качества товаров? / И.В. Розмаинский // Terra Economicus. – 2011. – Том 9. № 1. – С. 8–16.