Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИСТАНЦИОННЫЙ СПОСОБ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
27 апреля 2018г.

В век научно-технического прогресса, при современном ритме жизни, у граждан совсем не остается времени на поход по магазинам. В связи с этим все большую популярность набирает именно дистанционный способ купли-продажи товаров. Его преимущества очевидны: экономия времени и средств. Больше не нужно тратить время на то, чтобы добраться до магазина и искать в нем необходимый товар. Это можно сделать не выходя из дома. Более того, выбранную вещь даже доставят на дом. Несомненным преимуществом является и то, что такие магазины работают круглосуточно.

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет покупателю-гражданину право не только отказаться от товара в любое время до его передачи, но и в течение семи дней после передачи товара. Кроме того, в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель может отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Продавец в таком случае получает возмещение его расходов при возврате товара только расходами на обратную доставку от покупателя возвращенного товара. Вернуть денежные средства за товар, который не подошел можно при условии, если сохранен его товарный вид, потребительские свойства и есть доказательства покупки. Законодательного определения понятия «товарный вид» нет. Судя по всему, под товарным видом можно понимать тот вид, который товар имел при продаже (ненарушенная упаковка). Как покупатель может ознакомиться с товаром не вскрыв упаковку? В соответствии с решением № 2-6675/2014 2-836/2015 2-836/2015(2-6675/2014;) ~M-6441/2014 M-6441/2014 от 17 февраля 2015 г., вынесенным Орджоникидзевским районным судом г. Екатеринбурга, поврежденная упаковка расценивается как потеря товарного вида. Ростовский же областной суд в апелляционном определении № 33-3745/2016 от 14 марта 2016 года по делу № 33-3745/2016 не считает, что упаковка и товар одно и то же, поддержав тем самым покупателя. Покупатель не может вернуть только тот товар, который был изготовлен специально для него, например имеет нестандартные размеры или изображение покупателя-заказчика.

Я. Тиме подразумевает под дистанционной торговлей «любую форму розничной торговли продукцией для конечного потребителя, при которой покупатель не забирает приобретенный товар у продавца, а товар доставляется ему на дом или по месту работы» [1, с. 10].

В.В. Шелихов, О.О. Громова считают, что дистанционная торговля является «одной из форм внемагазинной розничной продажи товаров путем их рассылки и доставки по индивидуальным заказам покупателей по указанными ими адресами» [2, с. 4].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.09.2017 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Аналогичные определения продажи товаров дистанционным способом приведены в пункте 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Из-за своей возрастающей востребованности, интернет-магазины стали интересны не только покупателям, но и мошенникам. В настоящее время существует масса интернет-магазинов, которые берут предоплату за товар и в дальнейшем его не предоставляют. В соответствии с пунктом 20 Правил, устанавливающих порядок продажи товаров дистанционном способом, регулирующих отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционном способом и оказании в связи с такой продажей услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» установлено, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Согласно п. 23 приведенных правил продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные в договоре.

Например, из решения по делу № 2-81240/18 от 25 января 2018 года, вынесенного Советским районным судом города Липецка Липецкой области следует, что Попов М.Н. обратился в суд с иском к ООО «СОНЕКС» о защите прав потребителя, сославшись на то, что в ноябре 2016 года приобрел у ответчика генератор, оплатив его стоимость, но до настоящего времени товар ответчиком истцу не передан. Истец просил расторгнуть договор купли-продажи и взыскать денежные средства. Суд решил расторгнуть договор купли-продажи, заключенный между ООО «СОНЕКС» и Поповым М.Н. о приобретении генератора и взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства. Аналогично и решение по делу № 2-521/2018, вынесенное Сыктывкарским городским судом Республики Коми. Из которого следует, что Архипов А.А. обратился в суд с иском к Матюшонок А.Н. о взыскании предварительной оплаты двух сотовых телефонов и неустойки за нарушение срока передачи товара. Суд удовлетворил исковые требования истца.

Суд приходит к выводу, что в соответствии с частью 4 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 12 разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей, отсутствие у ответчика регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица не исключает ответственность перед истцом, предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителей». Как правило, в случае обращения в полицию, даже если продавец известен, в возбуждении уголовного дела по ст. 159 УК РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (ввиду отсутствия в деянии состава преступления) отказывается.

Так же существует масса интернет-магазинов – «однодневок», которые берут предоплату за товар и исчезают. В результате покупатель остается без денег, без товара и не знает к кому предъявлять претензии.

Данная проблема возникает из-за того, что создать сайт для продажи товаров может любое физическое лицо. Представляется необходимым повышать бдительность покупателей-граждан, совершающих покупки дистанционным способом. Во-первых, не совершать покупки на незнакомых сайтах и обращать внимание на регистрацию продавца в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Необходимо быть внимательными и к уже известным интернет-магазинам, так как недобросовестный продавец может замаскироваться под именем уже известного магазина. Во- вторых, ознакомиться с условиями оплаты. Если на данном сайте существует только предварительная оплата товара, то существует огромный риск остаться впоследствии без денежных средств. В-третьих, по возможности проверять доставленный товар в присутствии курьера.

Как следует из исследования, подготовленного Ассоциацией компаний интернет-торговли и «Общественной потребительской инициативой», у 19,2 % интернет-магазинов на сайте нет юридического адреса или он недостоверный, 8,2 % магазинов фактический адрес скрывают, а 7,9 % не указывают официальное наименование продавца[3]. Представляется необходимым урегулировать данную ситуацию на законодательном уровне: сделать обязательной регистрацию в Федеральной налоговой службе для собственника интернет-магазина. Так как это будет способствовать борьбе с незаконной предпринимательской деятельностью, позволит значительно уменьшить мошенничество в сфере дистанционной купли-продажи и облегчит покупателям в случае возникновения каких-либо нарушений защиту своих прав. Так же необходимо закрепить понятие «товарный вид» в ФЗ «О защите прав потребителей». Например, товарный вид – «соответствие товара требованиям технических регламентов, нормативных документов по стандартизации». Для того, чтобы избежать разночтений с позиции судов и облегчить покупателям защиту своих прав.

 

Библиографический список

 

1.        Тиме Я. Дистанционная торговля. М., 2012. 384 с.

2.        Шелихов В.В., Громова О.О. Дистанционная торговля в России: история, развитие, статистика. М., 2011. 105 с.

3.        https://www.shopolog.ru/news/akit-25-populyarnyh-rossiyskih-internet-magazinov-narushayut-zakon/