Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛАТЕНТНОСТИ СОВЕРШАЕМЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННЫХ СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 апреля 2017г.

Одной из важнейших задач изучения любых видов преступлений является разработка предложений, касающихся совершенствования практики противодействия им, которая осуществляется за счет применения  и реализации мер предупреждения совершения преступлений, которые отождествляются с комплексом предупредительных мер, направленных на недопущение совершения преступлений и в сравнении с уголовно-правовыми мерами признаются более выгодными. Ещё философы и правоведы эпохи Просвещения отдавали предпочтение предупреждению преступности. Так, Монтескье призывал к тому, чтобы законодатель заботился не столько о наказании, сколько об улучшении нравов. Вольтер писал, что предупреждение преступности является истинной юриспруденцией в цивилизованном обществе. Что касается России, то в 1878 г. был принят Устав о предупреждении и пресечении преступлений. В нем содержался перечень деяний и лиц, подлежащих превентивному воздействию, им также регулировались некоторые вопросы тактики действий, как правоохранительных органов, так и населения.

Предупреждение включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение преступлений. Профилактика предполагает собой самую раннюю и наиболее сложную стадию предупреждения, объектом которой выступает не криминальная деятельность, а ее детерминанты. Предотвращение, это своевременное обнаружение планирования и подготовки преступления. Пресечение выражается в противодействии уже начатому преступлению и предполагает принятие определенных мер, в том числе силовых. Некоторые авторы выделяют также четвертый вид предупредительной деятельности - исправление преступника[1, с.18]. Но именно такой вид предупреждения преступлений, как профилактика, в наибольшей степени интересует криминологов, поскольку она требует наиболее серьезного научного обоснования.

В этом смысле регистрацию незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижение размеров платежей за землю следует рассматривать как специальный случай служебного подлога, то есть в качестве должностного преступления, хотя, согласно структуре УК РФ, это преступление относится к сфере экономической деятельности имеющий высокий индекс латентности.

По нашему мнению, единство профилактики преступности и противодействия латентности совершаемых конкретных преступлений предусмотренных ст. 170 УК РФ должно быть положено в основу комплекса предупредительных мер рассматриваемых преступлений, поскольку они относятся к числу высоко латентных, и до тех пор, пока латентность не начнет снижаться, вести речь об успешном предупреждении данных преступлений вряд ли придется.

Основной мерой, направленной на борьбу с искусственной латентностью, должно выступить кардинальное изменение существующей системы статистического учета преступности. А чтобы значительно усилить ее эффективность необходимо широко использовать такие меры, как информирование граждан (через СМИ и т. п.) об их правах в процессе принятия заявлений о совершенном преступлении, усиление контроля над ведением учетной документации в органах внутренних дел и различного рода, землеустроительных учреждениях. При этом основным принципом системы регистрации сообщений о преступлениях должна выступать такая мера, как устранение корыстных мотивов у должностных лиц правоохранительных органов, в компетенцию которых входит совершение действий в регистрации преступлений указанных в ст. 170 УК РФ. Выше названные меры выступают так же в качестве общей профилактики преступности. Поэтому профилактическое воздействие должно быть многовекторным. Например, для устранения корыстных мотивов у должностных лиц, совершающих рассматриваемые преступления, следует в равной степени применять как предупредительные меры материального характера, так меры, связанные с оказанием воспитательного воздействия на граждан и ужесточением отбора кандидатов на должности по моральным качествам. А, для лиц общей положительной ориентации, но которые могут совершить преступление под действием тяжелой жизненной ситуации, будет улучшение социального и материального статуса государственных служащих. В отношении лиц, способных совершить преступление в результате влияния негативных внешних факторов; бесконтрольности; неустойчивой моральной и  нравственной ориентации и  т. п., наиболее действенными будут меры, направленные на пропаганду нетерпимости к должностным злоупотреблениям и невозможности  впредь занимать должности связанные с учетной и регистрационной работой.. Что касается лиц, совершающих преступления в результате преимущественно антиобщественной, корыстной ориентации личности, то они вообще должны отсеиваться при должной кадровой политике.

При профилактике преступлений, совершаемых должностными лицами, особую важность приобретает проблема воспитательного воздействия на формирования общественного мнения непримиримой антикоррупционной направленности, которое может быть реализовано с помощью различных видов пропаганды: выступлений перед населением, в коллективах, работа со средствами массовой информации и другими способами. Чрезвычайно эффективной представляется и такая мера, как осуществление общественного контроля над деятельностью публичных служащих, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий. И как отмечалось выше необходимо отслеживать, чтобы впредь они не занимали подобные должности [2, с. 111].

При воздействии на данную детерминанту на первый план выступают организационные и кадровые меры противодействия должностной преступности, которые заключаются в увеличении прозрачности деятельности должностных лиц, создании эффективно функционирующего механизма подбора, профессиональной подготовки, расстановки и продвижения кадров в государственном аппарате, совершенствование контроля над доходами и расходами государственных служащих. В этой связи интересен опыт некоторых зарубежных стран. Так, согласно ст. 268/2 Уголовного кодекса Аргентины, «Наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет каторжных работ или тюремного заключения, штрафом в размере от пятидесяти до ста процентов суммы обогащения и пожизненным абсолютным поражением в правах тот, кто в ответ на законное требование не предоставил оправдание происхождению своего значительного по размерам имущественного обогащения или обогащения, использовавшегося им в целях прикрытия подставного лица, осуществленных во время пребывания на государственном посту или должности в период до двух лет после ухода с указанного поста или должности. Под обогащением понимается не только увеличение достояния в денежном или вещевом выражении, но и погашение долгов или иных обязательств». Тоже наказание назначается тому, кто злонамеренно исказил или не представил сведения, которые указаны в декларации» [3, с.212] .

Также в качестве примера можно привести законодательство Китайской Народной Республики [4, с.264]. Согласно статье 395 УК КНР, «Государственные служащие, стоимость имущества которых или расходы которых заметно превышают величину законных доходов, и это превышение составляет значительную сумму, могут быть обязаны объяснить источник дохода. При невозможности подтверждения законности доходов сумма, составляющая разницу, считается незаконно полученной. В этом случае следует наказание лишением свободы на срок до 5 лет или краткосрочным арестом, а излишки имущества подлежат взысканию.

Государственные служащие, имеющие счета за рубежом, обязаны заявить об этом в соответствии с государственными установлениями. Имеющие счета на сравнительно крупную сумму и не заявившие об этом, наказываются лишением свободы на срок до 2 лет или краткосрочным арестом; при смягчающих обстоятельствах – организацией или вышестоящими органами применяются административные меры наказания».

Частично меры по усилению контроля над доходами государственных служащих предусматриваются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принятым в рамках Национального плана противодействия коррупции. Следует отметить, что в данном законе отражены лишь общие положения антикоррупционной политики, которые подробнее раскрываются в других нормативно-правовых актах. Согласно указу Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», к данным должностям относятся должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей, по которым предусматривается: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно- распорядительных, или административно-хозяйственных функций. Исходя из данной формулировки, предоставлять данные сведения обязаны все должностные лица, в том числе должностные лица, являющиеся субъектом регистрации незаконных сделок с землей. К сожалению, невыполнение указанной обязанности влечет за собой лишь дисциплинарную ответственность в виде освобождения государственного или муниципального служащего от замещаемой должности либо другие виды дисциплинарной ответственности. Ни административной, ни уголовной ответственности за данные деяния современным российским законодательством не предусмотрено. Также одним из основных факторов латентности регистрации незаконных сделок с землей является несовершенство уголовного законодательства, направленного на защиту управленческих земельных отношений.

Таким образом, в процессе предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, необходимо учитывать накопленный опыт профилактики общей преступности, предупреждения должностных и корыстных преступлений, при этом прерогатива должна отдаваться экономическим мерам общесоциального предупреждения и мерам, направленным на снижение уровня латентности рассматриваемых преступлений.

На уровне специального криминологического предупреждения преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей основные усилия заинтересованных субъектов должны быть сосредоточены на следующих основных направлениях совершенствования применяемых специальных криминологических мер: разработке более прозрачных процедур регистрационных действий сделок с землей; усиление государственного контроля над доходами и расходами должностных лиц, участвующих в осуществлении регистрационных действий сделок с землей; наряду с органами прокуратуры функцию государственного земельного контроля должно осуществлять не только Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), но и самостоятельный федеральный орган, создание которого необходимо, так как в настоящее время на Роснедвижимость возложена еще и функция оказания услуг; снижение уровня латентности общей коррупционной преступности и преступлений, посягающих на управленческие отношения,  возникающие по поводу совершения сделок с землей; своевременное обобщение практики применения норм уголовного законодательства к деяниям, связанным с нарушением должностных обязанностей лицами, осуществляющими регистрационные действия в отношении сделок с землей и на этой основе разработка рекомендаций по квалификации преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ; – совершенствование норм уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления в виде регистрации незаконных сделок с землей, в частности ст. 170 УК РФ.

 

Список литературы

 

1.   Ашиткова Т.В. Прокурорский надзор за исполнением земельного законодательства дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

2. Криминология: курс лекций / под. ред. В.Г. Гриба. М., 2008.

3.   Уголовный кодекс Аргентины. СПб., 2003. С. 212. « Назначается наказание в виде тюремного заключения сроком от пятнадцати суток до двух лет и пожизненного специального поражения в правах тому, кто, будучи в силу своего должностного положения обязанным представить имущественную декларацию, злонамеренно не сделал этого».

4.     Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.И. Коробеева, пер. с китайского Д.В. Вичикова. СПб., 2001.