ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

Город конференции:
  • Курган

Вопросам правового исследования полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы в научной литературе уделяется определенное внимание[8], которого, однако, пока недостаточно с учетом участия различных государств в различных межгосударственных объединениях и союзах, таких как Союзное государство России и республики Беларусь, Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС) и Содружество Независимых Государств (далее СНГ, Содружество).

СНГ как межгосударственное образование возникло в декабре 1991 г. после распада СССР и объединило 11 государств, которые ранее входили состав СССР: Армению, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Одним из важнейших направлений деятельности государств – участников СНГ является защита и охрана государственных границ. Правовое регулирование отношений в данной сфере всегда представляет собой довольно сложную и ответственную задачу, так как в нем переплетаются и отражаются жизненно важные интересы личности, общества и государства, связанные с защитой от внешних и внутренних угроз. Четкое законодательное регулирование отношений в данной сфере является основой стабильного и прогрессивного развития личности, общества и государства.

В условиях глобализации, взаимопроникновения различных правовых систем, наличия общих угроз на государственной границе и совместных действий государств СНГ, направленных на их защите, правовое регулирование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере становится важнейшей областью применения сравнительно-правового метода научного исследования. Его применение переросло рамки национальных правовых систем и привело к формированию целой науки сравнительного правоведения, имеющей свои предмет, методы, задачи и функции[5]. Без использования достижений сравнительного  правоведения невозможно  эффективное проведение научных исследований в области обеспечения национальной безопасности.

Рассмотрим опыт нормативного закрепления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Азербайджанской Республики в сфере защиты и охраны государственной границы[11].

Военная доктрина Азербайджана (далее Военная доктрина)[2] является составной частью стратегии обеспечения национальной безопасности Азербайджана и устанавливает концептуальные основы системы военной безопасности, направленной на охрану прав и интересов человека, общества и государства от внутренних и внешних военных и других угроз. Азербайджан, являясь независимым, демократическим, правовым, светским, унитарным государством, способным обеспечить национальные интересы народа и страны, во имя своего развития определяет и осуществляет политику национальной безопасности. Одной из составных частей политики национальной безопасности является оборонная политика, направленная на обеспечение национальных интересов в военной и других сферах.

Военная доктрина отражает позицию Азербайджана по вопросам, связанным со своевременным обнаружением, анализом, оценкой, предотвращением угроз военной безопасности, оказанием им необходимого сопротивления, подготовкой государства, населения и территории к обороне, созданием эффективной системы военной безопасности, предотвращением войн и вооруженных конфликтов, отражением вооруженных агрессий.

Как следует из Военной доктрины основным фактором, оказывающим отрицательное воздействие на национальную безопасность Азербайджана, является оккупация Республикой Арменией части территории Азербайджана, проведение в свое время Арменией политики этнической чистки в регионах, населенных азербайджанцами, и оккупированных территориях Азербайджана, продолжение акта агрессии, имеющего своим результатом разрушение экономической и социальной инфраструктуры.

Охрана независимости, суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя Азербайджана, национальных интересов народа и страны, прав и интересов человека, общества и государства от военных и политических, а также других угроз является одной из важнейших задач в сфере обеспечения военной безопасности государства.

Условия, процессы и факторы, препятствующие реализации национальных интересов или создающие опасность для них образуют угрозы национальной безопасности Азербайджана и подразделяются:

-   в зависимости от возможностей на потенциальные и реальные;

-в зависимости от источников на внешние и внутренние, которые проявляются в основном в политической[3], экономической, социальной, военной, информационной, экологической, научной, культурной и духовной сферах общественной жизни.

В качестве реальных и потенциальных угроз, оказывающих воздействие на военную безопасность Азербайджана, выступают внутренние и внешние военные и политические, а также другие угрозы. Основными внешними военными и политическими угрозами являются:

-   нарушение регионального военного равновесия и отклонение от оборонной достаточности, в том числе создание в регионе или в непосредственной близости к государственной границе и территориальным водам Азербайджана военных баз, скопление войсковых группировок, рост вооружения и другого военного участия;

-   нарушение государственной границы Азербайджана военными соединениями и вооруженными группами, обострение пограничных споров или конфликтов.

В мирный период в рамках оборонной политики предусмотрено осуществление следующих основных мероприятий в сфере охраны государственной границы Азербайджана и обеспечения ее неприкосновенности:

-    отражение реальных и потенциальных угроз на государственных границах Азербайджана, в том числе предотвращение попыток незаконного изменения государственной границы, предотвращение перемещения через государственную границу запрещенных законодательством предметов и охрана населения и собственности в приграничной зоне;

-   обеспечение соблюдения режима государственной границы;

-       расширение оперативно-технических возможностей системы пограничной охраны, повышение способности оперативного вмешательства для предотвращения перехода через государственную границу террористов и террористических групп, а также незаконных мигрантов, перевозки оружия массового поражения и его компонентов, оружия-боеприпасов, наркотических средств и другой незаконной деятельности;

-   осуществление пограничного контроля на принадлежащем Азербайджану секторе Каспийского моря[2].

В соответствии с Военной доктриной вооруженные силы и другие вооруженные формирования Азербайджана строятся на  основании принципов: вооруженная  оборона  суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и национальных интересов Азербайджана, создание и поддержание необходимой военной способности для эффективного предотвращения и отражения вооруженной агрессии против государства; организация защиты территории; охрана государственной границы Азербайджана; охрана населения, собственности в приграничной зоне от диверсионных деяний, предотвращение подобных деяний; принятие в рамках предусмотренных законодательством полномочий мер для урегулирования пограничных конфликтов; защита пограничного режима.

Как следует из Конституции Азербайджанской Республики (далее  Конституция Азербайджана) народ Азербайджана путем референдума может решить любой вопрос, затрагивающий его права и интересы. Только путем референдума решаются вопросы принятия Конституции Азербайджана и внесение в нее изменений; изменение государственных границ Азербайджана.

Исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики (далее Президент Азербайджана), который является гарантом независимости и территориальной целостности[1] Азербайджанского государства, соблюдения международных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика. Он назначает выборы в Парламент Азербайджана; вносит на утверждение Парламент Азербайджана военную доктрину; заключает межгосударственные и предусматривающие отличные от законов правила межправительственные договоры, которые представляет в Парламент Азербайджана для ратификации и денонсации межгосударственные договоры; подписывает указы о ратификации международных договоров; назначает референдум; объявляет общую или частичную мобилизацию, а также демобилизацию; создает Совет Безопасности Азербайджанской Республики (далее СБ Азербайджана); вносит представление в Парламент Азербайджана о даче согласия  на привлечение Вооруженных Сил Азербайджанской Республики (далее ВС Азербайджанской Республики) к выполнению не связанных с их назначением обязанностей; объявляет чрезвычайное и военное положение; с согласия Парламента Азербайджана объявляет войну и заключает мир.

В случаи фактической оккупации определенной части территории Азербайджана, объявлении иностранным государством или же иностранными государствами войны, возникновении реальной опасности вооруженного нападения, блокаде территории, а также при наличии реальной угрозы такой блокады Президент Азербайджана объявляет на всей территории государства или в отдельных ее местностях военное положение и в течение 24 часов вносит принятый им соответствующий указ на утверждение Парламента Азербайджана.

Территория Азербайджана едина, неприкосновенна и неделима. Внутренние воды, сектор Каспийского моря (озера), воздушное пространство над Азербайджаном - составные части территории. Территория Азербайджанской Республики неотчуждаема. Азербайджан никому ни в какой части и ни в каком виде не передает свою территорию; государственные границы могут изменяться только путем референдума, проводимого по решению Милли Меджлиса Азербайджанской Республики среди всего населения и на основе волеизъявления народа[1].

Законодательную власть в Азербайджане осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики (далее Парламент Азербайджана). Парламент Азербайджана по вопросам, относящимся к его ведению, принимает конституционные законы, законы и постановления и устанавливает общие правила по вопросам: режима чрезвычайного положения; режима военного положения; обороны и воинской службы; основ безопасности; территориальное устройство; режим государственной границы; ратификация и денонсация международных договоров. К ведению Парламента Азербайджана в сфере охраны и защиты государственной границы относится проведение референдума по изменению государственной границы среди всего населения и на основе волеизъявления народа; ратификация и денонсация межгосударственных и предусматривающих отличные от законов Азербайджана правила межправительственных договоров; на основании представления Президента Азербайджана утверждение военной доктрины и дача согласия на привлечение ВС Азербайджанской Республики к выполнению задач, не связанных с их назначением; назначение референдума.

Исполнительную власть на местах осуществляют главы исполнительной власти, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Азербайджана, который также определяет полномочия исполнительной власти на местах.

В соответствии с Конституцией Азербайджана, местное самоуправление осуществляется муниципалитетами. Муниципалитеты формируются на основе выборов. Основы статуса муниципалитетов устанавливаются Конституцией Азербайджана, а правила выборов в муниципалитеты – законами Азербайджана.

Муниципалитеты осуществляют свою деятельность посредством заседаний, постоянных и иных комиссий, которые созываются председателем муниципалитета. Случаи и порядок избрания членов муниципалитета, приостановления или прекращения их полномочий, досрочного роспуска муниципалитетов устанавливаются законом. При этом муниципалитеты независимы при осуществлении своих полномочий, что не исключает их ответственности перед гражданами, проживающими на муниципальной территории. Государство осуществляет контроль за деятельностью муниципалитетов, а независимое осуществление муниципалитетами своих полномочий не может наносить ущерб суверенитету Азербайджанского государства [1].

Особенностью конституционно-правового регулирования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является то, что Конституция Азербайджана обладает высшей юридической силой, является основой системы законодательства Азербайджана, а система законодательства состоит из следующих нормативно-правовых актов:

-   Конституция;

-   акты, принятые референдумом;

-   законы;

-   указы;

-   постановления Кабинета Министров Азербайджана (далее Правительство);

-   нормативные акты центральных органов исполнительной власти;

-    международные договоры, стороной которых является Азербайджан - неотъемлемая составная часть системы законодательства.

Нормативно-правовые акты должны основываться на праве и справедливости (равные отношения к

равным интересам). Применения и исполнение принятых референдумом актов обязательно для граждан, законодательной исполнительной и судебной властей, юридических лиц и муниципалитетов  только при их опубликовании. Применение и исполнение только опубликованных законов обязательно для всех граждан, законодательной, исполнительной и судебной властей, юридических лиц и муниципалитетов.

Указы Президента Азербайджана не должны противоречить конституции и законам, а постановления Правительства не должны противоречить конституции, законам и указам Президента Азербайджана.

Акты центральных органов исполнительной власти не должны противоречить конституции, законам, указам Президента Азербайджана и постановлениям Правительства.

Нормативно-правовые акты, улучшающие правовое положение физических и юридических лиц, устраняющие или смягчающие их правовую ответственность обладают обратной силой. Другие нормативно- правовые акты не имеют обратной силы.

Нормативно-правовые акты должны быть опубликованы, при этом никто не может принуждаться к исполнению (соблюдению) неопубликованного нормативно-правового акта и привлекаться к ответственности за неисполнение (несоблюдение) такого акта. Порядок публикации нормативно-правовых актов устанавливается конституционным законом.

В Нахичеванской Автономной Республике (далее НАР) юридической силой обладают также конституция и законы НАР, постановления Кабинета Министров НАР, однако система законодательства НАР должна соответствовать системе законодательства Азербайджана. В пределах своих полномочий местные органы исполнительной власти могут принимать акты нормативного характера, не противоречащие актам, входящим в систему законодательства[1].

Акты, принятые муниципалитетами, должны основываться на праве и справедливости (равное отношение к равным интересам), не должны противоречить конституции и законам, указам Президента Азербайджана и постановлениям Правительства Азербайджана (а в НАР - также конституции и законам НАР, постановлениям Кабинета Министров НАР). Исполнение акта, принятого муниципалитетом, обязательно для граждан, живущих на этой территории и юридических лиц, расположенных на этой территории. В случаи возникновения противоречия между нормативно-правовыми актами входящими в систему законодательства Азербайджана (исключая Конституцию Азербайджана и акты, принятые путем референдума), и межгосударственными договорами, стороной которых является Азербайджан, применяются международные договоры.

Как следует из Закона Азербайджанской Республики от 29 июня 2004 года №712-IIГ «О национальной безопасности» (далее Закон о нацбезопасности Азербайджана) объектом национальной безопасности [3] являются государство (его независимость, суверенитет), конституционный строй и территориальная целостность, а субъектами - органы государственной власти, созданные в целях обеспечения интересов и потребностей безопасности людей, общества и государства.

Закон о нацбезопасности Азербайджана определяет национальные интересы Азербайджана как совокупность фундаментальных ценностей и целей, а также политических, экономических, социальных и других потребностей азербайджанского народа, обеспечивающих развитие и прогресс личности, общества и государства. Основными национальными интересами в политической сфере являются: государственная независимость, суверенитет и территориальная целостность.

Систему обеспечения национальной безопасности Азербайджана образуют взаимодействующие на основании конституции и законов и отвечающие в пределах своей компетенции за обеспечение национальной безопасности силы и другие государственные органы, которые несут ответственность за обеспечение национальной безопасности.

Целями обеспечения национальных интересов Азербайджанской Республики являются: государственная безопасность - защита независимости, суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя и иных жизненно важных интересов Азербайджанской Республики от угроз.

В зависимости от источников угроз, обеспечение национальной безопасности является совокупностью двух образующих единство составных частей: внешняя безопасность - осуществление комплекса политико- дипломатических или военных, либо одновременно как дипломатических, так и военных мер по защищенности жизненно важных интересов от возможных рисков, опасности и угроз со стороны; внутренняя безопасность - создание соответствующих условий для защиты политической, экономической и социальной стабильности, гражданской солидарности в обществе[3].

Государственные органы и органы местного самоуправления, должностные лица, юридические и физические лица участвуют в мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения национальной безопасности в политической, экономической, военной, социальной, информационной, экологической, научной, культурной, духовной и прочих сферах в порядке, предусмотренном законодательством.

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 9 декабря 1991 года № 13 «О государственной границе Азербайджанской Республики» государственная граница Азербайджанской Республики - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая рубежи государственной территории (суши и водной территории, недр, морского и воздушного пространства) Азербайджана[4]. Неоформленные участки государственной границы с сопредельными государствами закрепляются межгосударственными договорами.

При определении государственной границы и изменении линии ее прохождения, а также при регулировании пограничных вопросов с сопредельными государствами органы государственной власти руководствуются следующими принципами: обеспечение национальной безопасности; обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности ее государственной границы; всестороннее сотрудничество с сопредельными государствами на взаимовыгодной основе; решение пограничных споров мирным путем.

Охрана государственной границы является неотъемлемой составной частью системы обеспечения национальной безопасности Азербайджана и обеспечивается осуществлением политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и других мер, направленных на предотвращение незаконного изменения государственной границы, соблюдение режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу, защиту иных жизненных интересов государства, общества и личности на государственной границе от внешних и внутренних угроз.

На суше, море, реках, озерах и иных водоемах охрана государственной границы возлагается на пограничные войска, а в воздушном пространстве - на силы противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. Пограничные войска, силы противовоздушной обороны и военно-воздушные силы при выполнении задач по охране государственной границы руководствуются законодательными актами и межгосударственными договорами.

Государственные органы, общественные организации, должностные лица обязаны оказывать всемерную помощь пограничным войскам, содействуют в  привлечении граждан к охране государственной границы на добровольных началах, должны постоянно проводить работу по разъяснению гражданам военного, политического и экономического значения охраны государственной границы, поддержанию организованности и порядка в пограничной зоне, пограничной полосе и на территории, прилегающей к государственной границе или охраняемому пограничными войсками побережью Каспийского моря, а также в пунктах пропуска через государственную границу и обязаны соблюдать режим государственной границы, выполнять требования пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

Как отметил Президент Азербайджана: «Граница – это символ любого государства. Охрана наших границ означает обеспечение нашей безопасности. Существующие в стране стабильность, общественно-политический порядок, спокойствие – это наше большое достижение» [10].

Таким образом, исследование положений национального законодательства Азербайджана позволяет, сделать вывод, что развитие конституционно-правового регулирования в сфере защиты и охраны государственной границы Азербайджана происходит в условиях определенной преемственности по отношению к советскому праву. Советское право стало тем базисом, на основе которого создавалось и развивается право государств СНГ, и его влияние на этот процесс до сих пор не преодолено. Это предполагает определенную общность подходов к правовому регулированию проблем в области обеспечения безопасности в государствах Содружества. Особенностью правового регулирования полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны и защиты государственной границы, является обязательным проведение референдума по изменению государственных границ по решению Милли Меджлиса Азербайджанской Республики среди всего населения Азербайджана.

«Границы Азербайджана на всех направлениях охраняются на должном уровне», из выступления Президента Азербайджана Ильхама Алиева на церемонии открытия Академии Государственной пограничной службы, 1news.az/

Общая протяжённость государственной границы Азербайджанской Республики (далее Азербайджан) составляет 3370,4 километров (с Российской Федерацией составляет - 390,3 км (сухопутная - 272,4 км, речная - 55,2 км, морская - 22,4 км); с Грузией - 480 км; с Исламской Республикой Иран - 765 км; с Турцией - 15 км; с Арменией - 1007,1 км. Общая протяженность морской границы - 510 миль. Охраной государственной границы республики с Россией, Грузией, Турцией и Ираном, а также морской границы занимается Государственная пограничная служба, с Арменией — Сухопутные войска Национальной армии Азербайджана.

 

Список литературы

1.     Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года [Электронный ресурс] : (по состоянию на 24 декабря 2008 года) (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.04. 2015)

2.     Военная доктрина Азербайджанской Республики [Электронный ресурс] : утверждена Постановлением Милли     Меджлиса     Азербайджанской     Республики     от     8     июня     2010     года     №1029-IIIQR    (c)«VneshExpertService» LLC. (дата обращения 20.04. 2015)

3.     О национальной безопасности [Электронный ресурс] : закон Азербайджанской Республики от 29 июня 2004 года №712-IIГ (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.04. 2015)

4.     О государственной границе Азербайджанской Республики [Электронный ресурс] : закон Азербайджанской Республики от 9 декабря 1991 года №13 (c) «VES Consultancy» LLC (дата обращения 20.04. 2015)

5.     Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. 432 с. ;

6.     Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение : учеб. пособие. СПб., 2004. 207 с.;

7.     Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002. С. 17-21.

8.     Редкоус В.М. Историко-правовые аспекты формирования современного административного законодательства в области обеспечения национальной безопасности (опыт России и стран - участниц СНГ) // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3. С. 150-153 ; и др.

9.     Немытина М.В. Суд в России, вторая половина XIX - начало XX вв. : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 3.