Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
27 апреля 2018г.

Развитие конкуренции в Волгоградской области тесно связано с действиями органов государственной власти региона и органов местного самоуправления каждого отдельно взятого муниципалитета. Однако само развитие конкуренции в Волгоградской области, как и любом другом субъекте Российской Федерации возможно лишь при адекватном законодательном антимонопольном регулировании и добросовестной работе соответствующих антимонопольных служб. Так, в настоящее время основой антимонопольного законодательства, призванного в том числе и поддерживать, развивать конкуренцию между субъектами гражданского оборота является Федеральный закон «О защите конкуренции» [6]. Данный федеральный закон раскрывает такие базовые понятия как доминирующее положение, монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция. Также, наряду с этим он устанавливает функции и полномочия антимонопольных органов.

Развитая конкуренция как в конкретном муниципальном образовании, так и в регионе в целом способствует развитию предпринимательской среды муниципалитета и региона соответственно [2]. Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда законодатель закрепляет важность и необходимость поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также поддержки индивидуальных предпринимателей. Основные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отсылочные нормы к федеральному закону «о защите конкуренции» содержатся в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [7].

Поддержка адекватной конкурентной среды дает конкретные преимущества и региону, и отдельным муниципальным образованиям. Так, субъекты предпринимательства уплачивают налоги в региональный и муниципальный бюджеты: соответственно три налога в региональный, и три налога в муниципальный бюджеты. И чем большее количество субъектов предпринимательства осуществляет свою деятельность в границах муниципального образования, региона, тем большее количество налогов поступает в казну местных и региональных бюджетов. В данной связи стоит отметить большое значение местных налогов, уплачиваемых в бюджеты органов местного самоуправления, которые являются одним из важных элементов экономической основы местного самоуправления [1; с.110].

Так, можно выделить следующие налоговые инструменты, которые могут использовать региональные и местные власти в целях противодействия установления монопольной, неконкурентной ситуации на своих территориях.

Так, согласно ч.3 п.1 ст. 284 части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации [5] сумма налога на прибыль организации идет в «расщепленном» виде в региональный и федеральный бюджеты в соотношении 18 к 2 соответственно. И согласно вышеназванной статье региональные власти вправе понижать ставку данного налога на прибыль организации собственными законами, чего, к сожалению не делает в настоящее время Волгоградская область, что способствует снижению конкуренции за счет притока на региональный рынок субъектов предпринимательства «богаче» отечественных, способных реализовывать больше товаров, работ и услуг и быть готовыми уплачивать большие налоги по сравнению с региональными предпринимателями, о чем свидетельствует высокая неплатежеспособность по договорным обязательствам местных субъектов малого бизнеса в регионе.

Однако не только федеральные налоги предусматривают диспозитивные нормы касательно проводимой налоговой политики Волгоградской областью. Так, Волгоградская область не использует возможность понижения налоговой ставки налога на имущество организаций, который является «чистым» региональным налогом, а значит в большей степени, чем другие налоги подвержен манипулятивным действиям со стороны органов региональной государственной власти. Однако Волгоградская Область также не использует данный инструмент.

Выделить положительные действия в отношении поддержки конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства можно на отдельно взятых муниципальных образованиях. Так, г. Волгоград в 2018 году продолжает относительно либеральную налоговую политику применимо к земельному налогу.

Помимо этого, г. Волгоград – административный и политический центр Волгоградской области, который также служит центром для наибольшей части субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области? проводит и иные антиконкурентные действия на своей территории.

Так, власти муниципального образования города Волгоград поддерживают конкурентную среду на своей территории путем оказания финансовой поддержки наиболее «слабым» субъектам малого и среднего предпринимательства. Для этого, на территории Волгограда учрежден «Региональный микрофинансовый центр», единственным учредителем которого является комитет экономической политики и развития Волгоградской области.

Данный фонд предоставляет займы размером до 3 миллионов субъектам малого и среднего предпринимательства сроком до 3 лет и процентной ставкой до 15 процентов годовых. Подобная финансовая поддержка субъектам предпринимательства региона в определенной степени выравнивает материальное положение различных субъектов предпринимательства, препятствуя более состоятельным устанавливать доминирующее положение на внутренних рынках Волгоградской области, поскольку именно развитые, состоятельные субъекты предпринимательства могли позволить себе в предшествующих условиях брать коммерческие кредиты, ставки по которым значительно выше 15% годовых, что также, в перспективе, многие годы в период 2000-х-2010-х годов способствовало закреплению монополистов на рынке Волгограда.

Подобная по своему предназначению организация существует и в Волгоградской области – Ассоциация «Гарантийный фонд Волгоградской области», которая образована распоряжением главы Администрации Волгоградской области. Данный фонд также имеет своей целью поддержку конкурентной среды между предпринимателями в регионе и поддержку развития малого и среднего предпринимательства Волгоградской области. Так, Фонд предоставляет поручения по коммерческим кредитам на сумму до 70% от суммы кредита, и приоритет  в процессе своей деятельности данный фонд отдает субъектам малого и среднего предпринимательства региона.

Также, во исполнение ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» региональными органами государственной власти Волгоградской области создан и центр поддержки предпринимательства, который оказывает консультационные и информационные услуги. Подобные действия также направлены на поддержание конкурентной среды, так как зачастую субъекты малого предпринимательства, не имеют достаточного количества финансовых средств для правового сопровождения своей деятельности, которая весьма дорога в настоящее время, в отличии от крупных субъектов предпринимательства. Более того, государственные власти Волгоградской области созданием данного центра позволяют реализовываться нормам ст.19 и ст.20 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» [7].

Что характерно, говоря об ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, без которой нельзя говорить о поддержке конкуренции в регионе, от Волгоградской области и ее властей зависит не так много в фундаментальном смысле. Так, один из методов правового регулирования, который применяется в конкурентных отношениях, предполагает введение определенных правовых запретов на осуществление действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию. Однако компетенция по изменению и дальнейшему развитию данного федерального закона находится в компетенции федеральной, что оставляет региональным властям роль исполнительной власти – беспрекословно и добросовестно исполнять нормы федерального законодательства [4].

В целом же, возможно говорить об относительно успешной проводимой конкурентной политике органами государственной власти Волгоградской области и органами муниципальной власти г. Волгограда. Так, количество субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области по состоянию на 1 августа 2016 года составляло 79473 единицы, а по состоянию на 10 марта 2018 года количество субъектов малого и среднего бизнеса в регионе достигло 82459 предпринимателей. Относительность такой успешной политики обосновывается тем, что количество самих субъектов малого и среднего бизнеса зависит от многих факторов, и нельзя наверняка сказать, какой именно фактор оказал более значительное влияние на развитие предпринимателей Волгоградской области больше, чем другие.

Список литературы

 

5.        Актуальные проблемы муниципального права: Учебник для магистрантов / Чеботарев Г.Н., Гуркова С.Г., Иванова К.А.; Отв. ред. Чеботарев Г.Н. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 304 с.

6.        Аналитическая оценка потенциала малого бизнеса Ставропольского края и перспективы его развития / А. А. Рядчин // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 5. - С. 136-143.

7.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС КонсультантПлюс

8.        Конкурентное право: Учебник / С.А. Пузыревский, Д.А. Гаврилов, Д.И. Серегин; Отв. ред. С.А. Пузыревский. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 416 с.

9.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018)

10.     Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ

11.     Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ