27 апреля 2018г.
В данной статье
исследуются сущность, характеристика и особенности функционирования системы пенсионного обеспечения в РФ. Рассматриваются вопросы повышения эффективности системы пенсионного обеспечения и обеспечение ее устойчивости путем совершенствования нормативно-правовых актов, в которых нашли бы отражения гарантии, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.
Ключевые слова: Конституция РФ, Пенсионный фонд РФ, функции государства, право социального обеспечения
Для успешного функционирования и развития государства необходима эффективная пенсионная система, которая отражает общее состояние экономики и уровень жизни населения РФ. Впервые о пенсионном обеспечении упоминается в древних летописях. Как отмечается в исторических документах, воеводы и князья славянских дружин заботились об обеспечении своих воинов в случае боевых ранений и по достижении ими старости. Необходимо отметить, что пенсионное обеспечение в России претерпевало многочисленные реформы, разнообразные преобразования и в настоящее время продолжает видоизменяться и преобразовываться.[7]
Современная пенсионная система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой звеньев и сфер финансовых, правовых и организационных, это совокупность отношений, возникающих по поводу осуществления обязательств по предоставлению гражданам материального обеспечения в виде пенсий либо иных мер и выплат социальной поддержки пенсионеров. Так, на сегодняшний день Пенсионный фонд РФ является одним из наиболее значительных социальных институтов государства. Это самая крупная федеральная система оказания государственных услуг в сфере социального обеспечения в РФ.[10]
Основной целью деятельности Пенсионного фонда РФ является управление финансами пенсионного обеспечения граждан. Пенсионерами признаются граждане, которые реализуют своё право на денежное обеспечение в соответствии с Конституцией РФ[1]и иными нормативно-правовыми актами.
Основания для пенсионного обеспечения по российскому праву: достижение соответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца; основание для пенсионного обеспечения рабочих отдельных групп – это продолжительное осуществление ими конкретной профессиональной деятельности.[9,7-8]
Основным фактором наступления пенсионного возраста является процесс старения населения, демографический процесс, по результатам которого возрастает удельный вес пожилых людей в численности населения страны, меняется его возрастная структура. В свою очередь, в качестве демографического фактора старение воздействует на разные сферы жизнедеятельности общества, что в особенности ощутимо проявилось в период перехода к рыночным отношениям и породило ряд социально-экономических проблем, взаимосвязанных с оказанием пожилым лицам социальной помощи, обусловило в социальной политике и инфраструктуре значительные перемены.[6,53]
Пенсионное обеспечение (рисунок 1) представляет собой форму финансового (материального) обеспечения граждан с государственной стороны или со стороны других субъектов в установленных законом случаях. [4,34]
Принципы пенсионного обеспечения, которые приняты международным сообществом, представлены на рисунке 2.
В настоящее время в литературе не существует единства трактовок, нет определенности в том, какие функции осуществляет государственная пенсионная система.
На наш взгляд, сущность пенсионной системы – это комбинация функций пенсионного обеспечения и страхования. Существуют различные точки зрения о их взаимодействии и согласовании. Так, выделяется воспроизводственная и в качестве функции пенсионного обеспечения, и в качестве функции пенсионного страхования. Осуществление данной функции позволяет удовлетворять минимальные потребности нетрудоспособного населения. [3,17–24]
Пенсионное обеспечение является одной из важных гарантий соцзащиты нетрудоспособных граждан со стороны государства. Выполняет система пенсионного обеспечения 4 основные функции: политическую, стимулирующую, распределительную и социальную. Утверждается бюджет ПФР отдельным законом одновременно с принятием федерального бюджета
Российской Федерации. Формируются
средства для выплаты пенсий за счет поступлений страховых взносов работодателей и граждан – эти взносы носят обязательный характер.[2]
Пенсионный фонд РФ – это централизованная система в рамках которой происходит перераспределение денежных средств и их аккумуляция.[8,12] Так, для того, чтобы ПФР эффективно осуществлял собственные функции, и верно характеризовал стратегию собственного развития требуется целенаправленно вести
учет
затрат и заработков и на базе полученных
показателей проводить необходимый анализ.
Проанализировав данные приведенные ПФР РФ, в 2015 г. бюджет Пенсионного фонда РФ находился в профиците. Но, в целом за анализируемый период 2015 – 2017 гг. наблюдается повышение расходов бюджета, что приводит к дефициту.
Так, видно, что
в 2016 г. дефицит бюджета составил - 31,6 трлн. руб., что меньше на 172,9 трлн. руб., чем в 2017 г.
Основные расходы Пенсионного фонда сориентированы: на выплаты страховой части трудовой пенсии – 76 %. На реализацию ежемесячной денежной выплаты инвалидам идет всего 4 %.
Расходы Пенсионного фонда РФ на выплату пособий
и пенсий в 2017 г. – 7829,7 трлн. руб. (это на 19,4 % выше, нежели в 2015 г.), из них запланированы были расходы:
- на выплату страховой пенсии в размере 5947,6 трлн. руб. (или 78 %) – это на 2 % больше, чем в 2015 г.;
-
на прочие расходы в размере 1331,05 трлн. руб. (или 78 %) – это на 2 % больше, чем в 2015 г.;
- по статьям осуществление ежемесячных выплат ветеранам и инвалидам остались на одном уровне.
Таким образом,
следует отметить тенденцию роста по всем статьям, как расходов, так и доходов в 2017 г.[10]
Следует особо отметить, что обеспечение устойчивости и эффективности пенсионной системы требует совершенствования нормативно-правовых основ ее функционирования, создания условий и гарантий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в нашей стране.
Современные пенсионные системы – это многоуровневые системы, которые включают в себя различные пенсионные схемы, с присущими им методам финансирования и
источникам, подчиняющиеся своим пенсионным принципам и правилам. Соответственно, в зависимости от вида пенсионных схем и от их классификации основные критерии эффективности могут различаться.
Список литературы
1.
Конституция Российской Федерации.: офиц. текст от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2.
Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 N 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3.
Волкова, А. С. Функции пенсионной системы и показатели их оценки. Новосибирский государственный университет
экономики и управления. Идеи
и идеалы № 4(10), т.
2. 2011. – С. 17 – 24.
4.
Галаганов, В. П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.П. Галаганов. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
5.
Герман, Ю. А. Проблемы оценки эффективности пенсионной системы. // Экономика, Статистика и Информатика. №6. 2014. – С. 22 – 27.
6.
Жуков, В. И. Теория социальной работы. учеб., М.: Изд. РГСУ, 2011. – 440 с.
7.
Колесов, Г.Б. Преобразование системы пенсионного обеспечения в России. [Электронный ресурс]: История пенсионного обеспечения в России // 2018. –Режим доступа: kolesovgb.ru
8.
Орлов, С.Н., Шеметов, А.П. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации [Текст]: монография/ С. Н. Орлов, А. П. Шеметов.– Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 106 с.
9.
Правовое обеспечение социальной работы: учебник для бакалавров. Под ред. проф. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой. Дашков и Ко. 2016. – 256 с.
10.
Пенсионного фонда Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Официальный сайт 2018. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/about/isp_dir/ (Дата обращения: 01.12.2018).