Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
16 января 2016г.

   Обеспечение безопасности, в том числе и пожарной, является одной из важнейших функций государства. Привлечение к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности – это одна из мер по обеспечению повышения гарантий защищенности прав граждан, так как соблюдение и обеспечение этих требований юридическими и физическими лицами является необходимым и обязательным условием, и находит свое отражение в законодательстве.

    В обязанности инспектора государственного пожарного надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» входит проверка объектов, включенных в план проверок, и согласованный с органами прокуратуры.

   Административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с Кодексом об административной ответственности несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

     За нарушение требований пожарной безопасности юридические, должностные лица, граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

   Статья 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности состоит из восьми частей, каждая из которых имеет самостоятельный состав административного правонарушения; при этом только первая часть указанной статьи, предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа, по всем остальным частям статьи 20.4 КоАП предусматривается штраф либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

   Объектом правонарушения является пожарная безопасность, под которой понимается состояние защищенности личности и имущества. Федеральным законом от 21декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие правовые и социальные нормы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируются отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами (должностными лицами, гражданами и лицами без гражданства).

    Под требованиями пожарной безопасности в соответствии с вышеуказанным законом, понимаются специальные условия социального условия и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

   К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные нормативные акты, содержащие требования по пожарной безопасности. При этом субъекты РФ вправе принимать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований, установленных федеральными нормативными документами.

   Несоблюдение требований пожарной безопасности наряду с уголовной и гражданской ответственностью, влечет и административную ответственность.

   Однако в соответствии со ст. 1.5 Кодекса об административной ответственности лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В этой связи, при рассмотрении вопроса о привлечении к административной  ответственности должностного лица организации, которая финансируется за счет средств государства в строгом соответствии с бюджетным законодательством, возникает проблема об установлении вины этого лица: имело ли оно возможность, действуя в рамках выделенных денежных средств и соблюдая их целевое назначение, выполнить те самые требования, которые ему предписывалось выполнить в том размере и в те сроки, которые были предусмотрены государственной пожарной службой.

    Этот вопрос очень остро встает при привлечении к административной ответственности должностных лиц государственных учебных заведений, государственных заведений дошкольного образования, на которых лежит особая ответственность, направленная на сохранение здоровья и жизнеобеспечения вверенных детей. В этой связи встает вопрос, а правомочны ли указанные должностные лица получать предписания об устранении допущенных нарушений от государственной пожарной инспекции? Или данные предписания необходимо дублировать в орган, осуществляющий непосредственное финансирование указанного учреждения, и в этом случае привлекать к административной ответственности не только должностное лицо, непосредственно руководящее учреждением, но и лицо, ответственное за финансирование необходимых работ по профилактике и предупреждению пожарной опасности.

   В отличие от Гражданского кодекса РФ, в административном кодексе отсутствует понятие «степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности». В связи с изложенным, как правило, суды Санкт- Петербурга прекращают производство по таким делам по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАПРФ – отсутствие состава административного правонарушения, так как должностное лицо, при необходимой заботливости, предприняло все меры для получения денежных средств, но в силу объективных обстоятельств не смогло исполнить возложенную обязанность по их исполнению. Исходя из изложенного, прихожу к выводу, что административная ответственность в отношении таких лиц есть, но действующего механизма привлечения их к административной ответственности нет, как нет и решения указанной задачи по обеспечению безопасности наших детей.

    В такой ситуации наука административного права в определенной степени должна создавать административное право посредством изучения и анализа управленческих действий, осуществляемых на основе закона разнообразными субъектами управления. А административно-правовой политика,  в рамках сравнительного правоведения в области действия и применения норм административного права, должна исследовать возможность создания новых моделей управления, улучшения организации управления и совершенствования управленческих действий. Целью такого исследования должна быть выработка предложений по модернизации административного права, качественного применения его норм.

    Как научная дисциплина административная политика должна вскрыть недостатки административного права и определить возможные пути их устранения. Необходимость нововведений в административном праве должна решать практическая политика, которая и создает предпосылки для осуществления рациональных политических действий в целях проведения реформ как правовых норм, так и управления.