Структура ассортимента товаров – это состав товарных групп, которые входят в ассортимент и количественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях. Доли (удельный вес) каждой группы рассчитываются по товарообороту.
В магазине «OLD PRESIDENT CLUB» структура ассортимента должна быть наиболее рациональной, чтобы в полной мере удовлетворять потребности населения.
С этой целью будет интересным рассмотреть структуру ассортимента одежды в торговом предприятии «OLD PRESIDENT CLUB» по ряду классификационных признаков.
Таблица 1
Структура ассортимента одежды по назначению
|
Назначение одежды |
Количество, шт. |
Удельный вес, % |
|
Торжественная одежда |
1020 |
32 |
|
Повседневная одежда |
1550 |
49 |
|
Универсальная |
600 |
19 |
|
Итого: |
3170 |
100 |
Целевое назначение является основным классификационным признаком одежды, для этого будет проведен анализ структуры ассортимента одежды по целевому назначению. Данные для анализа представлены в Табл.1.
Как видно из Табл.1 в магазине наибольшую долю в реализации составила торжественная одежда, удельный вес которой 32 % и повседневная одежда с удельным весом 49 %. Это объясняется тем, что представленная в магазине торжественная и повседневная одежда в наибольшей степени соответствует покупательскому спросу. Доля производственной одежды (джинсы) – 19 %. По условиям эксплуатации структура ассортимента мужской одежды, реализуемая в магазине, выглядит следующим образом (Табл.2):
Таблица 2
Структура ассортимента одежды по условиям эксплуатации
|
Условия эксплуатации |
Количество, шт. |
Удельный вес, % |
|
Верхняя одежда |
1400 |
44 |
|
Легкая одежда |
1470 |
46 |
|
Бельевые изделия |
250 |
8 |
|
Головные уборы |
50 |
2 |
|
Итого: |
3170 |
100 |
Таким образом, согласно Табл.2 и Рисунка 1, в магазине реализуется 46 % легкой одежды, 44 % верхней одежды, 8 % бельевых изделий и 2 % головных уборов.
Ассортимент верхней одежды представлен в магазине, такими видами изделий как: пальто, плащи,
куртки, костюмы, пиджаки, джинсы, и др.
Данные анализа ассортимента одежды по характеру опорной поверхности приведены в Табл.3 и на Рисунке 2.
Таблица 3
Структура ассортимента одежды по характеру опорной поверхности
|
Характер опорной поверхности |
Количество, шт. |
Удельный вес, % |
|
Плечевая одежда |
2009 |
63 |
|
Поясная одежда |
861 |
27 |
|
Итого: |
2870 |
100 |
Анализ ассортимента одежды по характеру опорной поверхности, показал, что 63 % реализуемой одежды, плечевая (рубашки, сорочки, куртки, плащи, костюмы), и 27 % поясная одежда – (брюки, бриджи, джинсы).
Анализ ассортимента реализуемой одежды по материалу верха изделий дан в Табл.4.
Таблица 4
Структура ассортимента одежды по материалу верха одежды
|
Материал верха |
Количество, шт. |
Удельный вес, % |
|
Ткань |
2000 |
63 |
|
Трикотажное полотно |
550 |
17 |
|
Кожа (натуральная, искусственная) |
570 |
18 |
|
Нетканые дублированные материалы |
50 |
2 |
|
Итого: |
3170 |
100 |
Согласно Табл.4 и Рисунку 2, в магазине реализуется одежда в основном из тканей (63 %), кожи (18%) и трикотажа (17%).
Таблица 5
Структура ассортимента мужской одежды по видам
|
Вид одежды |
Количество, шт. |
Удельный вес, % |
|
Пальто |
150 |
5 |
|
Полупальто |
150 |
5 |
|
Куртки |
320 |
10 |
|
Плащи |
200 |
6 |
|
Сорочки |
1000 |
31 |
|
Брюки, вт.ч. джинсы |
370 |
12 |
|
Костюмы |
750 |
24 |
|
Джемперы |
230 |
7 |
|
Итого |
3170 |
100 |
Согласно данным Табл.5 и Рисунка 3, наибольший удельный вес в реализации мужской одежды в магазине имеют сорочки мужские – 31 % и костюмы – 24 %, наименьший удельный вес составляют пальто и полупальто по 5 %.
Таблица 6
Структура ассортимента мужской одежды по производителю
|
Страна - производитель |
Количество, шт. |
Удельный вес, % |
|
Россия |
2220 |
70 |
|
Белоруссия |
475 |
15 |
|
Турция |
317 |
10 |
|
Китай |
158 |
5 |
|
Итого |
3170 |
100 |
Анализ производителей показал, что 70 % одежды, реализуемой в магазине, производится в России; 15%- в Белоруссии, 10 % в Турции и 5 % в Китае.
Была исследована структура ассортимента одежды по ценовому сегменту, данные представлены в Табл.7 и на Рисунке 4.
Таблица 7
Структура ассортимента одежды по ценовому сегменту
|
Цена, руб. |
Количество, шт. |
Удельный вес, % |
|
До 1000 |
150 |
5 |
|
1001- 3000 |
900 |
28 |
|
3001 -6000 |
1000 |
32 |
|
6001 -10000 |
600 |
19 |
|
Свыше 10000 |
520 |
16 |
|
Итого |
3170 |
100 |
По ценовому сегменту, исходя из Табл.7 и Рисунка 4, было выявлено, что в основном продукция в магазине находится в следующих ценовых пределах: от 3 до 6 тыс. руб. 32% товаров – это наиболее часто покупаемые мужские костюмы, куртки. Удельный вес более дешевых товаров, до 1 тыс. рублей, составил 5 %, (галстуки, носки, трусы). Самый дорогой сегмент, от 10 тыс. рублей, составляют 16 % (куртки, плащи и пальто).
Список литературы
1. Диев О.Г. Интегральный подход к оценке конкурентоспособности товара//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. С. 100-104.
2. Экономика регионов: тенденции развития: монография / [С.В. Бегунов, О.Г. Диев и др.]; под общей ред. Т.П. Сацук. – Книга 20. – Москва: Наука: информ; Воронеж : ВГПУ, 2013. - 167 с.
3. Применение планограмм для совершенствования реализации потребительских товаров. Диев О.Г., Власова А.С. «Экономика и менеджмент: от теории к практике»: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. г. Ростов-на-Дону, 2015. С. 96-99.