На сегодняшний день обеспечение обороноспособности России набирает свои обороты, поскольку существуют неустойчивые взаимоотношения на политической мировой арене.
Следует заметить, что от военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации зависит исполнением им своих прав и обязанностей, из которых складывается правовой статус.
Итак, статус военнослужащего регламентирован Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих», в статье 1 данного закона отмечено, что «понятие статуса военнослужащего, определено как совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»222.
В Конституции России закреплено, что военнослужащие обладают равными правами и обязанностями, что и граждане России223.
Но в некоторых правах есть ограничения, в силу специфики их службы. Например, они не имеют права: участвовать в политических акциях, бастовать, сужение возможности по передвижению вне гарнизона, пикетировать и другие.
В законе существует три группы прав военнослужащих, таких как: личные, политические и социально- экономические права.
То же самое касается и обязанностей, которые в свою очередь разделены на специальные, общие и должностные.
Повседневная деятельность и жизнь военнослужащих предусмотрена в Общевоинских уставах Вооруженных Сил и законах Российской Федерации.
«Должностные обязанности изложены в Уставе Внутренней Службы. Специальные обязанности – определяются Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и должностными инструкциями (руководствами и т.д.). Эти обязанности выполняются при несении боевого дежурства, суточном и гарнизонном нарядах, в случае ликвидации последствий стихийных бедствий»224.
За правонарушения законом предусмотрена строгая ответственность.
Дисциплинарная ответственность наступает за проступки, связанные с дисциплиной, норм чести и морали, а за совершение преступления военнослужащим предусмотрена уголовная ответственность.
Подводя итог, следует сказать, что в законе четко прописаны права и обязанности военнослужащего, его ответственность.
Следует провести сравнение правового статуса военнослужащего в России и США.
В Своде законов США, закреплен статус Американского военнослужащего, в этом же своде прописаны права и гарантии военнослужащего.
Шветова К.Г. отмечает, что «правовой статус американских военнослужащих охватывает 3 области (в России условно 3 группы): общегражданские права и свободы, военно-служебные права, а также их организация, военно-служебные обязанности и связанную с ними юридическую ответственность»225.
В продолжении этого Шветова К.Г. указывает, что «Американское законодательство закрепляет роль и место Вооруженных Сил в обществе, так и социально-правовое положение отдельных категорий военнослужащих. Законодательство США гарантирует Американским военнослужащим реализацию следующих прав и свобод, в отдельных случаях с некоторыми ограничениями: избирательное право, участие в политических партиях, общественных организациях и массовых движениях; участие в митингах, шествиях и демонстрациях, свободу слова и печати, право на отдых (отпуск не более 60 суток, в счет службы – до 45 суток); право на жилище (холостые военнослужащие размещаются в казармах или бесплатных общежитиях гостиничного типа; лица рядового и сержантского состава, получают на территории части бесплатную площадь.); право на образование; право на медицинское обеспечение и охрану здоровья (постоянный контроль за состоянием здоровья); право на возмещение ущерба, причиненного личности военнослужащего или личной собственности при исполнении служебных обязанностей; право на пенсионное обеспечение (служба в регулярных вооруженных силах не менее 20 лет, а также инвалидность); право на подачу жалоб (военнослужащий имеет право подать жалобу по любому вопросу генеральному инспектору); право на захоронение (военнослужащие могут быть захоронены как на национальном военном, так и на частном кладбище)»226.
207 О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Российская газета. 1998. 2 июня.
208 Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ // Рос. газ. 2009. 21 янв; 2014. 21 июля.
209 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации"): Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 25.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.
210 Шветова К.Г. Ограничения и запреты в структуре правового статуса военнослужащих // ЭНИ "Военное право". 2014. Выпуск № 3.
Можно согласиться с мнением Ю.И. Мигачева, который делает вывод, что «в целом весь комплекс вышеуказанных актов наряду с общими основами и принципами определяет социально-правовое положение статуса военнослужащих Вооруженных Сил США».227
Проанализировав понятие «Статуса военнослужащего» Вооруженных Сил России и США приходим к выводу, что «Статус военнослужащего» Вооруженных Сил России и США тождественны, однако, имеют отличительные права, свободы, обязанности и т.д., посему требуют дальнейшего теоретического и практического изучение для внедрения его в законодательную базу указанных стран для наиболее оптимального и эффективного функционирования и обеспечения надежной обороноспособности стран в связи внешнеполитическими изменениями происходящих в мире и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «статус военнослужащего» России и США имеет одну сущность.
211 Там же.
212 Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации, Научные труды, Диссертации, На соискание учёной степени доктора наук, А.В. Кудашкин., Москва, 2003. С.79.
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ // Рос. газ. – 2009. – 21 янв; 2014. – 21 июля.
2. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Российская газета. - 1998. - 2 июня.
3. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации"): Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 25.03.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 47 (1 ч.). - Ст. 5749.
4. Шветова К.Г. Ограничения и запреты в структуре правового статуса военнослужащих // ЭНИ "Военное право". - 2014. Выпуск № 3.
5. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации, Научные труды, Диссертации, на соискание учёной степени доктора наук, А.В. Кудашкин., Москва, 2003