Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 апреля 2017г.

Договор коммерческой концессии представляет собой правовую основу франчайзинговой деятельности. Появление норм о договоре коммерческой концессии в ГК РФ является серьезным шагом на пути развития законодательства об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации[1]. Договор коммерческой концессии – один из первых договоров, который в рамках общей и особенной частей Гражданского кодекса устанавливает правила оборота исключительных прав.

Рассмотрение вопроса о правовой природе договора коммерческой концессии означает решение вопроса о том, какое место занимает данный договор в системе гражданско-правовых договоров и является ли он самостоятельным видом договора[2].

Наиболее полно данный вопрос раскрывается Е.А. Демичевой. Автор очерчивает круг похожих договоров, и устанавливает соотношение договора коммерческой концессии с лицензионным договором, договором простого товарищества, договором комиссии, агентским договором, дистрибутивным договором и инвестиционным договором. О.А. Орлова рассматривает договор коммерческой концессии «…как разновидность лицензионного договор». Разграничение этих двух договоров имеет важное практическое значение. Договор коммерческой концессии и лицензионный договор действительно имеют много сходств, но имеется множество различий, самым главным, из которых является формулировка предмета договора. Предметом лицензионного договора является предоставление права использования отдельных объектов интеллектуальной собственности. Предметом договора коммерческой концессии является передача комплекса исключительных прав.

Е.А. Демичева приходит к выводу, что «…в результате под именем договора коммерческой концессии каждый раз возникает единое обязательство, но всегда разное, что говорит о том, что перед нами смешанный синаллагматический договор, сочетающий в себе элементы разных договоров. … наличие признаков, свидетельствующих о самостоятельности договора коммерческой концессии, еще не доказывает того, что его необходимо рассматривать в качестве самостоятельного вида договора».

Правовая природа договора коммерческой концессии вытекает из  права интеллектуальной собственности и основывается  на понятии комплекса исключительных прав. В исключительные права входят: право на товарный знак, знак обслуживания, право на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) и другие объекты исключительных прав[3].

От правовой природы договора необходимо перейти к значению коммерческой концессии в предпринимательской деятельности[4]. В мировой практике необходимость в такой форме предпринимательства была вызвана несколькими причинами. Во-первых, это расширение рынков сбыта продукции и расширение рынка оказания услуг. Благодаря франчайзингу появляется возможность расширить рынок и увеличить прибыль, не вкладывая огромные средства. Это обусловлено тем, что франчайзи (пользователи) являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности и имеют свой частный интерес в успехе бизнеса. Таким образом, правообладатель, после заключения договора имеет возможность получать пассивный доход. Во-вторых, развитие права интеллектуальной собственности позволило вовлекать в коммерческий оборот всё  большее количество  объектов интеллектуальной собственности.

Для пользователя заключение договора означает возможность с меньшими рисками выйти на рынок под известным брендом, с отработанной бизнес-моделью и экономическими связями.

Договор коммерческой концессии играет первостепенную роль в новой форме предпринимательской деятельности, которая основана на передаче правообладателем комплекса исключительных прав пользователю. Договор обеспечивает правовой механизм использования исключительных прав, что позволяет правообладателю расширять свой бизнес. Необходимо отметить, что эффективность предпринимательской деятельности на основе договора коммерческой концессии во многом обусловлена развитием правового института интеллектуальной собственности.

Принятие четвертой части ГК РФ является важным этапом становления института интеллектуальной собственности в России. Включение в кодифицированный акт положений о результатах интеллектуальной деятельности и о средствах индивидуализации помогает более действенно регулировать ряд договоров, в том числе коммерческой концессии.

Вопрос о соотношении данных понятий важен по той причине, что российский законодатель, при принятии ГК РФ решил не использовать для обозначения договора слово «франчайзинг», а использовал словосочетание «коммерческая концессия», тем самым оставив открытым вопрос: является ли конструкция договора коммерческой концессии в России аналогичной договору франчайзинга за рубежом.

Концессионные отношения регулируются ФЗ «О концессионных соглашениях» и являются самостоятельным видом гражданско-правовых договоров. Единственным сходством с коммерческой концессией является то, что элементом этих договоров является разрешение собственника другому лицу осуществить некую деятельность. По нашему мнению, вопрос о соотношении понятий коммерческая концессия должен быть решён следующим образом. Использование законодателем словосочетания «коммерческая концессия» было обусловлено некоторой схожестью концессии и франчайзинга в плане того, что в обоих случаях субъект, обладающий монопольным правом, предоставляет другому субъекту разрешение на осуществление некоторого вида деятельности. Использование слова «коммерческая» было направлено на акцентирование внимания на том, что договор коммерческой концессии представляет собой разновидность предпринимательского договора, где субъектами выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели[5].

В ГК РФ можно обнаружить использование расшифровки в названии договора. Ст. 665 ГК РФ называется договор финансовой аренды (договор лизинга). По аналогии в названии главы и в нормах ГК РФ, где упоминается о коммерческой концессии в скобках можно указать «договор франчайзинга». Тем самым не понадобится менять название договора для унификации с мировым опытом и в то же время будет совершенно понятно, что аналогом отечественного договора коммерческой концессии в мировой практике является договор франчайзинга.

На наш взгляд, является верной позиция о том, что договор коммерческой концессии в российском праве является аналогом договора франчайзинга в мировой практике. Тем не менее, необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования коммерческой концессии в ГК РФ с учётом мирового опыта, что позволит унифицировать его с договором франчайзинга и урегулировать терминологические расхождения по этому вопросу.

 

1   Гриднева О.В., Стародумова С.Ю. Правовая природа договора коммерческой концессии. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 2. С. 228-231.

2   Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно-практическое пособие / Москва, 20174 Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154–161; Гриднева О.В. Понятие и значение гражданско-правового договора. Актуальные проблемы Российского законодательства.2016. № 14. С. 30-34.

3 Волкова М.А. Коммерческое право; М-во образования и науки Российской Федерации, Московская гос. акад. коммунального хоз-ва и стр-ва. Москва, 2009; Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. Гражданское право. Учебное пособие. Москва, 2012.

4   Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017; Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

5     Волкова М.А., Гриднева О.В. Содержание гражданско-правового договора. Актуальные  проблемы Российского законодательства. 2016. № 14. С. 20-24.



Список литературы

 

1.        Волкова М.А., Гриднева О.В. Содержание гражданско-правового договора. Актуальные проблемы Российского законодательства. 2016. № 14. С. 20-24.

2.        Волкова М.А. Коммерческое право; М-во образования и науки Российской Федерации, Московская гос. акад. коммунального хоз-ва и стр-ва. Москва, 2009.

3.        Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. Гражданское право. Учебное пособие. Москва,2012.

4.        Гриднева О.В. Понятие и значение гражданско-правового договора. Актуальные проблемы Российского законодательства. 2016. № 14. С. 30-34.

5.        Гриднева О.В., Стародумова С.Ю. Правовая природа договора коммерческой концессии. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 2. С. 228-231.

6.        Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно- практическое пособие / Москва, 2017.

7.        Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154–161.

8.        Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017.

9.         Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.