Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕРЫ ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ «СЕРЫХ» ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

    В статье рассматривается ряд предложений по внесению изменений в законодательные акты, которые позволят сократить выплаты «серой» заработной платой, так как она влечет за собой не только нарушение действующего законодательства, но и ущемление социальных прав, в частности, права на достойное пенсионное обеспечение с наступлением пенсионного возраста.

Ключевые слова: прожиточный минимум, страховые взносы, бюджет, специальный трудовой стаж

    Один из острых вопросов социальной политики сегодня это нелегальная занятость трудоспособного населения и «серая» заработная плата, последствия которой отражаются на формировании бюджетов различных уровней.

   По данным экспертов в системе обязательного пенсионного страхования 22,5 миллиона граждан трудоспособного возраста, за которых не производится начисление и уплата страховых взносов.1

    Негативное влияние нелегальных выплат с каждым годом становится существеннее для бюджета Пенсионного фонда России, доходная часть которого формируется за счет страховых взносов, начисляемых на официальную заработной плату россиян. В результате недополучены значительные ресурсы в виде страховых взносов для осуществления текущих выплат пенсий. Борьба с «серыми» зарплатными схемами является одной из важных задач в области защиты прав и законных интересов конкретного человека, в том числе в отношении его будущей пенсии.

   Пенсионному фонду России, органам Федеральной инспекции по труду, органам Федеральной налоговой службы, органы исполнительной власти субъектов России и органам местного самоуправления необходимо принять следующие меры в области информационно-разъяснительной работы, нормативно-правотворческой деятельности и усилению контрольных функций.

   Системная скоординированная работа государственных служб и органов местного самоуправления по разъяснению гражданам последствий выплаты нелегальной заработной платы должна помочь уяснить, что заключение трудового договора с работодателем носит обязательный характер. Это волеизъявление двух равных в правах и обязанностях сторон. Именно этот документ, поможет отстоять свои права работникам в самых разных ситуациях: при достижении пенсионного возраста и установлении максимально возможного размера пенсий, выплат по листу нетрудоспособности, при наступлении профессионального заболевания, производственных травм и увечий, инвалидности, а так же в случае смерти работника при назначении пенсии по потери кормильца его детям и в других ситуациях.

     Для усиления проводимой работы необходимо внести ряд изменений в законодательные акты:

- внести изменение в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" при определении базы для начисления страховых взносов необходимо учитывать, что размер заработной платы при полной выработке нормы рабочего времени в месяц не должен быть ниже прожиточного минимума по территориальной принадлежности, ежеквартально определяемого Правительством региона.

    Разъяснение: согласно ст. 2 "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015)основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2015 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5935 рублей в месяц.

   Страхователями во избежание проблем с государственной инспекцией по труду устанавливается наемным работникам заработная плата не ниже минимального размера труда с учетом территориальных коэффициентов, прожиточный минимум региона не признается обязательным условием. При этом величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально и утверждается Постановлениями Правительств каждого региона для оценки уровня жизни региона при разработке и реализации социальной политики, социальных программ, определения размеров пособий и других социальных выплат, обоснования предоставления адресной социальной помощи малоимущим гражданам. Нередко пенсия с региональной доплатой превышает минимальный размер заработной платы региона, устанавливаемый работникам недобросовестными страхователями.

 

1 Российская газета «Ищите призраков» от 14.10.2014 года №234(6506)



- внести изменение в Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О специальной оценке условий труда" внести дополнения о видах трудового стажа, дать понятие общего, страхового и специального вида стажа. Данная классификация позволит отталкиваться от нее при определении пенсионных прав граждан, в первую очередь, имеющих стаж во вредных (опасных) условиях труда, в местностях со сложными климатическими условиями. Специальный трудовой стаж: стаж работы на определенных должностях, работах, по профессиям или специальностям, в учреждениях, организациях, на производствах, связанных со специфическими условиями труда (тяжелые, вредные и др.), в местностях, в том числе утвержденных перечнем районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего севера. Утвердить, что в специальный стаж, могут быть отнесены работы, выполняемые застрахованным лицо в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в специальных условиях труда не менее 80 процентов рабочего времени

   Разъяснение: это позволит внести изменение в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и приравнять всех страхователей, застрахованные лица которых выполняют трудовую деятельность в местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" к отдельной категории плательщиков страховых взносов уплачивающих дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

   Введение этого изменения не позволит недобросовестному страхователю указать заработную плату ниже прожиточного минимума, мотивируя, что работник отработал менее 80% нормы рабочего времени, соответственно период будет исключен из специального стажа. Так как для работника право на досрочное назначение пенсии является действующим инструментом и отказов при заключении трудовых договор с нелегальной заработной платы будет значительно больше.

   После внесения изменений закрепить в обязанности органов Федеральной инспекции по труду контроль за начислением гражданам заработной платы не ниже прожиточного минимума региона, при полной выработке нормы рабочего времени. А также необходимо проводить проверки всех страхователей не режеодного раза в три года.

   Считаем, что после вышеприведенных изменений произойдет реальный рост заработных платы в каждом регионе, что позволит получить дополнительные страховые взносы и укрепить доходную часть бюджета Пенсионного фонда России.

 

Список литературы

1.     Чупрова Е.В. О некоторых проблемах реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в законодательстве Российской Федерации //Адвокат. Москва, 2014. - № 2.

2.     Голубева С.В. Развитие пенсионных систем зарубежных стран и России в условиях демографического старения: автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук – Москва, 2009.

3.     Аксель Мерер – Функ Нелегальная занятость и ее последствия для социальных систем и рынка труда Германии // Экономика. Москва,2001. -№25.