Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВО В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
12 мая 2016г.

Российское общество в начале XXI в. находится в состоянии глубокой трансформации. Векторами трансформационных процессов стали глобализация, информатизация, технологизация, которые оказывают всестороннее масштабное воздействие на российский социум. По мере интеграции российского общества в глобальный постиндустриальный мир обостряются системные социальные проблемы, которые не нашли эффективного решения на протяжении десятилетий.

Стоит отметить, что высокие скорости и глубина изменений социальной системы детерминируют множество научных и социально-управленческих проблем, затрудняющих их оперативный анализ и вынесение социально-управленческих рекомендаций. Как отмечает Ж.Т. Тощенко, показатели состояния и тенденций развития общественного сознания и поведения демонстрируют причудливое сочетание оценок-комбинаций: размытость, неопределенность, фрагментарность и переменчивость ценностных ориентаций, установок, социального настроения, общественных и личных интересов. Эти черты общественного сознания и поведения проявляются в виде широкого спектра существования противоречивых мировоззрений, многообразия идеологий, различных точек зрения и соответственно разных вариантов возможного поведения людей. Образовавшийся раскол олицетворяют также специфически новые черты, как травма и антиномия, влияние и значение которых ранее не проявлялось столь явственно и наглядно, как это происходит в современной России [7, с.14].

В таких условиях происходит генезис и развитие социальных противоречий, принимающих как краткосрочный, так и среднесрочный и даже долгосрочный характер. Особенно опасны системные социальные проблемы, характеризующихся негативными социальными последствиями в силу долговременности протекания социального напряжения. Как правило, проблемы возникают вследствие несоответствия высокой скорости социальных перемен традиционной динамике общества, имеет место запаздывающая реакция (или отсутствие реакции) на происходящие изменения, которые зачастую принимают форму вызовов существующему социуму и требуют оперативного реагирования.

Необходимо учитывать и тот факт, что в России трансформационные процессы имеют свою неповторимую специфику, связанную со сложным, многоуровневым характером стремительно протекающих социальных преобразований.

З.Т. Голенкова отмечает, что проблема парадоксов в российском трансформирующемся обществе во мно- гом может быть объяснена фактором усложнения социума вообще и ростом рискогенности в современных условиях глобализации и глокализации. Существующие ныне в российском обществе многочисленные самостоятельные ассоциации, общества, организации, движения создают неплохие предпосылки для дальнейшего развития гражданского общества. Однако опыт  развития российского общества свидетельствует о том, что появление добровольных ассоциаций,  направленное  против господства государства,  нередко  приводит к их соперничеству друг с другом за право представлять «народ», результатом чего было их «огосударствление», т.е. превращение в составную часть государственной власти [3, с.9-12].

С точки зрения В.А. Ядова, российские трансформации могут быть успешными и эффективными при условии высокого авторитета государственных структур. В любом обществе авторитет власти стабилизируют его социальные институты, но в российском обществе при слабости гражданских «горизонтальных взаимосвязей» этот фактор в трансформационных процессах остается решающим [9, с.65-72].

Необходимо подчеркнуть, что трансформационные процессы в социуме по преимуществу влияют на соционормативную систему общества, так как имеет место возникновение новых типов правовых норм и правоотношений. С развитием и расширением влияния сети Интернет, происходит и расширение рисков девиантного поведения в этом пространстве.

Становится очевидным, что в весьма непростых условиях трансформирующегося общества находится именно соционормативная система. Призванная обеспечивать стабильность социальных действий и взаимодействий в социуме, данная система в ситуации социальной неопределенности играет ключевую роль в аспекте поддержания состояния предсказуемости и стабильности социума. Именно поэтому вполне объяснимо повышенное внимание, которое уделяют ученые и практики соционормативной системе общества, особенностям ее функционирования и развития.

Как известно, именно в трансформирующемся российском обществе риск, неопределенность и дезорганизация  приобретают системный  характер,  увеличивая  нагрузку  на  соционормативную систему.

Возрастающие проблемы диктуют необходимость пресечения девиантного и преступного поведения, которые могут обостриться по мере нарастания социальных проблем.

Как  справедливо  указывают  А.Б.  Венгеров  и  Н.С.  Барабашева,  любой  социум  и  социальное воспроизводство нуждаются в социальной регуляции и нормативных его средствах. Это обусловлено тем, что всякое общество основывается на принципах целесообразности, устойчивости, организованности, упорядоченности человеческих отношений в ходе совместной деятельности людей. Каждая социальная общность фиксирует определенные правила бытия и ее функционирования, которые выражаются в общеизвестных и обязательных нормах поведения, в особом нормативном порядке. Существование социальной общности невозможно в условиях господства хаоса и случайности [1, с.258].

По мнению М.С. Шальмина, социальная норма выступает регулятором поведения личности лишь тогда, когда она отражена ее сознанием и усвоена до такой степени, чтобы выступить побуждением для эмоционально- волевой структуры сознания личности, обеспечивающей действия, соответствующие этой норме [8, с.10].

В иерархии социальных норм выделяются те из них, которые характеризуются наибольшей силой воздействия. В этой связи исследователи, как правило, говорят о нормах права, поддерживающихся силой принуждения со стороны государства. Однако даже нормы морали, не имеющие такой весомой поддержки, в случае стабильно функционирующего общества, вполне способны оказывать эффективное воздействие на людей. В ситуациях роста нестабильности нарастает опасность аномии, увеличения числа девиантного и преступного поведения. Именно тогда  нормы права остаются фактически единственными действенными ограничителями социума, препятствующими «разгулу страстей», росту социальных конфликтов, беспорядков, насилия.

Стоит отметить, что содержание правовых норм составляют не только принципы морали и нравственности, но и императивы активного поведения людей, при этом генезис социальных норм связан с формированием естественного права, которое выступает источником социальных норм. В этой связи необходимым условием эффективности демократического общественного строя выступает гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами (политическими, морали, корпоративными и т.д.) [10].

Становится очевидным, что всякая социальная система демонстрирует стремление  к упорядочиванию своего функционирования в пространственно-временной, цивилизационной системе координат. Вместе с тем, социальные системы, как правило, испытывают воздействие со стороны негативно маркированных факторов, которые угрожают целостности системы, усиливают риски дезорганизации ее ключевых структурных элементов. Учитывая сложившуюся проблемную ситуацию, необходимо принимать во внимание тот факт, что социальная система испытывает устойчивую потребность в стабильности, выражающейся, прежде всего, в преодолении последствий действий деструктивных сил, стремящихся к разрушению социальной системы.

Соционормативная система призвана оперативно реагировать на возникающие угрозы и вызовы, прежде всего, внешнего контекста существования социума, сглаживать возникающие противоречия посредством гибкости социальных норм, адаптированности к возникающим «социальным напряжениям».

В условиях трансформирующегося общества вариативность соционормативной системы остается весьма низкой, что создает ряд угроз и рисков, связанных с высокими скоростями социальных изменений, за которыми система элементарно не успевает. Именно поэтому трансформирующийся социум продуцирует риски дезорганизации социума лишь потому, что стремительно изменяет социальную реальность, не давая возможности акторам социальной системы эффективно адаптироваться к изменениям, выработать стратегию и тактику адаптации.

Необходимо отметить, что суть одной из наиболее острых гносеологических проблем современности заключается в отсутствии объективной, научно обоснованной информации о специфике функционирования права в условиях трансформирующегося общества. Именно условия трансформирующегося социума в настоящий момент актуальны для современной России.

Характеризуя право как системную целостность, исследователи используют категорию «правовая система». В данном случае речь идет о социальном явлении, включающем основные компоненты национальной правовой культуры: право и законодательство, юридическую практику и господствующую в стране правовую доктрину. В  этой  связи В.Н. Синюков отмечает, что современная правовая система России –  сложнейший комплекс элементов, структур, норм, идеологических течений, психологических реакций, образов, традиций культурно-исторической, социально-политической, технико-юридической специфики. В широком значении – это целый правовой мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы, историю и будущее [6, с.11- 13].

Вместе с тем, право целесообразно позиционировать в качестве одного из наиболее важных элементов и, безусловно, эффективных инструментов регуляции общественных отношений. В отличие от других социальных норм, многие из которых характеризуются слабым потенциалом воздействия на социальные действия и взаимодействия, именно нормы права характеризуются формальной определенностью, опорой на государственный аппарат, вследствие чего детерминируется их общеобязательность для всех людей. Именно поэтому нормы права обладают значительной силой влияния на действия и взаимодействия акторов социальной системы. Однако не стоит забывать, что эффективность норм права напрямую зависит от эффективности государства, его административно-управленческого аппарата, основных институциональных структур и подсистем. В условиях масштабных социальных трансформаций именно институт государства переживает весьма сложные времена. Разрушается привычная, годами устоявшаяся система управления, утрачивается коммуникативная эффективность государственной системы (позволяющая государству добиваться осознанного добровольного сотрудничества большинства людей в целях обеспечения стабильности социального и государственного порядка).

Именно дисфункциональность институциональных структур более широкого порядка зачастую детерминирует нарушение в функционировании института права. Однако это далеко не единственная проблема, так как сфера воздействия права на социум иногда простирается дальше института государства.

Серьезную опасность для права в условиях трансформирующегося общества представляют определенные социокультурные, цивилизационные процессы. Так, процесс глобализации общества, включение локальных обществ в единое глобальное мировое пространство обостряет проблему государственного суверенитета, в том числе – и суверенитета правовой системы государства. Согласно тенденциям в современной геополитике, начиная с 2000-х г. происходит генезис наднациональных органов, которым частично делегируются права суверенных государств. В частности, категория прав человека была признана выходящей за границы юрисдикции отдельно взятой страны и подлежащей коллективному международному регулированию под эгидой ООН. Создание в 2000-м г. особой комиссии, занимающейся вопросами вмешательства в сферу государственного суверенитета, ознаменовало новую эру в правовой независимости государства. Теперь в случае неспособности (явной или мнимой) отдельно взятого государства, в силу разных причин и обстоятельств, обеспечить неотъемлемые права людей, инициатива в этом вопросе перейдет к мировому сообществу. Таким образом, правовая система отдельного государства, в том числе и России, находится в зависимости от международного сообщества. Учитывая реальный расклад сил и общую мировую геополитическую ситуацию, можно прийти к выводу о доминировании так называемых стран «большой семерки», которым принадлежат лидирующие позиции и в глобальном постиндустриальном мире.

Не меньшую озабоченность вызывает и социокультурный кризис, затронувший российское общество. Корни данного кризиса напрямую связаны с культурной глобализацией и экспансией стандартов массовой культуры потребления. Российское общество, начиная с 1990-х г. оказалось в существенной мере подвержено социокультурному влиянию «извне». В результате нарастает аномия, духовно-нравственный кризис, наблюдается «разрыв поколений» (молодежи и людей старшего возраста, прежде всего). В этой ситуации с неизбежностью ухудшаются регулятивный потенциал права. Разрушение морально-нравственных, ценностных, мировоззренческих, идеологических основ, обеспечивающих добровольное, осознанное сотрудничество людей, неукоснительное соблюдение ими норм права, привело к опасным социальным последствиям. Именно социокультурным кризисом детерминируются проблемы криминализации сознания, деформации правовой культуры. Нарастающий правовой нигилизм, криминализация всех сфер общественной жизни, радикализм особенно зримо проявляются в молодежной среде, в наибольшей мере подверженной негативному социокультурному воздействию. Ситуация значительно усугубляется нерешенностью такой системной, практически «вечной» российской проблемы как коррупция (это подтверждает многовековая история нашей страны).

Исследователи указывают, что коррупция является формой социального взаимодействия, которая возникает на основе инверсии индивидуальных и коллективных ценностей в массовом сознании девиантных установок, что связано с альтернативными возможностями самоорганизации в условиях неопределённости и многомерности политических дисфункциональных изменений [4, с.216-219].

Значимость исследования данной проблемы усиливается и тем, что исторически Россия переживает переходный период. В условиях политической нестабильности, неразвитости и несовершенства законодательства, неэффективной работы органов власти, слабости институтов гражданского общества, неразвитой политической культуры граждан и отсутствии прочных демократических традиций сложно разработать и реализовать на практике мероприятия, способствующие снижению распространенности коррупции в государственных структурах до уровня, не препятствующего поступательному развитию общества [5].

Однако следует отметить, что не только коррупция выступает фактором, детерминирующим кризисное состояние социальной системы. Существуют и иные проблемы, не находящие годами своего решения, вследствие чего они оказывают существенное воздействие на духовную культуру социума, ухудшают социальное самочувствие людей, лишают их жизненных ориентиров, веры в прогрессивное развитие социума, справедливость государства.

Необходимо принимать во внимание тот факт, что право и правовая надстройка представляют сложнейшее социальное образование, соответственно, кризисные тенденции и их причины неодинаковы. Кризисные явления в праве следует подразделить на органические (системные) и собственные. Право тесно связано с обществом, социальными регуляторами и другими надстроечными элементами, но в большей степени с государством, его законотворческой деятельностью. Всеобщий кризис, охвативший государственное управление, экономическую, финансовую стороны жизни российского общества, затронул и правовые механизмы [2, с.43].

Таким образом, анализируя проблемы и перспективы права в условиях трансформирующегося российского общества, необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства. Речь, прежде всего, идет о динамичном социуме, векторы развития которого достаточно оперативно меняются. Вследствие этого обстоятельства адекватный научный прогноз может быть поставлен под серьезное сомнение. Однако потребности социального управления диктуют необходимость и целевую установку для теоретико-прикладной науки поиска эффективных управленческих моделей и решений.

Кризис духовной культуры российского общества оказывает существенное негативное влияние на сферу права. Однако данный кризис детерминирован более широким кругом факторов, связанных с цивилизационным, общемировым контекстом. Поэтому его локальное преодоление в рамках существующей на сегодняшний день глобальной постиндустриальной модели не представляется возможным. Политика изоляции российского общества, как инструмент решения обозначенных проблем, также выглядит далеко не однозначно выигрышным вариантом. Ее последствия весьма сложно оценить в настоящее время. Отсутствие положительных стратегических перспектив преодоления кризисных явлений не позволяет рассуждать о каких-либо активах в преодолении кризисного состояния права. Вместе с тем, опасность аномии, духовно-нравственного кризиса как раз и проявляется в его долговременном характере, глубине проникновения в сознание, социальные практики, менталитет. Отсюда – инерционность процессов, в ряде случаев создающая ощущение безысходности у исследователей. Становится очевидным, что на современном этапе развития российского общества необходим консолидированный поиск путей решения проблемы кризисного состояния права – как на уровне научного сообщества, так и социально-управленческих структур, с обязательным привлечением внимания широкой общественности к отмеченным проблемам. Необходимо добиться осознания уровня опасности от большинства российского общества. В данном случае  необходимо  широкое, интенсивное, научно обоснованное массово- коммуникативное воздействие, особенно – на подрастающее поколение.

 

Список литературы

1.     Венгеров А.Б., Барабашева Н.С. Нормативная система и эффективность общественного производства. М., 1995.

2.     Власенко Н.А. Кризис права: проблемы и подходы к решению // Журнал российского права. 2013. №8.

3.     Голенкова З.Т. Парадоксы трансформирующихся обществ в условиях глобализации // Власть. 2012. №12.

4.     Гридякин Д.А.,   Новикова О.С. Понятие  «коррупция» в политологическом           знании// Социально- гуманитарные знания. 2009. №9.

5.     Изотов М.О. Коррупция в современной России: социокультурные основания и формы проявления: дис. … канд. филос. наук. Орел, 2012.

6.     Синюков В.Н. Российская правовая система: вопросы теории: дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 1995.

7.     Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015.

8.     Шальмин М.С. Нормы права в системе соционормативного регулирования: проблемы соотношения и взаимодействия: дис. … канд. юрид. наук. Абакан, 2006.

9.     Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество (Резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. 1999. №10–11.

10. http://krdumvd.antiplagiat.ru/ReportSource.aspx? (дата обращения 12.03.2016).