Аннотация
В статье проведена оценка инвестиционной деятельности ОАО «Российские железные дороги» - компании, имеющей стратегическое значение для экономики России и формирующей базовую транспортную инфраструктуру. А также сделана оценка инвестиционной привлекательности компании.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, железнодорожный комплекс, инвестиции
Важное стратегическое значение для экономики России имеет железнодорожный комплекс, а эффективное функционирование целых отраслей экономики зависит от грузовых перевозок. Стоимость транспортировки влияет на конкурентоспособность экономики в целом и каждого предприятия в отдельности.
Железнодорожный транспорт остается одним из основных видов транспорта общего пользования России. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2017 г. достиг 2493 млрд. т/км, а его доля в общем объеме грузооборота составила 46%. На железнодорожный транспорт в России приходится почти треть всего пассажирооборота страны.
По словам премьер-министра РФ Д.А. Медведева «по оценкам компании, один рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру даёт 1,5 рубля мультипликативного эффекта для всей экономики» [3], поэтому осуществление эффективной инвестиционной политики на железнодорожном транспорте является важнейшим направлением развития отрасли.
Общая сумма средств, направленных на инвестиционные цели ОАО «РЖД» за период с 2014 по 2016 гг. составила 1138 млрд. рублей с распределением по годам 396 млрд. рублей, 365,5 млрд. рублей и 376,4 млрд. рублей соответственно [2]. При этом наибольшая сумма средств из инвестиционного бюджета была направлена на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Правительства РФ, что наглядно представлено на рисунке 1.
Снятие инфраструктурных ограничений — это инвестиции, направленные на увеличение пропускной способности сети железных дорог, строительство дополнительных главных путей, развитие железнодорожных узлов и так далее. Как можно заметить, инвестиции в данном направлении в 2016 году по сравнению с 2014 годом снизились на 67,8% или на 95,6 млрд. рублей. Также снизились на 11% или 5,2 млрд. руб. инвестиции направленные на обеспечение безопасности в нее входит обновление объектов гражданской обороны, обеспечение транспортной и пожарной безопасности. За анализируемый период произошло существенное увеличение в 2,5 раза исполнения проектов, связанных с выполнением поручения правительства, они характеризуются высокой бюджетной эффективностью. Произошло уменьшение инвестиций, направленных на обновление подвижного состава на 13,1 млрд. рублей или 12,5%. Основную долю в обновлении составляют обновление тягового подвижного состава, так как основной вид деятельности РЖД – это грузовые перевозки.
Далее исследуем структуру финансирования инвестиционной программы (рисунок 2).
Рисунок 2 - Структура исполнения инвестиционной программы по источникам финансирования, %
Источник: составлено автором на основе данных с официального сайта РЖД [2]
Как явствует из рисунка 2, господдержка за последние три года не превышает 40% от общего объёма. Основную часть инвестиционной программы холдинг выполняет за счет собственных источников. «РЖД» является не просто социально значимым, оно имеет стратегическое значение для экономики и безопасности страны, поэтому важно сформировать благоприятный уровень инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД» и его дочерних структур.
Безусловно, инвестиционная деятельность, направленная в первую очередь на формирование активов, оказывает непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность. В таблице 1 представлена динамика рассчитанных показателей инвестиционной привлекательности корпорации. Расчет произведен на основе методики предложенной Джурабаевой Г.К. [1]
Таблица 1 – Динамика показателей инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД» за 2014-2016
годы
|
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменения за 2014 – 2016 гг. |
|
Рентабельность активов, % |
-0,93 |
0,006 |
0,121 |
+1,051 |
|
Рентабельность собственного капитала, % |
-0,22 |
0,009 |
0,167 |
+0,386 |
|
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (финансовый рычаг) * |
0,33 |
0,39 |
0,37 |
+`0,04 |
|
Коэффициент общей ликвидности* |
0,71 |
0,75 |
0,67 |
-0,04 |
|
Коэффициент выплаты дивидендов |
- |
0,93 |
0,79 |
- |
|
Коэффициент финансовой устойчивости* |
0,90 |
0,89 |
0,91 |
+0,01 |
|
Коэффициент автономии* |
0,74 |
0,72 |
0,72 |
-0,02 |
|
Наличие собственных оборотных средств (СОС), тыс.руб.* |
- 866688 |
-1031062 |
-1139153 |
-272465 |
|
Достаточность СОС, тыс. руб.* |
-942742 |
-1096552 |
-1202985 |
-260243 |
|
Эффект финансового рычага, % |
-0,01 |
-1,08 |
-0,91 |
+1,019 |
*данные показатели рассчитаны по среднегодовым значениям
Источник: рассчитано и составлено автором на основе данных годовой финансовой отчетности РЖД за 2014-2016 годы [2]
Рентабельность активов и рентабельность собственного капитала имеют такой низкий не инвестиционно-привлекательный показатель за счет того, что «Российские железные дороги» являются естественной монополией, поэтому возможности формирования прибыли ограничивает государственное регулирование тарифов, а стоимость имущества компании и стоимость собственного капитала очень велики (в 2016 году имущество компании составил больше 5 триллионов рублей, собственный капитал больше 4 триллионов рублей).
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств растет, а коэффициент автономии снижается, что свидетельствует о том, что собственный капитал становится больше и вследствие этого минимизируются риски вложения в данную компанию.
Коэффициент общий ликвидности имеет негативную тенденцию, что говорит о проблемах с обеспеченностью мобильными средствами для погашения имеющихся обязательств. Но так как предприятие никогда не исчезнет физически, из-за своего стратегического значения, то этот показатель не влияет на инвестиционную привлекательность.
Коэффициент выплаты дивидендов — это важнейший показатель для оценки инвестиционной привлекательности компании. У «РЖД» он находится на достаточно высоком уровне. И даже в 2014 году, когда у компании был убыток в размере 44 млрд рублей, они все равно выплатили дивиденды в размере запланированных 45 миллионов рублей за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.
Наличие собственных оборотных средств за анализируемый период изменилось в отрицательную сторону. Имеется недостаток собственных оборотных средств. ОАО «РЖД»осуществляет агрессивный тип финансирования активов так как стоимость активов крайне велика.
В целом за анализируемый период наблюдается снижение рентабельности собственного капитала, которая составила в 2016 году -0,91%. Низкий показатель обусловлен низким показателем экономической рентабельности активов (2,01 в 2016 году). Эффект финансового рычага отрицателен, что говорит о нецелесообразности привлечения заимствований при крайне низкой рентабельности.
Проведя анализ по ОАО «РЖД», можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность находится на низком уровне. Но учитывая социальную значимость предприятия и невозможность самостоятельно устанавливать уровень тарифов, расчетные величины являются объективно обоснованными.
Список литературы
1. Джурабаева, Г.К. Методология оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия / Г.К. Джурабаева // Известия УГЭУ. – 2005. -№ 10. –С. 64-72.
2. Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rzd.ru/ (дата обращения 14.03.2018)
3. Протокол заседания правительства от 16.11.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/30144/ (дата обращения 13.03.2018)