16 апреля 2017г.
Отношения по оказанию гостиничных услуг подчиняются общим правилам оказания возмездных услуг и порождаются заключением гражданско-правового договора о возмездном оказании гостиничных услуг[1]. Отношения по оказанию гостиничных услуг подчиняются нормам ГК, а так же Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ и иным нормативным актам.
Договор по оказанию гостиничных услуг является: консенсуальным, двусторонним, возмездным и срочным, что следует из природы такого договора, договором присоединение, публичным. Договор заключается лишь при удостоверении настоящей личности потребителя, т.е. необходимым условием является предъявление паспорта гражданина, военного билета и иного официального документа. После оформления проживания в гостинице исполнитель обязан выдать чек, квитанцию или ной документ для подтверждения факта заключения договора. Такой документ должен включать в себя: 1) наименование организации, либо ФИО и свидетельства о государственной регистрации для индивидуальных предпринимателей; 2) Ф.И.О. потребителя; 3) информацию о предоставляемых услугах (о номере, месте в номере, о дополнительных услугах); 4) цену за предоставляемые услуги; 5) иные данные, необходимость включения которых зависит от усмотрения исполнителя.
Некоторыми исследователями высказывается мнение, что использование стандартных условий для договоров является нарушением прав потребителей и кроме того противоречит принципу свободы договора, как основополагающему принципу гражданского права[2]. Однако, по нашему мнению, договор присоединения, коим является договор на оказание гостиничных услуг, не понуждает потребителя к заключению договора с конкретной организацией, так как потребитель всегда может выбрать любую другую гостиницу или отказаться от заключения договора. Применение стандартных и типовых договоров экономит время и силы сторон на стадиях согласования и заключения договора.
Договор на оказание гостиничных услуг являет публичным. Это означает, что исполнитель обязан заключить договор об оказании гостиничных услуг в отношении любого, кто к нему обратится.
Однако, как показывает судебная практика, исполнитель имеет право отказать в заключение договора с потребителем: 1) находящимся в состоянии алкогольного (либо наркотического) опьянения; 2) внесшим в помещение гостиницы животных и вещей, запрещенных установленными Правилами проживания. Мировая практика правоприменения в сфере туризма показывает то же[3].
Таким образом, по общему правилу заключение договора зависит от усмотрения самого исполнителя. Однако законодателем в некоторых случаях прямо предусматривается обязанность исполнитель по предоставлению гостиничных услуг. Правилами установлено, что определенные категории потребителей имеют право на предоставление некоторых льгот. К примеру, согласно п. 4 ст. 106 Воздушного кодекса РФ при задержке рейса или его перерыве по вине перевозчика, пассажир имеет прав бесплатно пользоваться услугами гостиницы[4].
Исходя из легального толкования ст. 426 ГК РФ, можно сделать вывод, что правила публичного договора распространяют свой режим лишь на договоры, заключаемые коммерческими организациями. Следовательно, на договоры, заключаемые индивидуальными предпринимателями и некоммерческими организациями[5] правила данной статьи не распространяются, а это означает, что такие субъекты имеют полное право на свое усмотрение оказывать предпочтение каким либо клиентам, к примеру, устанавливать более низкие цены на услуги и необоснованно завышать цены для других клиентов.
Ответ этот вопрос содержится в информационном письме Роспотребнадзора от 07.07.2006 г. № 0100/2473-06-32. Законодатель разъясняет, что так как гостиничное обслуживание является публичным договором, то исполнитель подчиняется общим правилам, установленным в п. 2. ст. 426 ГК РФ, в котором прямо закрепляется обязанность исполнителя устанавливать одинаковую цену для всех потребителей гостиничных услуг. Кроме того, в п.2. Правил установлено, что исполнителем по договору оказания гостиничных услуг является организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий гостиничные услуги на основании возмездного договора. Таким образом, индивидуальный предприниматель и некоммерческая организация обязаны устанавливать одинаковые цены на услуги для всех потребителей, за исключением льготников[6]. Причем цена в обязательном порядке фиксируется в договоре, а информация о цене согласно п.4. Правил, должна быть своевременно и достоверно предоставлена потребителю, что является прямой обязанностью исполнителя.
Предметом договора по оказанию гостиничных услуг является гостиничный номер, а так же некоторый комплекс услуг (в этом, в том числе, состоит отличие гостиничного номера от жилого помещения[7]). Данный комплекс составляют основные услуги, которые входят в цену номера и дополнительные услуги, предоставляемые за отдельную плату. Основными услугами являются уборка номера, хранение вещей, питание. Дополнительными услугами являются аренда автомобиля, услуги няни и т.д.
Таким образом, без оказания определенного комплекса гостиничных услуг теряется смысл в таком роде деятельности и соответственно размещении клиента в гостинице.
1 Шиловская А.Л., Кузахметова С.Е. Специфика гостиничной услуги в контексте гражданско-правовой ответственности по договору // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 14. С. 173-179; Волкова М.А., Гриднева О.В. Содержание гражданско-правового договора. Актуальные проблемы Российского законодательства. 2016. № 14. С. 20-24; Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно-практическое пособие / Москва, 2017.
2 Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Международные договоры в сфере защиты прав потребителей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 70-78.
3 Кузахметова С.Е., Шиловская А.Л. Сравнительный анализ законодательства России и Европейского сообщества в рамках договора возмездного оказания туристических услуг В сборнике: Проблемы и перспективы современной юридической науки Сборник статей по итогам научно-практического семинара.
2017. С. 37-42; Шиловская А.Л., Волкова М.А. Претензионноисковой порядок защиты прав потребителя туристических услуг // Современное право. 2017. № 2. С. 65-69.
4 Ленковская Р.Р. Договор перевозки пассажиров В сборнике: Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. Под общей редакцией Д.А. Пашенцева. 2016. С. 514- 517.
5 Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций по законодательству Российской Федерации): монография. – М.: Галлея-принт, 2016. – 132 с.
6 Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017; Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.
7 См. например: Шиловская А.Л. Правовой статус апартаментов // Правовые вопросы недвижимости. 2015. № 2. С. 36-39; Шиловская А.Л. Правовой статус апартаментов // Градостроительное право. 2016. № 1. С. 13-16; Шиловская А.Л. К вопросу об отнесении понятия «апартаменты» к жилым и нежилым помещениям // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 10. С. 128-139.
Список литературы
1) Волкова М.А., Гриднева О.В. Содержание гражданско-правового договора. Актуальные проблемы Российского законодательства. 2016. № 14. С. 20-24.
2) Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций по законодательству Российской Федерации): монография. – М.: Галлея-принт, 2016. – 132 с.
3) Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно- практическое пособие / Москва, 2017.
4) Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Международные договоры в сфере защиты прав потребителей //Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 70-78.
5) Кузахметова С.Е., Шиловская А.Л. Сравнительный анализ законодательства России и Европейского сообщества в рамках договора возмездного оказания туристических услуг В сборнике: Проблемы и перспективы современной юридической науки Сборник статей по итогам научно-практического семинара. 2017. С. 37-42.
6) Шиловская А.Л., Кузахметова С.Е. Специфика гостиничной услуги в контексте гражданско- правовой ответственности по договору // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 14. С. 173-179.
7) Ленковская Р.Р. Договор перевозки пассажиров В сборнике: Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. Под общей редакцией Д.А. Пашенцева. 2016. С. 514-517.
8) Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017.
9) Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р.,Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.
10) Шиловская А.Л. Правовой статус апартаментов // Правовые вопросы недвижимости. 2015. № 2. С.36-39.
11) Шиловская А.Л. Правовой статус апартаментов // Градостроительное право. 2016. № 1. С. 13-16.
12) Шиловская А.Л. К вопросу об отнесении понятия «апартаменты» к жилым и нежилым помещениям// Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 10. С. 128-139.
13) Шиловская А.Л., Волкова М.А. Претензионноисковой порядок защиты прав потребителя туристических услуг // Современное право. 2017. № 2. С. 65-69.