Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ СТОРОН

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
27 апреля 2018г.

В данной статьи рассматривается реализация института защиты по средствам участия профессиональных юристов на стадиях уголовного судопроизводства. Автор проводит сравнительный анализ понятий адвокат и защитник. Участие адвоката рассматривается как с позиции защиты, так и с позиции представления интересов потерпевших и гражданских истец.

Ключевые слова: адвокат, защитник, презумпция невиновности, состязательность сторон, государственное обвинение, следователь, дознаватель, следственные действия.

Защитником в соответствии со ст. 49 УПК РФ признается лицо, которое призвано осуществлять защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывать им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. В рамка настоящей статьи рассмотрим фигуру профессионального защитника – адвоката, который принимает участие в следственных и иных процессуальных действиях на стадиях досудебного и судебного производства по делу.

Всякий защитник осуществляет свои полномочия, перечисленные в ст. 53 УПК РФ, только в порядке, который установлен УПК РФ. Можно сказать, что адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам, который оказывает квалифицированную юридическую помощь в соответствии с полученным статусом в порядке, установленном законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, основу которого составляет ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Очевидно, что задачи адвоката шире задач защитника, в соответствии с п. 1 ст. 1 названного ФЗ адвокат оказывает помощь физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. При этом защитник более самостоятелен, чем адвокат, так как второй не просто защищает, а полностью представляет интересы своего доверителя, поэтому выбор средств и способов защиты адвоката по сути всегда ограничен позицией его доверителя. Здесь возникает дискуссия в соотношении позиций адвоката и доверителя, значимость так называемого «внутреннего убеждения» адвоката в его отношениях с доверителем и по отношению к делу, в которых он участвует в качестве защитника.

Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося  к нему за  оказанием юридической помощи, поручение  в случае,  если оно имеет заведомо незаконный характер, а также если он оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица. Кроме того, адвокат не вправе занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя. При этом, наиболее значимым представляется принцип, что если поручение доверителя принято адвокатом, то отказаться от принятой на себя защиты адвокат уже не вправе согласно пп. 6 п. 4 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»[1]. После принятия поручения адвокат должен действовать только в интересах доверителя и формировать общую позицию защиты независимо от своего внутреннего убеждения. Здесь особое значение приобретает процесс сбора доказательств по делу, а также участие адвоката в следственных действиях на стадии досудебного производства по делу как раз с целью формирования правовой позиции по делу.

Например, возможны ситуации, когда доверитель в процессе расследования полностью признал свою вину, но адвокат, самостоятельно исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о его невиновности. В данном случае адвокат обязан занять независимую от подзащитного позицию, что следует из его статуса как профессионального защитника, а также принципов и основных начал уголовного процесса, в том числе принципа презумпции невиновности. Однако в данном случае возникает спорная ситуация, ведь принцип презумпции невиновности в рамках состязательного процесса возлагает обязанность доказывания вины на лицо, которое об этом заявляет, согласно ч. 2 ст. 14 УПК РФ бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. С этой позиции получается, что деятельность адвоката в процессе досудебной стадии по уголовному делу по собиранию и представлению сведений, обосновывающих невиновность его доверителя, не является обязательной в силу его уголовно-процессуальной функции. Если обвиняемый не воспользовался правом доказывать свою невиновность, то данное обстоятельство не может быть обращено против него. В случае если обвиняемый использует свое субъективное право на защиту от обвинения, но его попытка окажется безуспешной, то и это обстоятельство не может быть использовано в качестве обоснования его вины[2].

Итак, действие презумпции невиновности освобождает защитника от обязанности собирать и представлять доказательства по делу, сведения об обстоятельствах, обосновывающие невиновность подзащитного, следовательно, не обязывает его участвовать в соответствующих следственных и процессуальных действиях. Однако все это входит в его обязанности как профессионального субъекта, обладающего статусом адвоката, так как в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами. Аналогичным образом по данному вопросу высказывается Д. Т. Арабули, которая утверждает, что полномочие защитника собирать доказательства, на основе которых в предусмотренном законом порядке устанавливаются обстоятельства, подлежащие доказыванию, и иные, имеющие отношение к делу, находится в правовом поле, но за пределами процессуальных отношений, несмотря на его закрепление в процессуальном законе[3].

Одним из таких средств является предоставленное адвокату право собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ, а также право фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь в соответствии с требованиями закона. В соответствии с этим УПК РФ предоставляет защитнику право участвовать в допросе своего доверителя, а также в иных следственных действиях, производимых с участием доверителя, либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника в порядке, установленном законом[4].

При сравнительном анализе процессуальных статусов следователя и адвоката, следует, что следователь, как сторона обвинения, в полномочия которого входит осуществление предварительного следствия по уголовным  делам, безусловно, имеет больше  полномочий для собирания доказательств в досудебном производстве. С этой целью он уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, привлекать к участию специалистов, в особо сложных делах следователь может действовать в составе следственной или оперативно-следственной группы. Все эти полномочия предоставлены следователю законом в соответствии с его процессуальной функцией. Что же касается адвоката, то он выполняет функцию защиты и не располагает тем широким арсеналом средств для поиска доказательств как следователь, хотя процессуальный интерес в этом у него, конечно, имеется.

При этом, как следует из п. 2 ч. 1 ст. 53, ч. 3 ст. 86 УПК РФ, а также ст.ст. 87 и 88 УПК РФ, адвокат- защитник не имеет права осуществлять доказывание в полном объеме. В частности, он не участвует в проверке и оценке доказательств, которые осуществляются исключительно судом, прокурором, следователем, дознавателем. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 53 УПК РФ защитник имеет лишь право «собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ».

Возникает вопрос, как правильно оценивать такую деятельность адвоката в уголовном процессе, чтобы не нарушить основные его принципы – состязательность и презумпцию невиновности, ведь получается, что с точки зрения криминалистики адвокат законодательно наделен правом на самостоятельное собирание доказательств, следовательно, должен быть решен вопрос и о выработке рекомендаций по сбору доказательственной информации адвокатом и представлению ее в суд. Так, О.В. Вишневская на этот счет предлагает ввести понятие – «состязательная деятельность защитника» и рассматривает в качестве таковой совокупность процессуальных действий в юридическом споре со стороной обвинения в целях оправдания обвиняемого или смягчения обвинения либо улучшения процессуального положения подозреваемого и обвиняемого[5].

Как обоснованно замечает профессор А.П. Гуськова законодательное закрепление в УПК принципа состязательности, определения задач (назначения) уголовного судопроизводства позволило предопределить дальнейшую практическую потребность криминалистики в разработке новых эффективных приемов и рекомендаций как для субъектов, осуществляющих функцию уголовного преследования, так и адвокатов, реализующих функцию защиты. Несомненно, для должной реализации состязательного начала необходима разработка и совершенствование приемов по тактике адвоката-защитника на предварительном и судебном следствии, необходимы знания криминалистической техники и др. – все это позволит адвокату эффективно провести защиту обвиняемого и не допустить нарушения его прав[6].

Совсем иные задачи возлагаются на адвоката при осуществлении им другой процессуальной функции – если он выступает по делу на стороне обвинения и представляет потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя в рамках ст. 45 УПК РФ. В данном случае адвокат выполняет не функции защитника, а функции представителя и имеет те же процессуальные права, что и представляемое им лицо. Представительство как общий институт уголовно-процессуального права является обособленной совокупностью норм, регулирующих отдельные стороны однородных общественных отношений между ведущими процесс органами и представителем, выступающим в деле от имени представляемого с целью добиться для него наиболее благоприятных последствий, а также для оказания ему квалифицированной юридической помощи в осуществлении своих прав, предотвращения их нарушения в процессе и оказания содействия органам, ведущим уголовное судопроизводство[7].

Основная задача адвоката-представителя в уголовном процессе согласно назначению уголовного судопроизводства в целом – это защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений[8], в связи с чем он также обладает правом собирать доказательства, представлять их на рассмотрение суда, а также участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо по ходатайству его доверителя. Деятельность адвоката- защитника в уголовном деле направлена на достижение противоположной задачи – защитить личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод[9]. Таким образом, профессиональный участник по уголовному делу – адвокат – может участвовать или на стороне обвинения, или на стороне защиты, но следовать единой цели – оказать квалифицированную юридическую помощь доверителю для защиты его прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Делая итоговые заключения, следует отметить, что процессуальная деятельность адвоката – это деятельность независимого профессионального советника по правовым вопросам, получившего в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность, по оказанию квалифицированной юридической помощи доверителю в целях защиты его прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. В этом заключается сущность его процессуальной деятельности, в том числе, и в уголовном процессе.

Задачи адвоката в уголовном деле различны в зависимости от того, какую сторону по делу он представляет: обвинения или защиты. В первом случае речь идет об адвокате-представителе, и тогда его общая цель заключается в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Во втором случае адвокат является защитником личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и  свобод в рамках уголовного процесса. Процессуальные функции данных участников уголовного процесса обусловливают объем их полномочий, адвокат-защитник более самостоятельная фигура, чем адвокат-представитель, и особо это прослеживается в вопросах предоставления доказательств.

Так, согласно ст. 86 УПК РФ адвокат-представитель вправе собирать и представлять только письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств, в то время как адвокат-защитник имеет процессуальную возможность собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений, опроса лиц с их согласия, а также посредством истребования справок, характеристик, иных документов от публичных органов власти, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Таким образом, уголовно процессуальное законодательство напрямую закрепляет, что наряду со следователем и дознавателем адвокат также наделен правом собирать и представлять доказательства по уголовному делу. В связи с этим адвокату необходимы специальные знания, которые позволят ему грамотно и эффективно, а также не нарушая требований закона, участвовать в собирании доказательств. Такая деятельность адвоката не является его обязанностью как процессуальной фигуры со стороны обвинения или защиты, следуя действующим принципам состязательности и презумпции невиновности, но возлагается на него его особым статусом профессионального юриста, который действует по поручению доверителя. Поэтому обязанность адвоката собирать доказательства по делу выходит за рамки уголовного процесса и не охватывается предметом криминалистики, но при этом криминалистические разработки, знания криминалистической техники могут и должны применяться адвокатом в его деятельности с целью более эффективного достижения поставленных задач.

 

1 Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

2   Кирьянов А. Ю. Проблемы реализации презумпции невиновности в современном уголовном процессе России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Самара, 2012. – C. 8.

3 Арабули Д. Т. Процессуальное положение и деятельность адвоката-защитника в судебном разбирательстве по уголовно-процессуальному праву России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Оренбург, 2002. – С. 6-7.

4Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

5   Вишневская О. В. Состязательная деятельность защитника на предварительном следствии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Ижевск, 2004. – С. 17.

6   Карякин Е.А. Реализация принципа состязательности в уголовном судопроизводстве (вопросы теории и практики): монография. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – С. 43-44.

7 Почечуева О. С. Особенности деятельности адвоката-представителя потерпевшего в российском уголовном процессе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2009. – С. 11.

8 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

9 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

 

 

Список литературы

 

1     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от19.02.2018)

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

3     Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

4     Арабули Д. Т. Процессуальное положение и деятельность адвоката-защитника в судебном разбирательстве по уголовно-процессуальному праву России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Оренбург, 2002. – С. 6-7.

5     Вишневская О. В. Состязательная деятельность защитника на предварительном следствии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Ижевск, 2004. – С. 17.

6    Карякин Е.А. Реализация принципа состязательности в уголовном судопроизводстве (вопросы теории и практики): монография. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – С. 43-44.

7    Кирьянов А. Ю. Проблемы реализации презумпции невиновности в современном уголовном процессе России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Самара, 2012. – C. 8.

8   Почечуева О. С. Особенности деятельности адвоката-представителя потерпевшего в российском уголовном процессе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2009. – С. 11.