Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК СРЕДСТВА ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
27 апреля 2018г.

При расследовании уголовных дел фигурантами, которых являются несовершеннолетние важно тщательно изучить личность субъекта преступления для назначения максимально эффективных мер наказания и профилактики для избегания рецидива в будущем.

In the investigation of criminal cases involving minors, it is important to carefully examine the identity of the crime subject to assign the most effective penalties and preventive measures to avoid relapse in the future.

Ключевые слова: исследование личности, расследование, особенности, психология, несовершеннолетний, допрос, осмотр места происшествия, профилактика.

Keywords: study of personality, investigation, features, psychology, minor, interrogation, inspection of the scene, prevention.

Результаты любого следственного действия во многом зависят от того, в какой степени следователь учитывает возрастные, умственные и психологические особенности несовершеннолетнего. А потому одна из задач, стоящих перед ним, заключается в установлении полноценного психологического контакта в процессе личного общения. Под психологическим контактом следует понимать наличие особой психологической атмосферы, заключающейся в готовности следователя и несовершеннолетнего обвиняемого к общению.

“Тактические положения изучения личности обвиняемого следует рассматривать с двух позиций. Одна из них связана с решением криминалистических задач следственного действия и получает свое отражение в процессуальной фиксации тех или иных сведений о его личности. Другая заключается в восприятии и оценке информации о личности обвиняемого, которая не может быть зафиксирована в протоколе следственного действия в силу конструкции самого действия, а определяется познавательными методами; данный аспект находит свое отражение в криминалистических целях следственного действия, а сама информация носит ориентирующий характер”[1].

Допрос несовершеннолетнего в корне отличается от проведения обычного допроса в связи с тем, что психика подростка ещё не сформировалась и крайне уязвима для внешних воздействий, поэтому для получения значимой и фактически верной информации важно тщательно изучить личность подростка при подготовке к допросу и выбрать наиболее актуальный и эффективный метод воздействия на него в ходе следственного действия. “Применение методов изолированно или во взаимосвязи позволяет диагностировать психологические характеристики личности и использовать их в разных направлениях организации допроса”[2]:

1)   установление психологического контакта;

2)   определение системы тактических приемов допроса;

3)      определение характера и вида возможного и наиболее эффективного психологического воздействия;

4)   оценка полученной информации[3].

Важным правовым средством обеспечения прав подростка выступает возможность приглашения на допрос родителей и других законных представителей. Как справедливо отмечает Э.Б. Мельникова, “участие законного представителя несовершеннолетнего в российском уголовном процессе связано с двумя обстоятельствами: 1) с неполнотой процессуальной дееспособности несовершеннолетнего; 2) с тем, что законный представитель (родители, усыновители, опекуны, попечители) несет ответственность за воспитание и поведение несовершеннолетнего”[4].

Основанием проведения субедно-психологической экспертизы как и любой другой экспертизы является потребность в специальных психологических знаниях для выяснения вопросов для установления психологического здоровья, активности, деятельности, особенностей развития или отклонений несовершеннолетнего.

Формула «адекватно отображать внешнюю и внутреннюю стороны» имеет устоявшееся психологическое содержание, а именно: способность адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, адекватно запоминать и воспроизводить сведения о них, а также способность в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий (юридически значимых), и способность в полной мере осуществлять сознательное, волевое управление ими[5].

Самостоятельным поводом к проведению психологической экспертизы служит информация о возрасте субъекта (несовершеннолетние). Такие лица, в силу психологических причин, характеризуются специфическими изменениями в течении познавательных процессов, зачастую и в эмоционально-волевой структуре. “Подростковый возраст, являясь одним из самых сложных и ответственных, охватывает временные рамки от 10-11 до 13-15 лет, по иным классификациям, - вплоть до 17 лет”[6]. В столь юном возрасте происходят резкие формирующие личность процессы, постоянно изменяющие её, они затрагивают все аспекты жизни, тем самым оказывают большое влияние на развитие и мировоззрение ещё не сформировавшегося индивида, именно поэтому этот ранний возрастной этап жизни считается кризисным для подростков. Так называемый пубертатный период связан с гормональными перебоями, влияющими на психоэмоциональное состояние, личностные отношения к окружающим, а так же охватывает и внутреннее состояние подростка. Переходный возраст, связанный с индивидуальной деятельностью, переходом от зависимости от родителей к самостоятельной жизни напрямую зависит от социального положения в обществе и процессах протекающих в нём.

Верное формирование вопросов для эксперта является ключевым моментом для наиболее точного и эффективного проведения исследования т.к. эксперт вправе отвечать только на поставленные перед ним вопросы и лишь в исключительных случаях выходить за их рамки, в связи с высокой загруженностью судебно-медицинских организаций, для следователя важно избежать повторного назначения экспертизы, во- первых он ограничен в сроках по уголовному делу, во-вторых неграмотно построенные вопросы могут исказить представление следователя о личности субъекта проходящего по делу, не учёт всех особенностей или их упущение может довести до возврата дела на доследование от прокурора или в крайних случаях от суда.

Психолого-психиатрические экспертизы назначаются в случае расстройства личности у несовершеннолетнего связанные с невменяемостью или ограниченной вменяемостью подростка в результате психических патологий развития.

К медицинскому критерию "ограниченной вменяемости" при расстройстве личности отнесены полиморфные расстройства влечений, когнитивные дисфункции, проявляющиеся в виде недостаточной способности к самоорганизации мыслительной деятельности, неустойчивости внимания, парциальных нарушений критико-прогностических функций, а также включены личностная и эмоциональная незрелость. В интеллектуальный компонент юридического критерия включены недостаточная способность к целостной оценке ситуации и собственных возможностей, ограничение отдаленного прогноза негативных социальных последствий собственных действий. “Волевой компонент юридического критерия представлен ограничением возможности выборов социально приемлемых способов реализации цели, недостаточной способностью к правильной оценке промежуточных результатов и изменению стратегии поведения, недостаточностью самоконтроля”[7].

Говоря об интеллектуальном и волевом моменте важно помнить, что УК РФ в ст. 28 говорит об особенностях невиновного причинения вреда, когда лицо не осознавало общественную опасность своих действий или осознавало, но не могло предотвратить их наступление. Выяснение этого момента во время проведения расследования является важным фактором для вынесения приговора по уголовному делу, особенно когда речь идёт о несовершеннолетнем преступнике, а в случае, когда у лица наблюдается расстройство личности, подтверждённое судебно-медицинским заключением, является ключевым моментом для вынесения справедливого решения.

Кудрявцев И.А. подробно описывает важность правового аспекта при проведении исследования экспертом: “способности подростка с расстройством личности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в период совершения правонарушения показал, что одним из важнейших показателей этой способности является сохранность либо нарушенность критических возможностей подэкспертного, поскольку критичность - это один из показателей, позволяющих дифференцировать как клинические, так правовые характеристики нормы и патологии. Клинический аспект связан с диагностикой психического расстройства, в том числе, и оценкой степени его тяжести. Правовой аспект изучения критичности связан с возможностью подэкспертных оценивать и регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями и правилами”[8].

Если рассматривать практику европейских стран, то там до 80% приговоров выносящихся по уголовным делам фигурантами которых являются несовершеннолетние, строится на специальных заключениях полной психологической диагностики подростка, основным вопросом в данных исследованиях является вопрос о ресоциализации несовершеннолетнего в дальнейшем. В Пекине существуют рекомендации по полному изучению не только личности самого несовершеннолетнего преступника, но и его окружения, условий его жизни, всех факторов повлиявших на совершение им преступления.

Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указано, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния[9].

Необходимость индивидуального подхода к изучению личности, окружения и влияния на несовершеннолетнего преступника является основным источником информации для ответа на вопрос достаточно ли применения принудительных мер воспитательного характера для избежание антисоциального поведения индивида в будущем, а для того что бы располагать этими данными необходимо произвести экспертизу.

Так, например Овсянников И.В., Солонина С. Ю. предлагают внести следующие изменение в ст. 196 УПК РФ “По уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) необходимо назначать судебную экспертизу для установления возможности его исправления без применения наказания. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 196 УПК РФ пунктом 6 следующего содержания: «возможность исправления несовершеннолетнего без применения наказания”[10].

 

 1   А.С. Князьков Тактико-криминалистические цели и задачи получения и использования информации о личности обвиняемого при производстве следственных действий.

2    Макаренко И. Понятие и условия установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым // Уголовное право. - 2003. - № 1. - С. 85.

3   Коновалова В.А., Шепитько В.Ю. Юридическая психология: Учеб. для студ. юрид. спец. высш. учеб. завед. - К.: Концерн «Издательский Дом «Ин Юре», 2004. - 424 с. с. 181-184

4      Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2001. - С. 86.

5     Мантикова А.В., Чупров Л.Ф. К вопросу о проведении судебно-психологической экспертизы в современных условиях // Наука. Мысль. 2016. №5-1. С. 88-92.

6        Мантикова     А.В.      Основания     судебно-психологической     экспертизы     психически     полноценных несовершеннолетних субъектов

7      Мещерякова К.В. Особенности нарушений критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством личности

8    Кудрявцев И.А. Психологические проблемы критичности и некоторые механизмы отклоняющегося поведения /И.А. Кудрявцев [и др.]. //Психологический журнал. - Т. 7, №2. - 1986. - С. 127-136.

9      О судебной   практике применения законодательства,   регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1

10   Овсянников И.В., Солонина С. Ю. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия

 

Список литературы

 

1.        А.С. Князьков Тактико-криминалистические цели и задачи получения и использования информации о личности обвиняемого при производстве следственных действий.

2.        Коновалова В.А., Шепитько В.Ю. Юридическая психология: Учеб. для студ. юрид. спец. высш. учеб. завед. - К.: Концерн «Издательский Дом «Ин Юре», 2004. - 424 с. с. 181-184

3.        Кудрявцев И.А. Психологические проблемы критичности и некоторые механизмы отклоняющегося поведения /И.А. Кудрявцев [и др.]. //Психологический журнал. - Т. 7, №2. - 1986. - С. 127-136.

4.        Макаренко И. Понятие и условия установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым // Уголовное право. - 2003. - № 1. - С. 85.

5.        Мантикова А.В. Основания судебно-психологической экспертизы психически полноценных несовершеннолетних субъектов

6.        Мантикова А.В., Чупров Л.Ф. К вопросу о проведении судебно-психологической экспертизы в современных условиях // Наука. Мысль. 2016. №5-1. С. 88-92.

7.        Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2001. - С. 86

8.        Мещерякова К.В. Особенности нарушений критичности у несовершеннолетних обвиняемых с органическим расстройством личности

9.        О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1

10.     Овсянников И.В., Солонина С. Ю. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия