Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРЕДПРИЯТИЙ LEGAL SUPORT OF THE ENTERPRISE PROPERTY EVALUATION

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 апреля 2017г.
Аннотация:

Данная статья посвящена рассмотрению правового регулирования оценки имущественного комплекса предприятий. На основе нынешнего законодательства рассматривается общее состояние правового регулирования такого особого объекта гражданского права, как предприятие. Проведен анализ происхождения данного института, а также исследовано зарубежное законодательство на наличие нормативно-правовых актов в области оценки имущественного комплекса предприятий.

Ключевые слова: имущественный комплекс, правовое обеспечение, закон, предприятие, имущество, право.

Annotation:

This article is devoted to the legal support of the Enterprise property evaluation. In this article, considering the general condition of legal support in this area based on the current legislation. The analysis of the origin of this institution, and studied foreign legislation for the presence of legal acts in the field of evaluation of the property complex enterprises.

Keywords: property complex legal support, law, company, property, rights, privatization, institution.

В 1990-е годы в связи с распадом СССР и переходом Российской Федерации к рыночной экономике возник ряд новых областей практической деятельности, ранее не существовавших. Одной из таких областей стала оценка стоимости имущественного комплекса предприятий. В силу исторических обстоятельств, правовой базис российского рынка оценки недвижимости находится в стадии становления.

В данной статье будут рассмотрены отдельные аспекты правового регулирования оценки имущественного комплекса предприятий. В соответствии со ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1] в состав предприятия, как имущественного комплекса входят, все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование,  инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также  права на  обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором).

Необходимость оценки недвижимости предприятий возникла в 1990-е годы после начала процесса приватизации в стране, что способствовало дальнейшей продаже и перепродаже данных объектов недвижимости. Нормативно-правовое регулирование оценки имущественного комплекса предприятий основано, прежде всего, на Конституции РФ и ГК РФ, но немалую роль в регулировании этой сферы играют также Налоговый кодекс, Земельный кодекс и иные нормативные акты. Появившаяся возможность владения какой-либо недвижимостью, чего не было в СССР, вызвала необходимость принятия Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В данном федеральном законе впервые была сделана попытка ввести основные правила оценочной деятельности объектов недвижимости.

В  развитие  вышеуказанного  Федерального  закона  в  августе  1999  года  было  принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об уполномоченном органе по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации» от 20.08.1999 г. № 932, которое установило, что уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности являлось Министерство государственного имущества (Мингосимущество) Российской Федерации. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Мингосимущество Российской Федерации было преобразовано в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Спустя четыре года Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом было преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Сравнительно недавно в связи с возникающими проблемами Министерством Экономического развития РФ  (приказ  № 611  от 25  сентября 2014 года) был  утвержден федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)». При разработке данного стандарта были учтены международные стандарты оценки и существующие на тот момент федеральные стандарты. В соответствии с указанным Федеральным стандартом объектами оценки могут выступать «застроенные земельные участки, объекты капитального строительства, жилые и нежилые помещения...» [2]. На сегодняшний день в осуществлении производственно-экономических операций периодически возникает необходимость оценки рыночной стоимости имущества предприятий, так как именно это может стать основанием для осуществления таких операций как кредитование, страхование, разрешение имущественных споров, налогообложение, купля- продажа и т.д. Так как не существует двух совершенно идентичных предприятий, то процесс определения стоимости (оценки) имущества предприятий всегда является уникальным. Институт оценки недвижимости на сегодняшний день не сформирован, он находится в стадии становления. Отсутствует информационная база оценки, а также подготовка профессиональных оценщиков в России.

Вводимые в последние годы стандарты оценочной деятельности, в том числе и стандарты оценки имущественных комплексов предприятий, нацелены на достижение единого подхода и установления общих положений для принятия окончательных решений. В связи с тем, что объектами оценочной деятельности являются имущественные комплексы не только в РФ, но и за рубежом, комплекс вводимых в РФ в настоящий момент стандартов соотносится с международными стандартами, такими как: International Valuation Standarts (IVS), включенными в международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) MCO; European Valuation Standards (EVS) (ECO); Business Valuation Standards (BVS); Стандарты оценки (Royal Institution of Chartered Surveyors, RICS) («Красная книга»). Федеральный стандарт оценки «оценка недвижимости «ФСО №7» является методологической основой регулирования деятельности по  оценке имущественных комплексов предприятий.

Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности. Разработка федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки. Федеральные стандарты оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости, разрабатываются национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков и (или) саморегулируемыми организациями оценщиков и представляются на рассмотрение в совет по оценочной деятельности в сроки, предусмотренные программой разработки федеральных стандартов оценки.

В  случае,  если  национальное  объединение  саморегулируемых  организаций  оценщиков  не представило разработанный проект федерального стандарта оценки на рассмотрение в совет по оценочной деятельности в срок, предусмотренный программой разработки федеральных стандартов оценки, проект соответствующего федерального стандарта оценки разрабатывается и после его рассмотрения советом по оценочной деятельности утверждается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, отказывает в утверждении федеральных стандартов оценки в случае, если разработка представленного проекта федерального стандарта оценки не предусмотрена программой разработки федеральных стандартов оценки, а также в случае их несоответствия требованиям международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации об оценочной деятельности.

Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки, методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

В июле 2007 года Министерством экономики и развития РФ (МЭРТ России) были разработаны и зарегистрированы следующие три федеральных стандарта оценки:

1)     Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденный Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 № 256, в котором описываются и раскрываются основные понятия, применяемые в области оценки, в том числе закрепляются понятия объектов оценки, цены, стоимости затрат, подходов к оценке, процесса оценки, определяются основные этапы оценки.

2)     Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденный Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 №255, устанавливающий общие критерии определения рыночной стоимости и понятие цели оценки. В стандарте перечислены основные случаи использования результатов, оценки, даны определения видов стоимости (рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая) и общепринятые случаи применения каждого из них.

3)     Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3), утвержденный Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 №254, определяющий требования к содержанию и оформлению отчета об оценке.

С 2008 года ряд функций по оценке имущественных комплексов предприятий был передан профессиональным объединениям оценщиков, которые имеют статус саморегулируемых организаций [3] (СРО – Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида), деятельность которых основана на разработке стандартов оценочных деятельности, контролем за их исполнением и обеспечением прозрачности оценочных организаций.

Необходимо выделить такую проблему, как отсутствие правового регулирования информационного пространства, охватывающего  процесс оценки рыночной стоимости имущественного комплекса предприятий. Существующие на сегодняшний день различные базы данных по сделкам купли- продажи предприятий разрознены. Они существуют или по ведомствам, или по типам, или по регионам, тем самым затрудняется получение официальной информации (истории объекта) из соответствующих ведомств. Как уже говорилось, данный институт в РФ находится только в стадии становления: вырабатываются механизмы правового регулирования, осуществляется унификация стандартов оценки, решается ряд других вопросов, которые в той или иной мере затрагивают проблему оценочной деятельности имущественного комплекса предприятий.

Необходимо отметить еще и то, что в РФ на сегодняшний день не существует образовательных программ   высшего   образования,   которые   бы   готовили   высококвалифицированных   оценщиков имущественного комплекса предприятий с учетом всех реалий сегодняшнего дня, при этом также тяжело найти программы дополнительного образования для получения данной квалификации.

Сегодня в России практически отсутствует литература по проблемам оценки недвижимости, в том числе имущественного комплекса предприятий, тот минимум, который можно найти, в лучшем случае, является переводом зарубежных разработок, которые невозможно полностью применить в силу национальных особенностей на рынке российской недвижимости и законодательства.

 

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, (с изменениями и дополнениями) РФ [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения – 03.01.17)

[2] Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) РФ [Электронный ресурс] : Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12112509/#ixzz4YaIgtss4 (дата обращения – 03.01.17)

[3] Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (дата обращения – 03.01.17) [Электронный ресурс] : http://base.garant.ru/12157433/ (дата обращения – 04.01.17)

Список литературы

 

1.        Гражданский        кодекс         РФ         [Электронный         ресурс]        :         часть        первая  2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения – 03.01.17)

2.        Европейские стандарты оценки [Электронные ресурсы] : http://www.swissap.ru/appraisal/about/standards/tegova.php   (дата      обращения      –      08.01.17), http://libraryno.ru/4-4-evropeyskie-standarty-ocenki-ocen_nedvig/ (дата обращения – 08.01.17),

3.        Есипов В.Е. и др. Оценка бизнеса [Текст] / В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова. – СПб.: Питер, 2002.

4.        Катюшина Т.А. Обзор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов в РФ [Текст] / Т.А. Катюшина//Шестой междунар. науч. конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества-2011» : Московская финансово-промышленная академия, 18-22 апр. 2011г. – М.: Global Conferences, 2011.

5.        Лозовский Л.Ш. Словарь бизнесмена [Текст] / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. – М.: Экономика,1999.

6.        Международные стандарты оценки [Текст] / пер. с англ.И.Л. Артеменкова, Г.И. Микерина, Н.В. Павлова, А.И. Артеменкова; под ред. Г.И. Микерина, И.Л. Артеменкова. 8-е изд. – М. : Российское об-во оценщиков, 2008.

7.        Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь [Текст] : пер. с англ. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. И доп. – М. : ИНФРА-М, 2007.

8.        Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия [Текст] /Е.Е. Румянцева. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006.

9.        Рутгайзер В.М. Оценка стоимости  бизнеса [Текст] : учеб. пособие/ В.М. Рутгайзер. – М.: Маросейка, 2007.

10.     Финансово-кредитный энциклопедический словарь[Текст] / колл. авторов; под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М. : Финансы и статистика, 2004.

11.     TEGoVA опубликовала новую редакцию Европейских стандартов оценки (ЕСО 2016) http://sroroo.ru/press_center/news/1678342/[Электронный ресурс] : (дата обращения – 16.01.17)

12.     http://economics.studio/finansovyiy-uchet/sostav-imuschestvennogo-kompleksa-28466.html