16 апреля 2017г.
В соответствии с Конституцией РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом (ч. 1 ст. 129).
Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016[1]; далее – Закон о прокуратуре) установлено, что этот государственный орган осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Одновременно прокуратура РФ выполняет и иные функции (п. 1 ст. 1), включая участие прокуроров в рассмотрении дел судами и участие в правотворческой деятельности (п. 2, 4 ст. 1, ст. 9).
В прокурорской науке к содержанию участия прокуратуры в правотворческой деятельности достаточно обоснованно относят использование результатов прокурорского надзора за законностью правовых актов и оспаривания незаконных правовых актов прокурорами в судах[2].
Практика свидетельствует, что результаты надзорной и судебной деятельности прокуроров на этих направлениях оказывают наибольшее воздействие на совершенствование нормативных правовых актов, в первую очередь на приведение их в соответствие с Конституцией РФ и другими законами органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими правотворческую деятельность.
Необходимо уточнить, что прокурорский надзор и участие в рассмотрении дел судами осуществляют только прокуроры. В правотворческой деятельности участвуют также, к примеру, прокурорские работники Академии Генеральной прокуратуры РФ. Поэтому понятия «участие прокуратуры в правотворческой деятельности»[3] и «использование результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров (прокурорского надзора за законностью правовых актов и участия прокуроров в рассмотрении дел судами)» соотносятся как общее и частное понятия.
Анализ использования результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров в участии прокуратуры в правотворческой деятельности показывает, что успех этой прокурорской деятельности во многом зависит от соблюдения определенных принципов, которые:
1) определяются сущностью и закономерностями функциональной деятельности прокуратуры;
2) отражают опыт применения результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров в ходе участия прокуратуры в правотворческой деятельности и уровень его теоретического осмысления;
3) обеспечивают эффективность использования результатов такой деятельности в сфере правового регулирования общественных отношений.
Следует обратить внимание и на то, что в юридической науке, исходя из общих закономерностей правовой деятельности, выделяют принципы-идеи и принципы-связи[4]. В то же время прокурорской наукой непосредственно не разработаны принципы использования результатов указанной деятельности прокуроров при участии прокуратуры в правотворческой деятельности.
Анализ практики участия прокуратуры в правотворческой деятельности свидетельствует, что одним из принципов применения результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров в указанной деятельности является принцип целесообразности. Согласно этому принципу использование результатов надзорной и судебной практики должно способствовать обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в правовом регулировании общественных отношений.
Представляется исключительно важным для применения результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров в участии прокуратуры в правотворческой деятельности принцип законности, который обозначает инициирование только уполномоченными прокурорами, в формах и порядке, установленных Законом о прокуратуре, принятия, изменения и отмены правовых актов органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, осуществляющими правотворческую деятельность.
Названный принцип тесно сопряжен с принципом централизма, согласно которому участие прокуратуры в правотворческой деятельности, включая использование названных результатов прокурорской деятельности, определяется организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
Для применения результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров в участии прокуратуры в правотворческой деятельности большое значение имеет принцип гуманизма, отражающий взаимосвязь правоохранительного назначения и правозащитной роли использования результатов указанной деятельности.
Немалую роль в эффективном применении результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров в сфере правотворческой деятельности призван играть принцип системности, влекущий необходимость учета взаимосвязи, взаимодействия и баланса результатов такой деятельности прокуратуры в ходе их использования.
Важным для успешного использования результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров является принцип детерминизма, который указывает на обусловленность применения указанных результатов деятельности прокуроров необходимостью участия прокуратуры в правотворческой деятельности.
Подлежит реализации при использовании результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров принцип самостоятельности и независимости деятельности прокуратуры, включая участие в правотворческой деятельности, от других государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений в соответствии с Законом о прокуратуре (абз. 1 п. 2 ст. 4)
В использовании результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров в процессе участия прокуратуры в правотворческой деятельности необходимо также соблюдение принципа гласности, установленного Законом о прокуратуре (абз. 2 п. 2 ст. 4). Вместе с тем о ходе и итогах применения результатов такой деятельности прокуроров в совершенствование законодательства РФ целесообразно широко информировать институты гражданского общества и граждан.
Изложенный перечень принципов использования результатов прокурорского надзора и участия прокуроров в рассмотрении дел судами при участии прокуратуры в правотворческой деятельности не является исчерпывающим и может пополняться на основе исследования практики прокурорской деятельности в сфере правового регулирования общественных отношений и ее теоретического осмысления.
Поясним также, что перечисленные принципы распространяются на использование при участии прокуратуры в правотворческой деятельности результатов не только прокурорского надзора за законностью правовых актов и оспаривания незаконных правовых актов прокурорами в судах, но и иных направлений надзорной и судебной деятельности прокуроров.
Необходимо сказать и о том, что прокурорской наукой не предложена классификация принципов использования результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров в участии прокуратуры в правотворческой деятельности. Думается, что в качестве основания классификации таких принципов может служить отображение ими целей и функциональных связей применения результатов указанной деятельности прокуроров.
Так, к принципам, соблюдение которых способствуют реализации целей прокуратуры при использовании результатов надзорной и судебной деятельности в участии прокуратуры в правотворческой деятельности, могут быть отнесены принципы целесообразности, законности и гуманизма.
В число принципов, отображающих функциональные связи в применении результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров в процессе участия прокуратуры в правотворческой деятельности, можно отнести принципы системности, детерминизма, самостоятельности и независимости деятельности прокуратуры, принцип гласности.
Однако представляется возможными применение и иных оснований для классификации принципов использования результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров в участии прокуратуры в правотворческой деятельности.
Высказанные суждения, на наш взгляд, позволяют сформулировать вывод о том, что соблюдение принципов использования результатов надзорной и судебной деятельности прокуроров является необходимым условием эффективности участия прокуратуры в правотворческой деятельности в целом.
1 Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (далее – СПС КонсультантПлюс).
2 Болдырева Р.С. Разделение властей: теоретико-правовые аспекты: дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 7; Винокуров Ю.Е., Плешаков А.М Участие в правотворчестве как самостоятельное направление прокурорской деятельности // Административное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 34.
3 См.: приказ Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» // СПС КонсультантПлюс.
4 См., напр: Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н.Новгород, 1993; Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993; Протасов В. Н. Теория права. Проблемы теории прав и государства. М.: Новый юрист, 1999.
Список литературы
1. Болдырева Р. С. Разделение властей: теоретико-правовые аспекты: дис. … канд. юрид. наук. М.,1998.
2. Винокуров Ю. Е., Плешаков А. М Участие в правотворчестве как самостоятельное направление прокурорской деятельности // Административное и муниципальное право. 2011. № 12.
3. Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н.Новгород, 1993.
4. Протасов В. Н. Теория права. Проблемы теории прав и государства. М.: Новый юрист, 1999.
5. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.