31 января 2016г.
Сложившаяся система гражданско-правовых договоров охватывает как прописанные в Гражданском кодексе РФ отдельные их виды, так и те, которые не нашли своего отражения в нем.
Особую сложность в правоприменительной практике представляют собой договоры, содержащие элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанные договоры), и договоры, не предусмотренные законом и иными правовыми актами (непоименованные договоры).
К этим группам можно отнести договор на оказание санаторно-курортных услуг.
Анализ современного законодательства показывает, что комплексных нормативных актов, регламентирующих именно содержание договора на оказание санаторно-курортных услуг, в настоящий момент не принято.
Вместе с тем развитие рыночных элементов в санаторно-курортной сфере нуждается и в грамотном правовом обеспечении обязательственных отношений между санаторно-курортной организацией (исполнитель) и физическим или юридическим лицом (заказчик).
При исполнении договоров на оказание санаторно-курортных услуг возникает ряд проблемных моментов.
Первый вопрос, который интересует юристов санаторно-курортных организаций: что является существенным условием рассматриваемых договоров, что следует включать в текст договора, чтобы, с одной стороны, не нарушить законодательство о защите прав потребителей (если договор заключается с физическим лицом), а с другой – учесть собственные интересы.
При решении вопроса о том, что является существенными условиями договоров на оказание санаторно- курортных услуг, следует руководствоваться аналогией закона, а именно положениями Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"[1].
Исходя из смысла ст. 10 названного Закона, к существенным условиям договора об оказании услуг санаторно-курортного характера следует отнести:
полное и сокращенное наименование, адрес (местонахождение), а также почтовый адрес (если не совпадает с местонахождением) санаторно-курортного учреждения;
размер финансового обеспечения, номер, дату и срок действия договора страхования ответственности санаторно-курортной организации или банковской гарантии, наименование, адрес (местонахождение) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания санаторно-курортных услуг (ИНН, номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, копия паспорта с адресом регистрации по
месту жительства – для физических лиц; копии свидетельств ОГРН, ИНН/КПП, выписка из устава, копия приказа о назначении руководителя – для юридических лиц);
общую цену оказываемых санаторно-курортных услуг;
информацию о потребительских свойствах санаторно-курортной услуги - программе пребывания, маршруте, характеристике лечебных процедур и т.д.;
права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора;
сведения о сроках предъявления заказчиком претензий санаторно-курортной организации в случае нарушения данной организацией условий договора;
сведения о порядке и сроках предъявления заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности санаторно-курортного учреждения либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Наличие существенных условий договора является обязательным в силу требований, установленных п. 1 ст. 422 и п. 1 ст. 432 ГК РФ. Кроме того, следует неукоснительно соблюдать предписания законодательства о защите прав потребителей (если контрагентом выступает гражданин - физическое лицо).
Отсутствие письменного договора или хотя бы одного из существенных (обязательных) условий договора должно рассматриваться как нарушение права потребителя на информацию, что может определять состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ [4].
Отсутствие общей цены санаторно-курортной услуги в договоре не является изначально нарушением права потребителя на информацию, так как санаторно-курортная путевка, которая в обязательном порядке содержит такую цену, является неотъемлемой частью договора.
Однако отсутствие общей цены санаторно-курортной услуги в рублях в договоре при отсутствии санаторно-курортной путевки может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Среди юристов высказывается точка зрения, что санаторно-курортная путевка, по смыслу ст. ст. 160 и 434 Гражданского кодекса РФ, является письменной формой договора, поэтому дополнительно заключать договор не имеет смысла.
На наш взгляд, такая позиция представляется неверной.
Используя аналогию закона, исходя из положений ст. ст. 1 и 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности", санаторно-курортная путевка является необходимой частью договора, подтверждающей факт оплаты соответствующего вида услуг, но не является договором вообще.
Вследствие императивного характера указанных норм оформление санаторно-курортной путевки обязательно.
При этом данный документ является, прежде всего, бланком строгой отчетности, приравненным к кассовому чеку согласно положениям п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" [2].
Проводя дальнейшую аналогию закона, руководствуясь п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ и разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенными в Постановлении Пленума ВАС РФ от
31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин", реализация гражданам санаторно-курортных услуг без оформления санаторно-курортной путевки влечет привлечение виновного субъекта к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ [3].
Таким образом, юридическим службам санаторно-курортных организаций при визировании договоров следует обращать внимание на наличие санаторно-курортной путевки. Невыполнение данного предписания может повлечь за собой неприятную процедуру административного производства со стороны Роспотребнадзора при самой первой проверке или жалобе.
Список литературы
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) //Собрание законодательства РФ. -1996. - N 49.- Ст. 5491.
2. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (ред. от 05.05.2014) //Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 21. - Ст. 1957.
3. О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин: Постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 //Вестник ВАС РФ. - 2004. - N 6.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.12.2014) //Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 1.