Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Занимает особое место в системе органов государственной власти и управления. Не входят ни в одну из ветвей власти, является независимой и обособленной структурой, осуществляющей прокурорский надзор от имени государства в целом. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства. Прокурорский надзор как отрасль науки – сумма знаний о формах, средствах, методах, осуществления прокурорской деятельности. По мнению ученых, термином «прокурорский надзор» обозначается не только одна из отраслей научного российского права, но и одна из отраслей научного знания, или одна из отраслей юридической науки. Рассматриваемая наука представляет систему понятий, взглядов, идей, раскрывающих сущность прокуратуры, закономерности ее возникновения и развития. По мнению О.А. Галустьяна, как отрасль юридической науки, «прокурорский надзор» имеет общий объект изучения—объективные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также общие методы изучения этого объекта. Самостоятельность (обособленность) науки прокурорского надзора, как и всякой иной юридической науки, определяется ее предметом (как частью объекта) и методом изучения.

   Под предметом науки «прокурорский надзор» следует понимать объективные закономерности возникновения, развития и функционирования во взаимосвязи  с иными государственными органами и негосударственными органами. Важно иметь в виду, что объективные закономерности возникновения, развития и функционирования прокуратуры могут быть предметом изучения и других отраслевых юридических наук, что свидетельствует о системности рассматриваемой нами юридической науки и ее взаимосвязи с другими юридическими науками [2.С.9].

  В соответствии ч.1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее-Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на  территории Российской Федерации [3]. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Предмет надзора определен ст.21 вышеназванного закона о прокуратуре. Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. В рассматриваемом случае деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210- ФЗ)[4]. Соблюдение данного закона федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор за соблюдением законодательства, регулирующего сфере правовых отношений в сфере государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами. Необходимо учитывать, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В соответствии с ч. 2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации создана в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности; защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

   Целью деятельности прокуратуры является достижение точного и единообразного исполнения законов, действующих на территории страны, регулирующих правоотношения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг всеми физическими и юридическими лицами, на которых распространяются полномочия прокуроров. На достижения этих целей направлена деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением Федерального закона № 210-ФЗ.

   Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокуратуры – обусловленные стоящими пред прокуратурой РФ целями и вытекающими из требований законов, а также складывающегося в стране или конкретных регионах состояния законности проблемные вопросы, решение которых достигается посредством осуществления прокурорского надзора, иных возложенных на прокуратуру функций и направлений (участков) деятельности. Задачи подразделяются на три уровня: общие, специальные и частные [1 С.61].

    Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельной отраслью прокурорского надзора, предусмотренный главой 2 Закона о прокуратуре, который имеет собственный предмет и характеризуется свойственными ему полномочиями прокуроров. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора является приоритетным направлением прокурорского надзора, в том числе в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст.26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и др. При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав граждан при получении государственных и муниципальных услуг прокурорами выявляются нарушения в деятельности органов власти при предоставлении субъектам предпринимательской деятельности государственных и муниципальных услуг.

   В каждом обществе существует потребность выполнения социальных дел. Часть из них требует использования властно-распорядительных полномочий, часть связана с оказанием социальных услуг. Социальные услуги означают юридически и социально значимые действия в интересах общества, государства и граждан. Их оказание обусловлено публичными функциями государства и деятельностью государственных структур, обладающих определенной компетенцией.

    В соответствии со ст.5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги. Практика прокурорского надзора показывает, что наиболее характерные нарушения заключались в необеспечении надлежащего нормативного регулирования данной сферы; несоблюдении порядка предоставления услуг, установленного административными регламентами, в том числе сроков предоставления услуг; истребовании излишних документов, не предусмотренных правовыми актами; отсутствии возможности предоставления услуг в электронной форме; нарушениях при информационном обеспечении предоставления услуг. Одна из насущных проблем, стоящих сегодня перед прокуратурой, - освобождение прокуратуры от несвойственных ей функций и смещение акцентов в ее деятельности на правоотношения, приобретающие повышенное общественное значение.



Список литературы

1.     Винокуров А.Ю., Винокуров К.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. С.61.

2.     Галустьян О.А.,Ендольцева А.В., Сыдорук И.И.Прокурорский надзор: учебник.-6-е изд. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА:Закон и право, 2010 г.С.9-10.

3.     Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

4.     Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».