Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗДУШНАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
12 мая 2016г.

Воздушный транспорт всегда ассоциировался с пассажирскими перевозками, тем не менее, за последние десятилетия авиация стала одним из наиболее быстро развивающихся сегментов рынка транспортных услуг по перевозке грузов. Безусловный фактор такого роста – скорость перемещения. Объемы перевозок грузов растут, а рынок импортируемых товаров весьма устойчив. Довольно востребована, к примеру, перевозка электронных устройств (мобильных телефонов, компьютеров, электронных книг и проч.), которые быстро падают в цене при появлении новых моделей. Также высочайшим спросом на перевозку пользуется дорогая обувь, одежда, сумки, аксессуары - сезонный товар, его актуальность на рынке диктуют тенденции меняющейся моды и сроки доставки должны быть минимальны. Привлекательность воздушного транспорта для экспедиторов и отправителей предопределяется таким фактором, как безопасность товаров во время полета. Хоть, им не нужны высокие скорости доставки, но они являются “чувствительными” к сохранности. Это – мелкопартионные отправки грузов, требующих особого внимания на перевалках в пути (приборы, дорогая посуда и стекло, электроника)23. Авиатранспорт перевозит еще скоропортящиеся грузы (рыбу, овощи), цветы - вот примерный перечень авиа- грузов на сегодняшний день.

Еще один фактор, способствующий увеличению числа грузовых авиаперевозок – уникальное географическое положение Российской Федерации.

Основные грузопотоки проходят по направлениям «Европа - Азия», «Азия - Северная Америка» - таким образом, большинство транзитных авиаперевозок осуществляется непосредственно через территорию России. Учитывая, что в России немало населенных пунктов, достичь некоторые возможно лишь по воздуху – это Сибирь и Дальний Восток – жителям этих удаленных районов осуществляются доставки предметов первой необходимости.

Первая воздушная грузовая перевозка состоялась 7 ноября 1910 года, когда несколько мотков шелка были доставлены по воздуху американским летчиком Филиппом Пэлмэли из Дейтона в Коламбус, штат Огайо.

     

23    Гудин Ю. Г. Международные транспортные операции: учеб. пособие. – Владивосток: Изд. ВГУЭС, 2000. С. 15.


Заказчиком была компания Morehouse-Martens Department Store, которой перевозка между  двумя городами обошлась в $5,00024.

Транспортное обеспечение имеет огромное значение для бизнеса, так как может улучшить коммерческие условия договора купли-продажи, а может ухудшить их, снизив конкурентоспособность товаров и по ценам, и по срокам поставки. Поэтому договор перевозки является одним из важнейших документов в общей системе договорных отношений, регулирующих торговую деятельность.

Договор перевозки груза - материя, в которую проникали известные умы юридической науки через призму гражданско-правового регулирования, рассматривая перевозочные отношения под разным углом. Непосредственно понятие «договор перевозки» известно российской цивилистике уже больше века. Развитие торговли, и как следствие, развитие перевозок, привело к необходимости детального регулирования этого договора.

До революции российское гражданское законодательство относило договор перевозки к отдельному виду договора подряда (Свод законов Российской империи. Т. Х. Ч. 1. Ст. 1738), отрицая его самостоятельность (sui generis). Истоки этого подхода можно встретить еще в древних римских трудах относительно договора морского транспортирования кладей. Примечательно, что объектом locatio-conductio operis (подряда) служила не работа, не личный труд как таковой, а окончательный результат (opus), который должен был достигнуть подрядчик25.

Напротив, гражданско-правовая доктрина того времени исходила из самостоятельного характера договора перевозки и необходимости обеспечения его детального регулирования. Так Г.Ф. Шершеневич, проводя классификацию гражданско-правовых договоров, относил договор перевозки к категории договоров на предоставление пользования чужими услугами.

Современный ВК РФ содержит следующее определение: «По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт  назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты».

Относительно юридической природы договора воздушной перевозки груза в литературе сформировалось определенное мнение: это договор возмездный, реальный, двусторонний. Договор воздушной перевозки грузов наряду с договором об организации перевозок грузов, договором перевозки пассажиров и багажа, договором буксировки и другие подобные договоры принято относить к транспортным договорам. Совершенно очевидно, что в основе транспортного процесса лежит перемещение груза из одной точки в другую. Перемещение - это преодоление какого-нибудь пространства, занятие другого места26.

Важным условием является разграничение понятий «перевозка» и «транспортирование». Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит, прежде всего, в том, что последняя всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах27.

Термин «перевозка» не раскрывается законодателем, однако упоминается в п. 1 ст. 784 ГК РФ, где говорится, что перевозка осуществляется на основании договора. Очевидно, что в конструкции данного договора термин «перевозка» применяется не в общепринятом значении, а комплексно, охватывая несколько вспомогательных действий. Так, помимо основного действия (непосредственно перемещения груза) перевозчик совершает действия, обеспечивающие перевозочный процесс, как то: принятие заявки на перевозку груза; подготовка транспортного средства; принятие груза; оформление транспортных документов; выдачу груза надлежащему получателю. В том случае, если груз прибыл раньше оговоренного срока, или получатель груза не принял его, перевозчик обязан оставить груз на хранение согласно гл. 19 «Хранение груза» Федеральных авиационных правил. Если по прибытии воздушного судна обнаружится отсутствие внесенного в грузовую накладную груза, перевозчик должен принять все меры по розыску груза и обеспечить доставку груза и других необходимых документов в аэропорт назначения или аэропорт трансфера.

Четкое уяснение правового термина «перевозка» позволяет не только определить, из каких этапов состоит этот процесс, но и какой период времени охватывает. Так, воздушная перевозка, по смыслу ст. 18 Варшавской Конвенции, охватывает период времени, в течение которого груз находится под охраной перевозчика, при этом не имеет значения место нахождения груза (на аэродроме, на борту воздушного судна и проч.)28. Согласно ст. 3 Токийской Конвенции 1963 г. воздушное судно признается находящимся в полете с момента закрытия всех его внешних дверей после загрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки29.

 

24    6000 изобретений XX и XXI веков, изменившие мир. Подарочные издания. Досуг. Юрий Рылеев. Litres, 2014.

25   Римское право: учебник / И.Б. Новицкий. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 230.

26    См.: Малый толковый словарь. М.: Русский язык, 1990. С. 368 - 369.

27     Договоры в предпринимательской деятельности / О.А. Беляева, В.В. Витрянский, К.Д. Гасников и др.; отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М.: Статут, 2008. 509 с.



В качестве вывода можно сказать, что воздушная перевозка груза регулируется договорными обязательствами сторон, национальным законодательством и международными договорами. Понятие «перевозка» включает в себя весь период времени с момента, когда перевозчик фактически принял груз к перевозке. Перевозка не заканчивается доставкой груза в пункт назначения – в случаях, когда требуется хранение груза на складе договор не прекращает действия – поэтому договор перевозки считается исполненным в момент вручения груза получателю в надлежащем состоянии.

28 Варшавская конвенция 1929г.

29    ООН : официальный сайт. - Режим доступа : http://www.un.org/. — Загл. с экрана

 

Список литературы

1.     Гудин Ю. Г. Международные транспортные операции: учеб. пособие. – Владивосток: Изд. ВГУЭС, 2000;

2.     Договоры в предпринимательской деятельности / О.А. Беляева, В.В. Витрянский, К.Д. Гасников и др.; отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М.: Статут, 2008;

3.     Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VIII.- М., 1935. С. 326 — 339;

4.     Малый толковый словарь. М.: Русский язык, 1990;

5.     Новицкий И.Б. Римское право : учеб. для вузов. - М.: Волтерс Клувер, 2009;

6.     ООН: сайт. - Режим доступа : http://www.un.org/. — Загл. с экрана;

7.     Рылеев Ю. 6000 изобретений XX и XXI веков, изменившие мир. Подарочные издания. Досуг. Litres, 2014.