16 января 2016г.
Психические заболевания очень распространенное явление. Большое количество семей ежегодно сталкиваются с ними и вынуждены решать возникающие при этом проблемы.
В Российской Федерации, начиная с 90-х годов, когда граждане получили право распоряжаться недвижимостью, количество судебных дел о признании граждан недееспособными возросло в 3-4 раза.
До недавнего времени количество рассматриваемых судами дел о признании граждан недееспособными известно не было. Только с 2007 года Минюст России ввел этот показатель в официальную форму статистической отчетности, что позволяет теперь иметь представление в масштабах страны о числе поступающих в суды заявлений о признании гражданина недееспособным, о числе рассмотренных, прекращенных оставленных без рассмотрения дел и, разумеется, о количестве граждан, ежегодно лишаемых дееспособности.
Нас, как юристов в первую очередь волнует, конечно же, соблюдение прав лиц, которые, ввиду наличия у них психического заболевания не могут полностью или не в полной мере отвечать за свои действия, контролировать свое поведение.
Для того, чтобы указанные лица не нанесли вред себе и обществу, в праве есть такие институты как признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности гражданина. Соответственно, для того, чтобы эти институты претворялись в жизнь, должен существовать определенный установленный законом порядок. Глава 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «ГПК РФ») посвящена именно этим процедурам.
Необходимо обратить внимание также на то, что законодательство в сфере изменения правового статуса гражданина имеет консервативный характер и не изменяется в зависимости от жизненных реалий.
В декабре 2013 года был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышениях степени реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан". На сегодняшний день проект все еще находится на стадии обсуждения.
Появление данного проекта федерального закона является логическим продолжением изменений законодательства, произошедших в 2012 году, когда в Гражданском кодексе Российской Федерации появились новые основания ограничения дееспособности граждан.
Что же явилось предпосылками изменения правового регулирования ограничения дееспособности граждан?
Постановлением от 27.06.2012 N 15-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Б. Деловой" (далее - Постановление N 15-П) Конституционный Суд РФ признал некоторые нормы Гражданского кодекса РФ неконституционными, в частности - взаимосвязанные положения п. п. 1 и 2 ст. 29, п. 2 ст. 31 и ст. 32 ГК РФ.
Как изложил в Постановлении Конституционный суд, основанием этому послужило то, что "в действующей системе гражданско-правового регулирования не предусматривается возможность дифференциации гражданско-правовых последствий наличия у гражданина нарушения психических функций при решении вопроса о признании его недееспособным, соразмерных степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими".
При этом Конституционный Суд РФ указал следующее: «Федеральному законодателю надлежит - в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - в срок до 1 января 2013 года внести необходимые изменения в действующее гражданско-правовое регулирование в целях наиболее полной защиты прав и интересов граждан, страдающих психическими расстройствами.
Впредь до вступления в силу нового правового регулирования взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 ГК Российской Федерации подлежат применению в ныне действующей редакции».
В силу принципа 4 «Принципов защиты психических больных и улучшения психиатрической помощи» ООН от 17.12.1991 семейный или служебный конфликт или несоответствие нравственным, социальным, культурным или политическим ценностям или религиозным воззрениям, преобладающим в обществе, в котором проживает соответствующее лицо, никогда не может являться определяющим фактором при постановке диагноза о наличии психического заболевания. Указанный принцип подлежит применению и при признании гражданина недееспособным».
Поправки о включении психического расстройства в качестве основания ограничения дееспособности граждан вступают в силу в 2015 году. Однако процедура признания граждан ограниченно дееспособными вследствие психического расстройства обсуждается уже сейчас, и большая часть рассматриваемого законопроекта посвящена как раз этому вопросу.
Ранее институт ограничения дееспособности не был связан с психическим расстройством гражданина, дееспособность могла быть ограничена вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, при этом указанными действиями гражданин должен ставить свою семью в тяжелое материальное положение. Обратиться с подобным заявлением в суд на сегодняшний день могут члены его семьи, орган опеки и попечительства, медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь.
В законопроекте подробнее раскрывается список лиц, которые имеют право обратиться с таким заявлением - супруг, родители, ребенок, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук.
Более того, заявителем может быть указано в качестве дополнительного требования ограничение или лишение такого гражданина права самостоятельно распоряжаться своими доходами.
В статью 286 ГПК РФ предлагается внести изменения, в соответствии с которыми в случае, если было наложено ограничение или гражданин был лишен права самостоятельно распоряжаться своими доходами, суд по заявлению самого гражданина или перечисленных лиц, принимает решение о восстановлении права самостоятельно распоряжаться своими доходами.
Конечно, подобный законопроект не решает всех проблем, которые существуют на сегодняшний день в сфере признания гражданина недееспособным, ограничении дееспособности граждан, а также, что не менее значимо, в области обратных процессов, таким как признание гражданина дееспособным, отмены ограничения дееспособности.
Тем не менее, необходимо отметить, что начало обсуждения данной проблемы и подготовка законопроекта это уже большой шаг в этой области, хотелось бы верить в то, что законодатель не остановится на этом, а продолжит с учетом формирующейся практики в этой области решать те проблемы, которые существуют.
Список литературы
1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения степени реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан» от 27 декабря 2013 года // www.coucil.gov.ru/files.