Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУБЪЕКТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
13 мая 2016г.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению уголовно-правовых и криминологических характеристик субъекта террористической деятельности, основанных на действующем уголовном законодательстве Российской Федерации и современных научных исследованиях данной проблематики. Приведены сведения об имеющихся на сегодняшний день актуальных проблемах в сфере изучения субъекта террористического акта и его личности. Предлагается типологизация террористов, основанная на их темпераменте и характере мотивации.

Ключевые слова: личность террориста, противодействие терроризму, субъект террористической деятельности, терроризм, террорист, террористическая деятельность, террористический акт.

 

THE SUBJECT OF TERRORIST ACTIVITY: CRIMINALLY-LEGAL AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS

Konstantin Borichev

Institute of Law and Business, Saint-Petersburg

 

 

The article is devoted of criminally-legal and criminological characteristics of the subject of terrorist activities, based on current criminal legislation of the Russian Federation and modern scientific research of this problem. Provides information on the currently available topical issues in the study of the subject of a terrorist attack, and his personality. Proposed typology of terrorists, based on their temperament and character motivation.

Key words: the identity of the terrorist, counter-terrorism, the subject of terrorism, terrorism, terrorist, terrorist activities, terrorist act.

Обязательным  элементом  состава  преступления,  без  которого  отсутствует  основание  уголовной

ответственности, является субъект преступления. В соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации, субъектом преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ (Террористический акт), является вменяемое физическое лицо, достигшее согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ возраста 14 лет. Важно отметить, что субъектом преступления может быть как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Примечательно, что в юридической литературе неоднократно высказывалось мнение об увеличении возраста уголовной ответственности за совершение преступлений террористической направленности, в т.ч. террористического акта. Обосновывается это в основном тем, что умыслом несовершеннолетнего в возрасте 14- 16 лет не могут охватываться истинные цели теракта и осознаваться его реальная общественная опасность. Однако, учитывая уровень развития современных подростков, данная точка зрения на наш взгляд представляется ошибочной. В частности, установление российским законодателем в ч. 2 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности за террористический акт с 14 лет означает, что лицо именно с этого возраста в силу своего психофизиологического развития в состоянии в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руководить ими. При этом возраст 14 лет определён не произвольно, а исходя из анализа различных научных данных, представленных психологией, педагогикой, криминологией, статистикой и др., которые чётко указывают на распространённость того или иного преступления среди несовершеннолетних, о возрасте полного осознания и руководства лицом своими действиями (бездействием) [7, с. 149].

Необходимо отметить, что несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет, не подлежит уголовной ответственности, если вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

В изучении социально-демографических характеристик личности террориста немалый интерес представляют именно данные о распределении осуждённых террористов по возрасту. Исследования в данной области проводились в том числе д.ю.н., профессором Ю.М. Антоняном, который, проведя сравнение показателей в отношении общей массы осуждённых с осуждёнными за преступления террористической направленности по возрасту, выявил, что большая часть всех осуждённых, в т.ч. террористов, являются лицами в возрасте 20-49 лет. Однако для лиц, осуждённых за совершение преступлений террористической направленности, характерно то, что 43,7 % из них входят в возрастную группу 30-39 лет. Что же касается общей массы осуждённых, то 43,5 % из них являются лицами в возрасте 20-29 лет [1, с. 163]. Следовательно, на основе данного анализа можно сделать вывод, что преступления террористической направленности совершают лица более зрелого возраста.

Что касается судимости, то в основной своей массе лица, совершившие преступления террористической направленности, до этого к уголовной ответственности не привлекались. Прежде всего, этот факт можно объяснить серьёзной подготовкой теракта, проработкой тактических приёмов его совершения, тщательным подбором исполнителей, которые не должны привлекать внимания сотрудников правоохранительных органов с целью успешности совершения преступления террористического характера.

Следует отметить, что террористические акты зачастую совершают лица со специфической личностной предрасположенностью. При этом она сама по себе не способна привести к серьёзным негативным последствиям без влияния микросреды, в которой обитает человек. В основной своей массе именно этнорелигиозная среда предписывает террористу насильственные методы уничтожения «чужих». Вместе с тем большинство субъектов преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ, являются мужчинами. При совершении террористического акта женщинами основной причиной для них будет являться месть за убитых родственников или за мужа. Однако зачастую на месть их обычно подталкивают мужчины, от которых они находятся в психологической зависимости [1, с. 163].

Важно учитывать, что главными детерминантами терроризма как негативного социально-экономического явления были и остаются социально-экономические причины и прежде всего социальная несправедливость, на которую потом наслаиваются другие обстоятельства, - в результате социально-экономические причины «окрашиваются»     в     определённый     религиозный,     национальный,     политический,     идеологический     или психологический цвет [6, с. 5].

На сегодняшний день исследователи терроризма выделяют ряд мотивов поведения лиц, совершивших преступления террористической направленности:

 Меркантильный (материальный) мотив;

 Идеологический мотив, основанный на совпадении собственных ценностей человека с идеологическими ценностями террористической группы;

 Мотив преобразования, активного изменения мира;

 Мотив власти над людьми;

 Мотив самоутверждения, соединённый с желанием доминировать, подавлять и управлять окружающими;

 Мотив интереса и привлекательности терроризма;

 Товарищеский мотив, основанный на эмоциональной привязанности;

 Молодёжная романтика и героизм, желание придать жизни яркость;

 Игровая мотивация, потребность в риске;

 Влечение отдельных лиц к смерти [5, с. 144].

На данный момент не выявлено фактов, свидетельствующих о том, что члены террористических организаций имеют психологические патологии. Необходимо отметить, что абсолютно все опросы, проводившиеся в арабских государствах, в которых в последние десятилетия возникло рекордное количество террористических группировок, показывали, что эти общества практически единодушно осуждают теракты. При этом террористы традиционно пользуются достаточно высокой популярностью и не испытывают больших проблем с финансированием и рекрутированием новых сторонников [3, с. 119].

В юридической литературе приведены различные типологии личности лиц, совершивших преступления террористической направленности. При этом на типы разделяются не только лидеры террористических организаций и сообществ, но и рядовые участники и обычные исполнители. Так, среди лидеров организаций и сообществ террористической направленности можно выделить следующие категории:

ü лица, которые участие в террористической деятельности рассматривают как способ достижения политической власти, контролирования определённой территории или же как средство удержания такой власти;

ü лица, которые участвуют в деятельности террористических организаций и сообществ с целью получения господства над определённой группой населения, в т.ч. лиц, являющихся участниками террористических формирований;

ü лица, которые при помощи участия в деятельности террористических организаций и сообществ реализуют свои националистические взгляды, религиозную идеологию в её радикальном виде;

ü лица, которые используют участие в деятельности террористических организаций и сообществ с целью увеличения возможностей получения материальной выгоды. Для этого они могут прибегать и к дестабилизации политической и социально-экономической ситуации в том или ином регионе, создаваемой посредством устрашения местного населения, органов местного самоуправления, правительства при помощи осуществления массовых террористических преступлений;

ü лица, которые используют участие в деятельности террористических формирований для получения материальной прибыли, оплаты подготовки и осуществления преступлений террористического характера, руководства деятельностью террористическими организациями и сообществами, обучения участников данных организаций и сообществ;

ü лица, которые используют участие в деятельности террористических формирований для достижения определённого общественного статуса путём выполнения указаний иностранных организаций, которые являются организаторами или финансистами террористической деятельности в своих политических и экономических интересах [6, с. 254].

Рядовые исполнители  преступлений террористической направленности  и  участники  террористических организаций и сообществ могут быть разделены на следующие типы и подтипы:

1.      Лица, которые фактически зарабатывают на жизнь участием в совершении террористических преступлений. Это лица:

Ø для которых участие в деятельности террористических организаций и сообществ фактически является

образом жизни;

Ø которые осуществляют свою деятельность ради материальной выгоды, но при этом действуют относительно «вынужденно», т.е. не проявляют какой-либо инициативы для установления контактов с террористами и террористическими формированиями;

Ø лица, являющиеся участниками террористических формирований в виде наёмников.

2.    Лица, ставшие участниками террористических организаций и сообществ в результате того, что были успешно завербованы эмиссарами, основанием для вербовки послужили их религиозные или националистические взгляды. В частности, можно выделить:

v «идейных», т.е. тех, кто подвергся негативному влиянию проповедников радикальных течений ислама, которые в основном действуют в теологических училищах, мечетях;

v «внушаемых», которые попали под влияние эмиссаров и лиц, их завербовавших, которыми при вербовке были использованы их интерес к религии, к национализму [6, с. 261].

3.      Лица, которые стали участниками незаконных вооружённых формирований,  террористических сообществ и организаций, а также совершили отдельные преступления террористический направленности из-за шантажа, запугивания их самих и их родственников, под влиянием угроз, обещаний финансовой помощи семье.

4.   Лица, которые участвуют в деятельности террористических формирований и совершают преступления террористической направленности ради того, чтобы стать максимально известными, чтобы получить авторитет в своём кругу, для того, чтобы внушить чувство страха окружающим и т.п.

В зависимости от темперамента и характера мотивации типологизация личности террориста может быть представлена следующими типами:

   «зомби». Основной мотивацией их поведения является желание собственной смерти, при этом у «зомби» ярко выражены суицидальные наклонности. В качестве примера можно указать, что в радикальном шиитском движении «Хамас» при вербовке своих членов утверждают: «Аллах велик, и ты – острие его меча. Смерть за Аллаха – дорога в рай» [4, с. 52]. Эффективность ведения переговоров с данным типом террористов является крайне низкой, т.к. по сути в этом мире данное лицо уже ничего не держит. Однако следует отметить, что возможным аргументом при информационно-психологическом воздействии на «зомби» может стать апеллирование к традиционным нормам мировых религий, в которых самоубийство осуждается как тяжкий грех.

   «мститель». Основной мотивацией их поведения является ненависть к объекту преступления террористического характера, которая возникла по абсолютно субъективным причинам.

   «садист». Данный тип имеет сходство с типом «мститель», но различается тем, что причиной

возникновения основного мотива ненависти к объекту теракта являются на какие-либо субъективные переживания, а патология в психологически особенностях личности. Собственной смерти «садисты» не желают и к ней не стремятся, а воспринимают свою возможную гибель с ужасом, как любой индивид с садистскими наклонностями.

   «фанатик». Основной мотивацией их поведения являются различного рода идеи. Объект терактаявляется  для «фанатика» своеобразным противником, который мешает торжеству его идей. Именно поэтому он должен быть уничтожен.

    «романтик». Данный тип схож с типом «фанатик» по отношению к собственной гибели и месту идеологии в мотивах своего поведения. Но смерть и страдания объекта теракта являются для «романтика» необходимой жертвой ради достижения великой цели. Какая-либо личная неприязнь или чувство мести отсутствует, может иметь место даже жалость.

   «делец». Особенностью данного типа желание получить финансовую выгоду или достичь определённого социального, общественного или политического положения. В целом терроризм воспринимается «дельцами» как работа, за которую много платят, при этом отсутствуют какие-либо идеи. «Дельцом» является как рядовой наёмник, так и руководители террористических организаций и сообществ, в т.ч. Усама Бен Ладен [4, с. 76].

Следует отметить, что в настоящее время содействие террористическим сообществам и организациям, преследуя в основном цели противодействия тому или иному государству, оказывают представители государственной власти иностранных государств. Это  обстоятельство в научной среде порождает полемику относительно субъектов терроризма такого рода, и, в частности, вопрос о возможности отнесения к ним государства как такового. Проблематика указанного вопроса усугубляется ещё и тем, что в настоящее время продолжаются взаимные обвинения государств в проведении «террористической политики», а также появилась новая форма обвинения государств – в спонсировании терроризма. Однако на сегодняшний день мировое сообщество чётко придерживается мнения, что субъектами международных преступлений могут быть только конкретные физические лица, их совершившие [2, с. 115-116].

Таким образом, чтобы успешно противодействовать современному терроризму, необходимо понимать суть данного явления, его сущность, осознавать те причины, которые толкают человека и организованные группы на совершение преступлений террористической направленности. При этом изучение личности террориста, его психологических особенностей и социальных характеристик является одной из задач, решение которой будет оказывать существенную помощь в противодействии терроризму.

 

Список литературы

1.     Антонян Ю.М. Особо опасный преступник. – М.: Проспект, 2013. – 312 с.

2.     Павлик М.Ю. Террористический акт, захват заложника, бандитизм: вопросы теории и практики. – СПб: Издательство «Юридический центр-Пресс», 2011. – 372 с.

3.     Петрищев В.Е. Что такое терроризм, или Введение в террорологию. – М.: КРАСАНД, 2013.- 464 с.

4.     Соснин В.А. Психология современного терроризма: учебное пособие/В.А. Соснин. – М.: ФОРУМ, 2012. – 160 с.

5.     Сундиев И.Ю. Введение в оперативно-розыскную террологию: монография/И.Ю. Сундиев. – М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2011. – 191 с.

6.     Терроризм в современном мире. 2-изд. / под ред. В.Л. Шульца; Центр исслед. проблем безопасности РАН. – М.: Наука, 2011. – 603с.

7.     Энциклопедия уголовного права. Т.21. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. – Издательство профессора Малинина. – СПб ГКА, СПб, 2013. – 1072 с.