Аннотация
В работе рассматриваются проблемы развития системы высшего профессионального образования на современном этапе. Многообразие концепций и практических подходов к управлению инновационным развитием данной сферы обусловлено различиями в организационных структурах управления систем высшего образования и институциональных основах, сформировавшихся в каждой стране. Вместе с тем, наряду со специфическими особенностями развития просматриваются и общие тенденции, присущие многим моделям высшей школы, апробированным в разных странах. Одной из них является поиск инновационных подходов к управлению данной сферой в современных условиях.
Annotation
This work is about the problems of development at the highest vocational education system at present. Variety of concepts and methods for innovation development management in this sphere is caused by the organizational structure differences in the highest education systems and institutional basis formed in every country. In the meantime besides of the peculiarities of any society development there are general trends. One of them is search of the innovation methods in this sphere.
Ключевые слова
Инновационное развитие, централизация управления, диверсификация, принципы функционирования, университетская автономия, ассоциативное движение, алгоритм многоуровневого поиска
The key words
Innovation development, centralization of management, diversification, operation principals, university autonomy, association movement, algorithm of the multilevel search.
Особенностью развития системы высшего образования в России на современном этапе является то, что с преобладанием в нашей среде либеральных взглядов на роль государства, его функции и задачи, изменилась и психология общества, представления о построении социально – экономических взаимоотношений, направленность всей общественной эволюции. В настоящее время политика в области высшего образования более тяготеет к консервативному типу (континентальная модель)7, что и предопределяет определенную возможность применения данного опыта функционирования системы высшего образования в современных российских условиях.
Кроме того, данный путь развития системы высшего образования, вероятно, наиболее приемлем для нашей страны, так как дает возможность сохранить существующие у нас традиции равенства и всеобщего доступа к получению образования. Этому тяготению, в определенной степени, способствует развитие как
«массового» спроса на «общее» высшее образование, так и формирование «элитарных» потребностей в данной
7 Континентальная модель, практикуемая в Германии, Франции, а также в скандинавских странах характеризуется патернализмом государства по отношению к университетам, жестко стратифицированной системой (зависимой от общеобразовательного учреждения) доступа к университетскому образованию и поддержкой академической свободы внутри вузов.
сфере деятельности. При этом возможности их реализации в российских условиях имеют собственную специфику.
Мировой апробированный опыт основан на том, что «массовое потребление» предполагает развитие разнообразных учебных программ, ориентированных на данный вид потребления, стремление привлечь, как можно большее количество студентов, расширение прикладных исследований и разработок, консультирование и тренинги персонала предприятий. «Элитарность» основана на особом внимании к качеству образовательных программ, жестких требований к уровню знаний, как со стороны абитуриентов, так и студентов, проведение как прикладных, так и фундаментальных исследований, интеграцию в мировой образовательное пространство.
Данные процессы предопределили направление и скорость трансформации как существующих современных систем высшего образования, так и направление модификации российской системы высшего образования на современном этапе. Однако процессы дифференциации спроса и предложения на российском рынке образовательных услуг имеют свои особенности.
Во – первых, в России, до последнего времени, наблюдалось падение рейтингов отраслевых технических вузов по сравнению с классическими университетами и, особенно теми вузами социально – экономического профиля, которые предлагают программы по наиболее востребованным специальностям и направлениям подготовки в сфере права, управления, экономики и финансов. Данная направленность развития является следствием реакции со стороны всех участников данного процесса как на изменение потребностей рынка труда, так и моральное старение и физический износ учебно – лабораторного оборудования технических вузов и др.
Во – вторых, в современных условиях сохраняется внутренняя дифференциация системы управления высшим образованием, в силу отраслевой направленности вузов, которая была характерна для советской модели. Современные российские вузы находятся в ведении 23 федеральных органов исполнительной власти. Наиболее крупными органами, выполняющими полномочия учредителей, являются: Министерство образования и науки России (334 вуза), Министерство сельского хозяйства России (59 вызов), Министерство здравоохранения России (47 вузов), Министерство культуры России (42 вуза) и др. Передача их в ведение Министерства образования и науки весьма затруднительна.
Кроме того, выбору направления развития данной сферы деятельности способствовал и тот факт, что государство существенно сократило собственные расходы на подготовку специалистов в сфере высшего образования в течение последних 10 лет. В силу этого, стоимость обучения, в основном, легла на плечи домохозяйств. Это связано с тем, что в России со второй половины 90-х годов, резко возрос спрос на образование в условиях экономического спада. Что способствовало появлению не просто дефицита ресурсов, выделяемых на развитие системы высшего образования, а острого финансового кризиса, который во многом не преодолен и до настоящего времени.
Разрешению данной проблемы не способствовало и развитие с начала середины 90–х годов негосударственного сектора в сфере образования. За последние 10 лет развитие частно – рыночных начал в
данной сфере происходило весьма динамично.8
Однако, следствием быстрого и слабо контролируемого
развития, со стороны общественно – государственных структур, коммерческого сектора стало падение престижа частных вузов, связанное с представлением о низком качестве обучения в данных образовательных учреждениях. Поэтому, несмотря на то, что сама необходимость оплаты обучения не вызывает неприятия со стороны большей части российского населения, существует проблема, связанная с эффективностью вложений в образование, которые, на современном этапе часто не гарантирует ни поступления в вуз, ни получения качественного образования, ни стабильного дохода по завершению обучения.
Развитие государственных учреждений образования в последний период также происходило в значительной степени с помощью создания сетей филиалов и представительств, функционирующих на коммерческой основе. В условиях хронического недофинансирования образования данный процесс диктовался, как правило, краткосрочным спросом на экономические и юридические специальности, а не основывался на долгосрочной кадровой политике и прогнозах социально – экономического развития экономики. До сих пор, качество обучения в филиалах вызывает серьезную озабоченность как у государственных органов, регулирующих сферу образования, так и у общества в целом.
Наблюдаемые современные демографические тенденции общественного развития еще более усугубляют существующее положение дел в российской системе высшего образования. Поскольку бросают серьезный вызов ее финансовому состоянию и, как следствие, ее жизнеспособности, выдвигая на первый план проблемы обеспечения качественного образования и достижения финансовой устойчивости как всей системы высшего образования в целом, так и отдельного вуза в частности.
8 Доля негосударственных вузов на сегодняшний день составляет 37%.
Кроме того, такие факторы социально – экономического развития, как глобализация, интернационализация образовательных и научных рынков, растущие темпы мобильности населения вносят свой вклад в процесс изменения традиционного представления о целях и задачах системы высшего образования в современных условиях.
В силу этого, к основным задачам, стоящим перед данной сферой деятельности на современном этапе относятся:
- построения единого интеграционного образовательного пространства;
- развитие инновационных форм образования;
- налаживание взаимодействия между академическим сообществом и местным окружением;
- активное участие вузов в региональном развитии;
- установление тесных контактов университетов с бизнес – структурами;
- повышение финансовой устойчивости вузов;
- создание прозрачной системы оценки качества обучения и др.
Данные проблемы требуют формирования и развития стратегического видения их решения и консолидации всех сил со стороны ключевых участников данного процесса.9
Это и обусловило следующие процессы в данной сфере деятельности.
Со вступлением в силу федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Россия законодательно вступила на путь диверсификации образования. Этому способствовало принятие Болонской декларации в 1999 г., (Россия присоединилась к Болонскому процессу 19.09.2003 г.) в которой провозглашена "цель повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования", и подчеркивается необходимость "гарантировать, что европейская система высшего образования (European Higher Education Area, EHEA) приобретает международную степень привлекательности".
Дальнейшее развитие стратегического мышления в данной сфере деятельности нашло отражение в разработке доктрин. В Российской Федерации утверждено Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", в качестве основополагающего государственного документа, устанавливающего приоритет образования в государственной политики, а также стратегию и основные направления развития.
В силу этого, стратегический менеджмент, как фактор реализации данных законотворческих инициатив, становится ключевым ресурсом формирования конкурентоспособных основ единого образовательного пространства в России на современном этапе.
Любая современная система управления базируются на менеджменте. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность, в т.ч. система образования, предполагает наличие объекта управления (то, чем управляют), и субъекта управления (тот, кто управляет).
В настоящее время в современной практике используются три вида управления системой высшего образования10, которые имеют следующую иерархическую последовательность:
(1) стратегическое управление → (2) оперативное управление → (3)тактическое управление.
(1) Стратегическое управление системой высшего образования осуществляется путем планирования деятельности образовательных
(2) организаций на долгосрочную перспективу, с установлением приоритетных направлений деятельности, учитывая различные международные нормы и соглашения. На стратегическом уровне рассматриваются обеспечение конкурентоспособности обучающих учреждений в отдельности и всей системы высшего образования в целом.
Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных управленческих решений.
Основные этапы процесса стратегического управления системой высшего образования
9 Стратегическое управление (стратегический менеджмент) системой высшего образования основан на деятельности по управлению как образовательной системой в целом, так и образовательной организацией в отдельности на долгосрочную перспективу на основании ресурсного потенциала и возможностей, в условиях динамично меняющейся внешней среды и конкуренции.
10 Отметим, что стратегический менеджмент в образовании учитывает изменения не только внутренней среды, но и происходящие во внешней, т.е. международной среде.
Рис.1. Структура стратегического управления системой
высшего образования
Кардинальный поворот в международной сфере
образования произошел
после принятия Болонской декларации (1999 г.) и создания единого Европейского пространства высшего образования, которое
основано на шести принципах: 1) трехуровневое образование (бакалавр – магистр – доктор, здесь следует
отметить, что Россия имела также три уровня образования: специалист – кандидат, доктор),
2) сопоставимые дипломы о высшем образовании и приложения к ним, 3) система
определения учебной нагрузки, базирующаяся на так называемых кредитах,
4) мобильность образования, 5) обеспечение качества образования, 6) совместная политика в области образования.
Болонский процесс, как начальный
этап международного стратегического управления системой образования в целом,
так и российской системой высшего
образования, в частности, регулируется следующими
международными документами:
- Коммюнике министров образования;
- Рекомендации
Еврокомиссии (2006, 2009);
- Рекомендации международных болонских
семинаров, конференций, форумов;
-
Аналитические доклады Trends
I-V (EUA);
- Исследовательские проекты
(TUNING);
- Заявления и директивные документы.
(2)
Оперативное управление системой высшего образования заключается в реализации намеченных
стратегических задач и определении общих целей развития
на основе анализа
и прогнозирования тенденций изменения.
(3)
Тактическое управление заключается в конкретных действиях
по реализации намеченных перспектив: контроль (мониторинг) за исполнением государственной политики
в сфере образования; последовательность осуществления намеченных стратегических целей и задач отдельно взятыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Переход России на Болонскую
систему образования потребовал полного изменения всей нормативно- правовой базы в области национального образования, где законодательно будут созданы
условия для реализации всех трех видов управления.
В 2004 г. разработаны "Приоритетные направления развития образовательной системы РФ",
где говорится о необходимости реализации основных
принципов Болонского процесса;
о формировании перечня образовательных программ
и Национальной рамки квалификаций, соответствующих международным классификаторам образовательных программ и Европейской рамке квалификаций; о законодательном введении двухуровневой системы образования (бакалавр-магистр), переходе на кредитно-модульное построение программ.
В 2005 г. вышли еще три документа
Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки РФ), декларирующих основные
направления развития
высшего образования:
-Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.05 № 40, который содержал
"План мероприятий по реализации положений
Болонской декларации в системе ВПО РФ на 2005-06 гг.", определяющий порядок
проведения и финансирования мероприятий по реформе
российской образовательной системы.
-"Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития
образовательной системы РФ на период до 2010 г.", предусматривающий переход на образовательные программы "болонского" типа.
-"Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010
гг.".
24.10.2007 г. принят
Федеральный закон РФ № 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего
профессионального образования (ВПО))".
В Федеральном законе
РФ от 01.12.2007 № 309-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" вводится новый подход к структуре и сути государственных образовательных стандартов (ГОС), устанавливается понятие "федеральные государственные образовательные стандарты" (ФГОС)
и вводится понятие "основная образовательная программа" (ООП), "примерная основная образовательная программа" (ПрООП), "компетентностный подход в образовании".
Все последующие документы
связаны с вопросами перехода
на ФГОС:
-Приказ Минобрнауки РФ от 17.09.2009 г. № 337 утвердил
26 укрупненных направлений подготовки, включающих
141 направление бакалавриата и 150 направлений магистратуры.
-Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р "О
концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015
гг.", в рамках которой поставлена задача развития "системы оценки качества
профессионального образования на основе
создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций
специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований
федеральных государственных образовательных стандартов" и мн. др.
8 декабря
2011 года Правительство Российской Федерации утвердило
Распоряжение № 2227-р
"Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г."11
Основным законодательным актом в процессе перехода
на ФГОС ВПО и выполнения стратегической миссии стал Федеральный закон РФ от 29.12.20012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Основой реализации намеченной стратегии развития и создания реальных
условий воплощения новых законодательных инициатив непосредственно в хозяйственной практике является
план мероприятий (2012-2018 гг.), утвержденный Правительством РФ от 30.12.2012 № 2620 – р Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышения эффективности образования и науки".
Законопроектная деятельность, регулирующая систему высшего образования с сентября 2013 г. перешла на особые направления: утвердила не только стратегически важные цели и задачи, определила принципиально иные требования к системе
высшего образования, разработала новые определяющие категории и критерии, внедрила такие мониторинговые системы, на основании
которых возможно планировать управленческие действия
по становлению новой образовательной среды и культуры, основанной на принципах компетентностного подхода подготовки специалистов, а также позволила сформировать внутривузовскую систему качества
образования, перевела образовательную деятельность организаций на новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования.
Классификацию целей системы высшего образования можно обобщить в классическую структуру. Структура
целей системы высшего
образования
11Стратегия – основное направление деятельности, она отражается в плане, предназначенном для осуществления миссии. Стратегия
воплощается в детальный комплексный план.
Таблица 1 (ФЗ № 273 от 29.12.12 г.)
| Наименование | Содержание |
|
1.По уровням значимости |
Главная - перевод к 2020 г. экономики России
на инновационный путь развития;
Основная – повышение эффективности образования и науки; |
| Частная – регулирование общественных отношений, возникающих в сфере образования | |
|
2.По долгосрочности |
Долгосрочные - от 10 лет и выше; Среднесрочные (оперативные) - 5 – 10 лет; Текущие (оперативные) – от 1 до 5 лет. |
|
3.По уровням управления |
Государственные; Муниципальные; Частные. |
| 4.По этапам деятельности | Международные; Внутригосударственные. |
|
5.По предмету цели |
На повышение общемировой / общегосударственной
культуры и развития цивилизации;
На развитие инновационного пространства. |
|
6.По уровню в иерархии целей * |
1
уровень – дошкольные образовательные организации; 2 уровень
– общеобразовательные организации;
3 уровень - профессиональные образовательные организации; 4 уровень – образовательные организации высшего образования; |
| 7.По взаимному соотношению целей | Глобальные; Диверсификационные; Конкурирующие. |