Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛАССИФИКАЦИИ ОСУЖДЁННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ

Авторы:
Город:
Вологда
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Изучение осужденных предполагает, в частности, их классификацию, которая имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение.

   К решению проблемы классификации осужденных, по нашему мнению, следует приступить с рассмотрения ее понятия.

    Под классификацией понимается практическое распределение явлений, материала или понятий на части, классы, группы и подгруппы, виды по определенным признакам. Подобное понятие классификации дается в таком определении: «Классификация - распределение объектов явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков».

   Наиболее удачно значение классификации выражено С.С. Алексеевым: «Она дает возможность при определении ее критериев выявить новые черты, качественные особенности данных предметов и явлений; имеет значимость не только первичной обработки, но и охватить большой диапазон изучаемых объектов и, следовательно, избежать односторонности их научной интерпретации» [4].

   Применительно к осужденным имеется в виду, что отнесение их к той или иной классификационной группе всегда связано с определенными факторами: вид учреждения, в котором исполняется наказание, режим, изменение условий отбывания наказания и другими.

   Именно на этой основе в теории и на практике возникла потребность в разработке наиболее эффективной системы классификации осужденных. При этом заслуживает внимания позиция Н.А. Стручкова, полагающего, что деление осужденных на более или менее однородные группы (категории) проводится для того, чтобы исключить влияние наиболее отрицательной части осужденных на других лиц, отбывающих наказание, прежде всего лиц молодого возраста, впервые судимых и в тоже время, необходимостью обеспечить осуществление карательно-воспитательного воздействия нужного с точки зрения его характера и степени интенсивности, именно для данной категории (классификационной группы) [2].

   Отсюда мы видим, что задача классификации сводится к тому, чтобы создать оптимальные дифференцированные условия исполнения и отбывания наказания, а следовательно, разработать наиболее эффективные меры исправительного воздействия на осужденных не только в период отбывания наказания, но и после освобождения. Представляется, что система классификации осужденных должна быть целостной, с этой точки зрения, более правильной, исходя из позитивной и негативной направленности их поведения.

   В целом систему отбывания наказания в виде лишения свободы определяют как организацию исполнения наказания, при которой в зависимости от поведения осуждѐнного условия отбывания им наказания изменяются в сторону улучшения или ухудшения. Возможность изменения осуждѐнным к лишению свободы вида исправительного учреждения является одним из элементов такой системы отбывания лишения свободы.

   Правовой статус осуждѐнного может трансформироваться как в сторону увеличения правоограничений, так и в сторону их уменьшения.

   Необходимо отметить, что в научной литературе уже высказывалось мнение о необходимости классификации осуждѐнных к лишению свободы по степени исправления, причѐм происходило это во время действия ИТК РСФСР, а потому можно сказать, что эта научная разработка отчасти реализована при реформе отрасли уголовно-исполнительного права [3]. Как известно, ранее при классификации осуждѐнных, применительно к процессу их исправления, использовались такие категории, как «характеризуется отрицательно», «имеет неустойчивую социальную установку», «характеризуется положительно», «не нуждается в дальнейшем отбывании срока  наказания». Данные выводы использовались при проведении аттестаций осуждѐнных. Ранее градация аттестаций была такова: «первичная» (проводилась через полгода с момента прибытия осуждѐнного в колонию), годовая, оценочная (при рассмотрении осуждѐнного по вопросу условно- досрочного освобождения, при изменении условий его содержания и пр.), аттестация по концу срока.

   На сегодняшний день согласно утвержденной 14 октября 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года затрагивается вопрос о классификации осужденных. Здесь можно увидеть, что уголовно- исполнительная система продолжает совершенствоваться, выходя на новый уровень развития и все больше приближаясь к европейским стандартам, это видно, если рассмотреть задачи указанные в ней: изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного. В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия по проблеме классификации осужденных: дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности, совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны); раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды, с другой стороны [1]. Многие моменты, безусловно уже выполнены.

    В сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными здесь предусмотрено создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению («социальные лифты»), включающей совершенствование порядка замены не отбытой части наказания более  мягким видом наказания,  обновление  механизма условно-досрочного освобождения.  Так называемый «социальный лифт» проводится один раз в полгода (по плану, если нет иной необходимости), либо при переводе из одних условий отбывания наказания в другие, замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, при рассмотрении вопроса условно-досрочного освобождения поддержании ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении.

    Соответственно выводы данной процедуры «налицо»:

– условия отбывания наказания не изменять

– ходатайствовать об улучшении условий отбывания наказания;

–    ходатайствовать перед судом о переводе осужденного в исправительное учреждение с более мягким видом режима;

–   ходатайствовать о представлении к замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, о поддержании ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении.

   Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.

    Целями применения системы стимулов являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности.

   Действующим в настоящее время законом фактически введены две оценочные категории: положительно характеризующиеся категории и лица, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Эта градация так называемых видов характеристик крайне мала и незначительна; разумеется, здесь не хватает разнообразия, в «мягкой» степени и существующее формальное несоответствие этих категорий (положительно характеризующиеся категории и лица, признанные злостными нарушителями). На формальных выводах строится и формальная характеристика и, как правило, формальная, некачественная работа с осуждѐнными. Тогда о какой степени исправления может идти речь? Да не о какой. Полноценной работы со стороны администрации с осуждѐнными, к сожалению, не наблюдается. Поэтому и о здоровом климате в местах лишения свободы, и о прогрессе, как следствие, мы речи не ведѐм.

    Поэтому, на сегодняшний день мы можем классифицировать осуждѐнных формально: «характеризуется положительно» и «признанный злостным нарушителем режима содержания».

   Так, позитивно настроенные осуждѐнные для изменения своего положения посредством поощрений или применения иных институтов (изменение условий отбывания наказания, вида исправительного учреждения, замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания, вопрос об условно-досрочном освобождении, перевод в колонию-поселения и пр.) должны формально иметь положительную характеристику. Данная категория формируется в правоприменительном процессе на основании убеждѐнности администрации исправительного учреждения. Для отнесения осуждѐнного к категории злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания законом прямо предусмотрена оценка его поведения юридически выраженная в специальном решении.

    Развивая вопрос о степени исправления осужденных, А.И. Зубков справедливо отмечает, что с точки зрения практики организации исправительного процесса определение ее является важным элементом, без которого обойтись просто невозможно. Тем более что имеется богатейший положительный опыт организации такой работы в исправительных учреждениях [3]. Поэтому в уголовно-исполнительном кодексе, хотя напрямую не упоминается об установлении той или иной степени исправления осужденных, но основные ее элементы закреплены в ряде статей, сохраняя в своей основе эту практику. При исполнении наказания в виде лишения свободы важным является период, который связан с направлением осужденных для отбывания наказания в исправительные учреждения. Следует иметь в виду, что их направление, а также перевод в  другие исправительные учреждения осуществляется на основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу. Посредством перевода из одних условий отбывания наказания в другие, администрация тем самым стремиться исправить осуждѐнных, т.е. пытается сформировать у них уважительного отношения  к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировать правопослушное поведение. Безусловно, одним из необходимых условий для классификации осуждѐнных (даже администрацией учреждения) является так или иначе глубокое изучение их личности и дифференциация осужденных для обеспечения индивидуализации исправительного воздействия на различные категории осужденных. При изменении вида исправительного учреждения осуждѐнные согласно действующему законодательству могут быть классифицированы только на положительно характеризующихся и признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. У этой тенденции имеются как позитивные, так и негативные моменты. К числу первых следует отнести отказ от формализованного подхода к оценке исправления осуждѐнных, что расширяет возможности индивидуализации исполнения лишения свободы. К числу вторых – отсутствие единых стандартов отнесения к категории положительно характеризующихся осуждѐнных порождает незащищѐнность от возможного произвола со стороны администрации. Такое зависимое положение отнюдь не способствует стремлению изменить свой правовой статус посредством положительного поведения. В числе наиболее эффективных способов разрешения проблемы видится в качественном изменении кадровой политики и в становлении системы эффективного общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений.

   Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что классификация осужденных в значительной мере влияет на формирование системы учреждений исполнения наказания, в значительной степени влияет на формирование системы учреждений исполнения наказания, создает необходимые условия для дифференциации исполнения наказания. Наконец, она создает предпосылки для индивидуализации исполнения наказания.



Список литературы

1.     Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года

2.     Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 31.05.2012) <О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года>

3.     Антонян Е.А. Психологические особенности наказания в виде лишения свободы // Юридическая психология, 2007, N 1. С. 37.

4.     Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов.- М., НОРМА. 2006. С. 44.

5.     Матвеев А.В. О правовых принципах воспитательной работы с осужденными //Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2007, N 3. С. 23.