Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И Г.СЕВАСТОПОЛЕ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Согласно Конституции Российской Федерации: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. [1]

  С 1 января 2015 года начал действовать Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» однако вопрос землепользования на указанных выше территориях никоим образом не регулируется. Необходимо отметить, что принятие федерального закона подобного плана должно регулировать и земельные правоотношения, возникающие в Крыму. [2]

    Актуальным представляется изучение различных федеральных законов и их проектов, регулирующих земельные правоотношения на территории свободной экономической зоны для изучения возможных способов урегулирования режима землепользования на территориях с одноименным правовым положением.

    11 октября 2014 года Госдумой в первом чтении был принят проект Федерального Закона «О развитии Крымского Федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь».

   С введением в Республике Крым и городе Севастополе особого правового режима, связанного с созданием на этих территориях свободной экономической зоны в целях развития Крымского федерального округа, в сферах привлечения и осуществления инвестиций, налогообложения, банковской деятельности, осуществления предпринимательской и иной деятельности, создания и функционирования свободных портов и свободной экономической зоны, применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, кадастрового учета, градостроительной деятельности, осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, въезда на территорию Республики Крым и города федерального значения Севастополь и выезда из Республики Крым и города федерального значения Севастополь иностранных граждан, привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, управления свободной экономической зоной. Ряд существенных изменений последует, в том числе, и в режиме землепользования на данной территории. [3]

   В статье 9 вышеупомянутого проекта Федерального закона сказано, что предоставление земельных участков будет осуществляться в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Следовательно, на территории Республики Крым и г. Севастополя, как территориях с особым правовым статусом, будет действовать так же ФЗ № 116 от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

   В ч.2 ст.32 данного закона указано: «земельные участки в границах особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды».

   Одним из немаловажных аспектов данного ФЗ является то, что согласно ст. 35 «арендатор земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе сдавать его в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование…»

   Учитывая положения статей 32 и 35 можно сделать вывод, что невозможность передачи права аренды на земельный участок другому лицу будет замедлять экономическое развитие региона, поскольку снизится инвесторский интерес на землю.

   Однако следует заметить, что «собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации.» [4]

    Возможность выкупа земельного участка представляется рациональным предоставлять только субъектам, соблюдающим определенные условия землепользования и оказывающим благоприятное воздействие на окружающую среду (рекреационные центры, заказники и др.). В зависимости от вида деятельности субъекта предпринимательской деятельности, срок по истечении которого земельный участок может быть выкуплен в частную собственность так же должен дифференцироваться в зависимости от уровня воздействия данного субъекта на окружающую среду. Таким образом, установив ограничение на предельно минимальный срок (т.е. срок втечение которого земельный участок должен находиться в аренде) для приобретения земельного участка в частную собственность Законодатель мог бы обезопасить указанные объекты недвижимости от разного рода спекуляций тех лиц, которые не планируют использовать для ведения предпринимательской деятельности.

    Подводя итог из выше сказанного можно сделать вывод, что с введением особой экономической зоны в Республике Крым и г. Севастополе перед Законодателем станет ряд вопросов в сфере землепользования, а именно:

1)        Каким образом, не ограничивая конституционных прав граждан на осуществление права землепользования при осуществлении предпринимательской деятельности, не допустить централизации земель у определенного круга лиц, целью которых являлась бы ее дальнейшая перепродажа без намерений использования полученных земель – как важного ресурса для ведения предпринимательской деятельности;

2)      Как сохранить благоприятный инвестиционный климат на территории Республики Крым и г. Севастополя, если согласно ФЗ-116 отсутствует возможность передачи земельного участка по договору субаренды или по договору безвозмездного бессрочного пользования, что с некоторых позиций делает невозможным привлечение инвесторов.

3)     Возникает вопрос о необходимости введения специальных нормативных актов по регулированию землепользования. Поскольку свободная экономическая зона создается на территории Республики Крым и г. Севастополя всего  на 25  лет, по  истечению которых законодательство «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» перестанет действовать на данной территории, а значит и земельные правоотношения будут регулироваться общими положениями земельного законодательства.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [от 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с внесенными поправками от 21.07.2014) ]. // "Собрание законодательства РФ". - 04.08.2014. - N 31. - Режим доступа: [http://www.consultant.ru/popular/cons/].

2.     О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ]. // "Российская газета".- 03.12.2014 - N 6547. - Режим доступа: [http://www.rg.ru/2014/12/03/krym-dok.html].

3.     О развитии Крымского Федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь. [Электронный ресурс]: [Проект Федерального закона текст  по                          состоянию   от 04.09.2014]. // Режим доступа: [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=122469].

4.     Об особых экономических зонах в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ]. // "Российская газета".- 27.07.2005 - N 162. - Режим доступа: [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=149828&req=doc].

5.     Земельный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [от 25.10.2001 (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (с внесенными поправками от 21.07.2014) ]. // "Собрание законодательства РФ". - 29.10.2001. - N 44. - Режим доступа: [http://www.consultant.ru/popular/cons/].