Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ С ЕЕ ЗАМОРСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 апреля 2020г.


Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов, касающихся взаимоотношений Франции с ее заморскими территориями, обладающими различными административно- территориальными статусами, уровняем экономического развития и социального состояния.

Ключевые слова и словосочетания: заморские территории, административно-территориальный статус заморских территорий, экономическая система, финансирование, особенности государственного управления заморскими территориями, политические проблемы, суверенитет, метрополия, заморские владения Франции, колонии, государственное управление.

Политико-правовая система и территориальное устройство любого современного государства являются основой его существования, устойчивого развития и поддержания достойного имиджа на международной арене. В то же время территория каждой отдельно взятой страны обладает своеобразием в зависимости от географического положения, и наглядный пример тому Франция, чью территорию омывают четыре водных пространства: Ла-Манш, Атлантический океан, Северное и Средиземное море, образуя в составе данного государства, так называемые, заморские территории.

Заморские территории Франции, находящиеся под ее суверенитетом и юрисдикцией, занимают площадь 119 396 квадратных километров; преимущественно это островная территория, за исключением континентальной Гвианы.

В настоящее время они могут обладать следующими административно-территориальными статусами: заморские департаменты и регионы (например, Гваделупа и Мартиника); заморские сообщества (например, Сен-Мартен, Сен-Пьер и Микелон); административно-территориальное образование с особым статусом (Новая Каледония); прочие заморские территории (Французские южные и Антарктические территории).

Разрыв между национально-историческими традициями, отдаленность расположения (отдельные небольшие острова или группы островов расположены за тысячи километров от европейской (центральной) Франции), существенно различающиеся уровни экономического и социального развития, политическая установка отдельных заморских территорий на укрепление их суверенитета, вплоть до получения особого статуса и даже независимости от центральной власти и Франции в целом, с неизбежностью порождают политические проблемы во взаимоотношениях французской власти с ее заморскими территориями.

Главная проблема Франции и ее заморских территорий – политическая, определяемая особенностями государственного управления, прежде всего, распределением полномочий между центром и периферией (в анализируемой ситуации – еще и удаленными), государственными органами и местным самоуправлениям и т.п.

Конституция Франции, принятая 4 октября 1958 г., содержит положение о том, что ее принцип – правление народа, народом и для народа (ст. 2)[1]. Данное положение основного закона государства в полной мере должно относиться и к заморским территориям, жители которых являются французскими гражданами и не должны испытывать необоснованного ограничения прав, особенно в политической сфере.

Ощутимые проблемы для построения и обеспечения функционирования системы государственного управления создает исторический фактор – заморские территории в основной массе – это бывшие колонии Франции, не желающие отказываться от идеи независимости. К примеру, Новая Каледония, одна из самых отделенных заморских территорий Франции, в течение 165 лет претерпевавшая над собой колониальное господство, в 2018 г. заявила о намерении провести референдум об отделении и образовании независимого государства. К тому же по этнической принадлежности жители заморских территорий зримо отличаются от «исторических» французов.

Одним из путей преодоления негативных последствий колониального прошлого и «сглаживания» непринятия исторической несправедливости, укоренившийся в сознании французов (в современном понимании) – потомков тех, кто испытал на себя все тяготы колониального гнета, является выбранный Францией отказ от терминов «DOM» (département d’ outre-mer) и «TOM» (territoire d’outre-mer) или DOM- TOM; строго говоря, словосочетание «заморские территории» также используется крайне редко и постепенно уходит в историю. В юридических документах используется, в основном, термин «заморская Франция» , который нередко переводится как «заморские владения Франции»[2]. Такой термин более благоприятен для жителей заморских французских территорий, не вызывает нежелательных ассоциаций, разделяет историческую память и настоящее.

Политический аспект взаимоотношений Франции с ее заморскими территориями определяется различным административно-территориальным статусом последних, в зависимости от которого строится система государственного управления.

Справедливости ради следует отметить, что Франция идет по пути компромисса в отношениях с заморскими территориями, чей политико-правовой статус требует доработки, в частности в Конституции данного государства имеется отдельная глава XIII «Переходные положения, касающиеся Новой Каледонии», регламентирующая в двух статьях (76–77) процедуру выражения мнения населения этой территории по положением

Небывалое усложнение общественной жизни в странах мира во второй половине прошлого века и в начале нынешнего выявило настоятельную необходимость не только деконцентрации, но и децентрализации властных полномочий, традиционно осуществляемых центральной властью в современных государствах[3]. Именно поэтому руководство Франции стремится к построению политического диалога с заморскими субъектами на основе равного к ним отношения, с учетом особенностей национального этнического происхождения жителей, численности населения, особенностей местного самоуправления, общинного уклада, традиционных методов ведения хозяйства, удаленности каждой отдельно взятой территории, уровня ее экономического развития, потребностей в дотациях, сформированности социально-бытовой инфраструктуры и других факторов.

Разграничение компетенции и полномочий между республиканскими органами власти и органами власти заморских территорий, а также между этими органами и местным самоуправлением на этих территориях осуществляется на основе признанной Французским государством Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г.[4]. В частности, данный международный документ устанавливает, что осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии (ч. 3 ст. 4).

Принцип субсидиарности при распределении полномочий власти и управления отражен также в Маастрихтском договоре (Договор о Европейском союзе) от 7 февраля 1992 г.[5] В частности, согласно ст. 5 (бывшая ст. 3 ter) данного Договора Союз в сферах, которые не относятся к его исключительной компетенции, действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели предполагаемого действия не могут достаточным образом быть достигнуты государствами-членами на центральном, региональном или местном уровне.

Франция стремится к политическому компромиссу с заморскими территориями, расширяя демократические институты на местах и решая за счет подобных установок проблемы, связанные с распределением компетенции между структурами власти различного уровня. В частности, в 2003 г. во Франции в процессе проводимой конституционной реформы был принят Органический закон о местной демократии, узаконивший референдум и народную законодательную инициативу на местах. Данный нормативный акт фактически сыграл роль фактора, укрепляющего демократические институты на местах, предоставив жителям заморских территорий возможность инициирования принятия важнейших политических решений.

Краеугольным камнем политики Франции в отношении заморских территорий, как и иных административно территориях единиц, может быть по праву признано стремление центральной власти обеспечить их устойчивость и тем самым избежать чрезмерной регионализации страны, потери контроля над администрациями укрупненных единиц и роста сепаратистских настроений[ 6].

Франция в целом признает суверенитет заморских территорий (в той в мере, в которой это позволительно с позиции государственного единства). Заморским владениям предоставлено право иметь символы государственной власти, свидетельствующих об их номинальной независимости: государственный герб, государственный флаг. И атрибуция данных символов существенно отличается от символов власти самой Франции. При этом важно подчеркнуть, что имея внутреннюю автономию, «заморские сообщества» в полной мере остаются в составе Французской республики[7].

Таким образом, руководству Французского государства на современном этапе удается преодолевать сепаратистские настроения и обеспечивать единство и государственный суверенитет посредством политического компромисса и укрепления демократических институтов, действующих на ее заморских территориях, а также учета исторических особенностей этих территорий и национально-этнических особенностей их населения.

 

1    Конституция Французской Республики. Принята 04.10.1958 (в ред. от 19.08.2009) // Электронный ресурс. URL: pravo.gov.ru.

2   Карпов С.А., Шевалье В.С. Особенности государственного управления заморскими территориями Франции // Образовательная среда: сегодня и завтра. Материалы Х Международной научно- практической конференции (Москва, 26–27 ноября 2015 г.). М.: НОУ ВО «Московский технологический институт», 2015. С. 307.

3       Егорова М.В. Конституционно-правовой статус территориальных коллективов во Франции: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10–11.

4   Европейская хартия местного самоуправления. Совершено в Страсбурге 15.10.1985 // Собрание законодательства РФ. 07.09.1998. № 36. Ст. 4466.

5 Договор о создании Европейского союза. Заключен в Маастрихте 07.02.1992 // Система «Гарант».

6      Васильев А.П. Трансформация систем административно-территориального деления стран зарубежной Европы (на примере Франции, Германии и Хорватии): автореф. дис. канд. географических наук. М., 2019. С. 9.

7   Карпов С.А., Шевалье В.С. Особенности государственного управления заморскими территориями Франции С. 308.

 

 

Список литературы

 

1.        Европейская хартия местного самоуправления. Совершено в Страсбурге 15.10.1985 // Собрание законодательства РФ. 07.09.1998. № 36. Ст. 4466.

2.        Договор о создании Европейского     союза. Заключен в Маастрихте 07.02.1992 // Система «Гарант».

3.        Конституция Французской Республики. Принята 04.10.1958 (в ред. от 19.08.2009) // Электронный ресурс. URL: pravo.gov.ru.

4.        Васильев А.П. Трансформация систем административно-территориального деления стран зарубежной Европы (на примере Франции, Германии и Хорватии): автореф. дис. канд. географических наук. М., 2019. 26 с.

5.        Егорова М.В. Конституционно-правовой статус территориальных коллективов во Франции: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2012. 25 с.

6.        Карпов    С.А.,     Шевалье    В.С.     Особенности    государственного    управления    заморскими территориями Франции // Образовательная среда: сегодня и завтра. Материалы Х Международной научно-практической конференции (Москва, 26–27 ноября 2015 г.). М.: НОУ ВО «Московский технологический институт», 2015. С. 306–309.