В последние годы наблюдается ускорение темпа жизни людей, что порождает моду, иногда даже необходимость питания вне дома. Это открывает огромные перспективы для расширения рынка общественного питания. С каждым годом увеличивается количество кафе, ресторанов, чтобы полностью удовлетворить возникший спрос.
В силу своих масштабов предприятия в сфере общественного питания решают важнейшие социальные задачи - подъѐма жизненного уровня населения и обеспечения занятости:
1. Каждый доллар, потраченный в кафе или ресторане, по данным зарубежной статистики, генерирует 2,34 долларов в смежных отраслях.
2. В развитых странах 7 из 10 заведений используют менее 20 работников, но, тем не менее, обеспечивают до 9% рабочих мест в национальных экономиках.
На российском рынке экономическая ниша ресторанного бизнеса также растѐт с каждым годом, всѐ больше денег население начинает оставлять в различных точках общественного питания.
В связи с нестабильной экономической ситуацией, люди сейчас стали больше экономить, что стало причиной закрытия многих точек общественного питания. Впоследствии, в ходе восстановления экономики, ресторанный бизнес вновь займет лидирующую позицию в сфере услуг.
Для исследования и прогнозирования развития ресторанного бизнеса в качестве результирующей переменной (У) были выбраны значения оборотов общественного питания по Российской Федерации (млн. руб.) в квартальном разрезе с 2006 по 2013 гг. включительно. В качестве факторов, влияющих на обороты общественного питания, были рассмотрены: Х1 - индекс ожидаемых изменений экономической ситуации через год в России (%); Х2 - среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации, (руб./мес.); Х3 - количество предприятий в сфере общепита (ед.);Х4 - индексы потребительских цен на товары и услуги (в % к декабрю предыдущего года); Х5 - численность постоянного населения в среднем за год (чел.); Х6 - число принятых иностранных туристов в среднем за квартал (чел.); Х7 - индекс уверенности потребителя (%). (см. Табл.1) [2,6]
Таблица 1 Исходные данные выбранных факторов
|
№ квартала |
У |
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
Х5 |
Х6 |
Х7 |
|
1 |
85665,9 |
-3,0 |
8076,1 |
3044 |
102,4 |
143049637 |
164497 |
-9,0 |
|
2 |
102076,3 |
3,0 |
9706,9 |
2935 |
105,3 |
143049637 |
164497 |
-6,0 |
|
3 |
113242,8 |
5,0 |
10307,6 |
2965 |
106,9 |
143049637 |
164497 |
-4,0 |
|
4 |
126218,5 |
5,0 |
12692,8 |
2977 |
107,5 |
143049637 |
164497 |
-3,0 |
|
5 |
110567,9 |
7,0 |
9929,3 |
2990 |
101,7 |
142805114 |
145092 |
-3,0 |
|
6 |
129265,5 |
9,0 |
11933,4 |
3058 |
104,0 |
142805114 |
145092 |
0,2 |
|
7 |
141521,5 |
7,0 |
12666,1 |
3128 |
106,6 |
142805114 |
145092 |
-0,5 |
|
8 |
166917,9 |
2,0 |
15608,5 |
3160 |
109,3 |
142805114 |
145092 |
-5,0 |
|
9 |
146894,6 |
8,0 |
12213,0 |
3206 |
102,3 |
142742366 |
49587 |
0,4 |
|
10 |
170814,5 |
9,0 |
14749,7 |
2089 |
106,3 |
142742366 |
49587 |
-2,0 |
|
11 |
190662,0 |
8,0 |
15579,3 |
2126 |
109,3 |
142742366 |
49587 |
1,0 |
|
12 |
214337,7 |
-19,0 |
16904,6 |
2148 |
111,6 |
142742366 |
49587 |
-20,0 |
|
13 |
161656,0 |
-27,0 |
14065,1 |
2151 |
102,4 |
142785349 |
44571 |
-35,0 |
|
14 |
175117,3 |
-15,0 |
16967,9 |
2055 |
106,1 |
142785349 |
44571 |
-32,0 |
|
15 |
179483,8 |
-10,0 |
16730,6 |
2087 |
108,1 |
142785349 |
44571 |
-25,0 |
|
16 |
194954,2 |
-5,0 |
19833,3 |
2093 |
108,0 |
142785349 |
44571 |
-20,0 |
|
17 |
170403,0 |
1,0 |
16146,4 |
2099 |
101,6 |
142849468 |
56465 |
-10,0 |
|
18 |
189926,7 |
5,0 |
18690,0 |
1944 |
103,5 |
142849468 |
56465 |
-7,0 |
|
19 |
198503,1 |
-4,0 |
18549,4 |
1962 |
104,8 |
142849468 |
56465 |
-11,0 |
|
20 |
222545,9 |
-0,5 |
22456,0 |
1963 |
106,8 |
142849468 |
56465 |
-10,0 |
|
21 |
194628,1 |
-5,0 |
17710,6 |
1960 |
102,4 |
142960908 |
65970 |
-13,0 |
|
22 |
219252,1 |
0,0 |
20417,6 |
1737 |
104,3 |
142960908 |
65970 |
-9,0 |
|
23 |
233636,8 |
-1,0 |
20512,3 |
1758 |
105,0 |
142960908 |
65970 |
-7,0 |
|
24 |
256053,0 |
1,0 |
24535,0 |
1742 |
105,2 |
142960908 |
65970 |
-7,0 |
|
25 |
219591,5 |
4,0 |
18970,8 |
1730 |
100,5 |
143201721 |
59202 |
-5,0 |
|
26 |
241481,9 |
4,0 |
22430,2 |
1556 |
101,8 |
143201721 |
59202 |
-4,0 |
|
27 |
263142,8 |
-2,0 |
23115,1 |
1557 |
104,5 |
143201721 |
59202 |
-6,0 |
|
28 |
295400,5 |
-3,0 |
27809,8 |
1541 |
105,6 |
143201721 |
59202 |
-8,0 |
|
29 |
244339,2 |
-1,0 |
21753,4 |
1534 |
101,0 |
143506995 |
87136 |
-7,0 |
|
30 |
271047,7 |
0,0 |
25006,4 |
1533 |
102,4 |
143506995 |
87136 |
-6,0 |
|
31 |
292338,3 |
-3,0 |
25425,6 |
1547 |
104,4 |
143506995 |
87136 |
-7,0 |
|
32 |
323810,1 |
-9,0 |
30515,6 |
1549 |
105,3 |
143506995 |
87136 |
-11,0 |
Была построена матрица линейных коэффициентов парной корреляции и выявлено, что наибольшее влияние на У – оборот общественного питания оказывают: Х2- среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации (0,98); Х3 - количество предприятий в сфере общепита (-0,88); Х5 - численность постоянного населения в среднем за год (0,61) и Х6 - число принятых иностранных туристов в среднем за квартал (-0,56).
Факторы Х2 и Х3 тесно связаны между собой (коэффициент корреляции равен (-0,86), учитывая большую зависимость результирующей переменной от Х2, фактор Х3 был исключен из дальнейшего исследования.
При проверке обоснованности включения факторов в модель, было выявлено, что включение фактора Х6 не приводит к значительному улучшению качества модели (различие между показателями детерминации не существенно). Следовательно, для построения модели были выбраны факторы Х2 иХ5 и проведена оценка ее параметров. В результате была получена следующая линейная множественная регрессия вида:
𝑌 = -1105190 + 10,36 X2 + 0,008 X5.
Построенная модель исследовалась на качество с применением F-теста (Fрасч = 392,5 >Fтабл = 3,33), коэффициента детерминации (0,96), средней ошибки аппроксимации (4,79) и достоверности прогноза значений. Исходя из полученных результатов, модель качественна и адекватна.
Таким образом, выявлено, что с ростом среднедушевых денежных доходов населения по Российской Федерации и увеличением численности населения будет увеличиваться оборот общественного питания.
Современный бизнес в сфере общественного питания на сегодняшний день редко обходится без франчайзинга. Франшиза общественного питания – один из самых популярных способов организации бизнеса.
Франчайзинг – это лицензия на использование товарногознака и технологии со взаимными обязательствами и льготами поведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках[7, c.102]
Основным преимуществом сотрудничества с франчайзерами выступает наличие у них относительно более богатого опыта и репутации.
Импортные франшизы зачастую выгодно отличаются от отечественных. Более тщательно продумана и детально проработана поддержка франчайзи, что является одним из основных преимуществ франчайзинговой системы.
В последнее время можно отметить тенденцию расширения границ деятельности российских франчайзеров, многие иностранные предприниматели проявляют интерес к российским франчайзинговым пакетам и их адаптации на иностранных рынках.
Лидеры в сфере общественного питания и показатели их деятельности представлены в Табл.2 [3].
Таблица 2 Характеристики крупнейших розничных сетей с франчайзинговой организацией бизнеса, 2013 г.
|
Концепция франшизы |
Объем продаж, млн. долл. |
Количество национальных подразделений |
Количество зарубежных подразделений |
Общее количество подразделений |
Доля франчайзинговых предприятий, % |
Рост продаж,% |
|
McDonald‘s |
88290 |
14157 |
20323 |
34480 |
81 |
2,7 |
|
KFC |
22800 |
4618 |
13580 |
18198 |
74 |
7,0 |
|
Subway |
18100 |
25549 |
12769 |
38318 |
100 |
9,0 |
|
BurgerKing |
15842 |
7183 |
5814 |
12997 |
97 |
3,6 |
|
PizzaHut |
11600 |
7756 |
6601 |
14357 |
88 |
5,5 |
|
Wendy‘s |
9350 |
5817 |
743 |
6560 |
78 |
1,6 |
Рис.1. Динамика количества российских франчайзеров
Наиболее активны сети общественного питания в крупных городах. Например, в Москве действует 41% подобного рода заведений. Лидерами на рынке общественного питания по количеству сетевых точек также являются Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь, Екатеринбург, Ростов–на Дону и Самара. Именно в этих городах открывается наибольшее количество как самостоятельных кафе, так и франчайзинговых проектов.
Франчайзинг позволяет открыть свое предприятие под раскрученным брендом и по разработанным стандартам, проверенным на практике. Соответственно, запросы посетителей к предприятиям общественного питания максимально удовлетворяются.
Доля франчайзинга в сфере общественного питания в общем количестве компаний, функционирующих в системе франчайзинга в мире, составляет 20%. В России этот показатель по данным на 2008 год составлял 22%, по данным на 2013 – 14%[3,5].
Исходя из статистических данных относительно структуры российского франчайзинга, было вычислено количество предприятий-франчайзеров в сфере общественного питания и выявлено, что связь оборота общественного питания и количества франчайзеров в сфере общественного питания высока (0,97) и изменение оборота общественного питания на 94% объясняется изменением количества предприятий-франчайзеров.
Ошибка построенной парной регрессии (Y – оборот общественного питания; Х – количество франчайзеров в сфере общественного питания) достаточно высока – 32,55.
Благодаря развитию франчайзинговых сетей приобретаются новые идеи и технологии в бизнесе, стимулируется добросовестная конкуренция, населению предоставляются более качественные товары и услуги, гарантированные торговой
маркой, привлекаются инвестиции в экономику, увеличивается ВВП.
Для оценки влияния количества франчайзинговых сетей и функционирующих франчайзи на ВВП были рассмотрены показатели по 11 странам за 2013 год. К объясняющим факторам также были добавлены уровень инфляции и численность населения (см. Табл.3) [1,4].
Таблица 3 Исходные данные для оценки влияния
количества франчайзинговых сетей и франчайзи на ВВП
|
Страна |
GDP 2013 год, млн. долл |
Количество франчайзи в сфере общепита |
Количество франчайзеров в сфере общепита |
Числ. населения, чел. |
Уровень инфляции, % |
|
|
Y |
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
|
США |
16768100 |
151488 |
700 |
320141284 |
1,5 |
|
Мексика |
1260915 |
15600 |
300 |
119713200 |
4.0 |
|
Франция |
2806428 |
11600 |
300 |
66024515 |
1,1 |
|
Турция |
822135 |
10200 |
290 |
74910253 |
7,5 |
|
Филиппины |
272067 |
25000 |
260 |
98547094 |
2,8 |
|
Германия |
3730261 |
14540 |
197 |
80258537 |
1,6 |
|
Великобритания |
2678455 |
7800 |
186 |
63966416 |
2,7 |
|
Россия |
2096777 |
10444 |
182 |
143347100 |
6,5 |
|
Польша |
525866 |
11679 |
188 |
38511595 |
1,0 |
|
Канада |
1826769 |
15200 |
120 |
35030609 |
1,0 |
|
Испания |
1393040 |
3400 |
58 |
47030141 |
1,8 |
Для выявления связи между показателями была построена матрица линейных коэффициентов парной корреляции и выявлено, что наибольшее влияние на ВВП различных стран оказывают количество франчайзи в сфере общепита (0,958), количество франчайзеров в сфере общепита (0,856) и численность населения (0,890).
Таким образом, сфера общественного питания в настоящее время активно развивается и оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом за счет создания новых рабочих мест, увеличения налоговых отчислений в государственный бюджет, ВВП и общего оборота денежных средств.
Развитие предприятий в сфере общепита по франчайзинговой системе позволяет увеличить объем продаж, привлечь новых клиентов, расширить границы деятельно сти компаний и, в целом, значение франчайзинга для национальной экономики велико, так как это один из самых быстрых способов образования новых предприятий, соединенных в единую систему, это эффективный инструмент поддержки малого бизнеса.
Список литературы
1. WorldDevelopmentIndicatorsdatabase, WorldBank. – URL: http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf (датаобращения: 14.04.15)
2. Единая межведомственная информационно-статистическая система. - URL: http://fedstat.ru(дата обращения: 08.04.15)
3. Иншакова, Е.И. Иностранные франчайзинговые сети в России: масштабы функционирования и роль в экономике / Е.И. Иншакова, И.В. Кудряшова, Ю.В. Полякова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.3, Экон. Экол., 2014. - №1 (24). – с. 99 – 110
4. Обзор мировой экономики. – URL: http://www.ereport.ru/ (дата обращения: 12.04.15)
5. Российская Ассоциация Франчайзинга. – URL: http://www.ru.rusfranch.ru/ (дата обращения 08.04.15)
6. Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 08.04.15)
7. Ягудин, С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: Учебно-методический комплекс /С.Ю. Ягудин. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 272 с.