Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 сентября 2017г.

Проведенная административная реформа привнесла в систему административного права новый правовой институт - институт административных регламентов федеральных органов исполнительной власти[1]. До проведения реформы не существовало единых стандартов для сферы государственных услуг. Минэкономразвития России провело полную инвентаризацию подлежащих регламентации государственных услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям федеральными органами исполнительной власти. Перечень государственных услуг и функций содержит более 600 государственных услуг федеральных органов  власти,  сведения  о  предоставлении  которых  легли  в  основу  информационной  системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФРГУ). На основании информации из ФРГУ работает Единый портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru. Органами государственной власти осуществляется совершенствование качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, вносятся изменения в административные регламенты. Например, вносятся изменения о снижении показателя максимального срока ожидания в очереди при подаче документов в орган государственной власти до 15 минут, включаются требования к обеспечению условий доступности для инвалидов объектов, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти утверждено в установленном порядке более 500 административных регламентов, выше 16400 административных регламентов утверждено на региональном, более 93100 – на местном уровне. Все административные регламенты проходят экспертизу Минэкономразвития России, а также независимую экспертизу. Также Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Прежде всего, Минэкономразвития России проверяет соблюдение закрепленных в административных регламентах стандартов предоставления государственных услуг.[2] Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) утверждено, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами. За нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 5.63. КоАП РФ[3](Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг). Полномочия возбуждать дела об административных правонарушениях по данной статье КоАП РФ отнесены к исключительной компетенции прокурора. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор в сфере регламентации оказания государственных услуг проверяют наличие административного регламента, а также на соответствие Федеральному  закону № 210-ФЗ. При этом необходимо отметить, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой  акт, устанавливающий порядок  предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (ст.2). В ходе осуществления прокурорского надзора в данной сфере правовых отношений проверяют соблюдение, установленных требований к административным регламентам главой 3 Федерального закона № 210-ФЗ, а также Правил о разработке и утверждении регламентов, установленных Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» утверждены Правила: разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг; проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг» утверждены Правила, регулирующие порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи физическими и юридическими лицами при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Практически во всех регионах прокурорами выявлялись принятые административные регламенты предоставления услуг не соответствующие действующему законодательству в нарушение ст.12-14 Федерального закона № 210-ФЗ. Имелись многочисленные нарушения закона, связанные как с принятием органами местного самоуправления административных регламентов предоставления государственных  и муниципальных услуг, которые не соответствуют  требованиям действующего законодательства, так и с неприведением таких правовых актов в соответствие с изменениями законодательства. Типичными нарушениями Федерального закона № 210-ФЗ, допускаемыми при принятии административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг, являются: несоблюдение структуры регламента, в том числе, отсутствие в административных регламентах обязательных для включения в них разделов (например, раздела, определяющего стандарт предоставления муниципальной услуги и т.п.); наличие положений, обязывающих заявителя предоставлять документы, не предусмотренные законодательством; отсутствие оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. К примеру, Прокуратурой Уярского района выявлены многочисленные нарушения, выразившиеся в том, что приведенный в административных регламентах перечень документов, подаваемых заявителем для получения услуг, связанных с предоставлением земельных участков, не соответствует Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475. Имелись незаконные положения административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг, возлагающие на заявителей обязанность по предоставлению документов, запрашиваемых в порядке межведомственного взаимодействия выявлены также прокурорами г.г. Красноярска, Сосновоборска, Дивногорска, Нижнеингашского, Кежемского, Каратузского, Тюхтетского, Партизанского районов края, Канским, Боготольским, Ачинским межрайонными прокурорами. В то же время имелись случаи широкого толкования органами местного самоуправления вопросов межведомственного взаимодействия. Так, в Каратузском районе установлено, что административным регламентом оказания услуги по переводу жилого помещения в нежилое предусмотрена обязанность администрации самостоятельно запрашивать подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства или перепланировки переводимого помещения, тогда как данный документ вправе представить лишь сам заявитель. Прокурором г. Бородино при проверке административных регламентов установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ, п. 74 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача документов (справки об отсутствии задолженности, справки о начислении жилищно-коммунальных услуг, справки о нормативе района[4]. Основанием для прокурорского вмешательства послужило наличие в них норм, противоречащих Федеральному закону № 210-ФЗ. Прокурорами выявлялись противоречащие федеральному законодательству, содержащие коррупциогенные факторы нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления в указанной сфере, изданные в форме административных регламентов. Административный регламент предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в Архангельской области и Ненецком автономном округе в части сроков предоставления лицензии, форм документов, предоставляемых соискателем лицензии, размеров подлежащей уплате государственной пошлины за выдачу лицензии, противоречил федеральному законодательству. В администрации МО «Попонаволоцкое» из утвержденного перечня муниципальных услуг из 27 наименований отсутствовали административные регламенты на предоставление 19 муниципальных услуг[5]. Мерами  прокурорского воздействия существенно улучшено состояние законности в сфере предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг. В результате принятых прокурорами правовых решений виновные должностные лица привлекаются к установленной законодательством ответственности и освобождаются от занимаемых должностей[6].

Список литературы

 

1.     См.: Рогачева О.С. От административных регламентов к административным процедурам: постановка задачи и пути ее практической реализации // Административное право и процесс. 2013.№ 6. С.- 48.

2.URL:http://ar.gov.ru/gos_uslugi_03_rekom_okazaniya_gos_uslug/index.html       (Дата        обращения:21.07.2017).

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. URL: http://www.krasproc.ru/news/krsk/11628 (Дата обращения: 21.07.2017).

5. RL:   http://www.severodvinska.net/news/21514- bolee_170_narushenii_v_sfere_gosuslug_vivila_prokuratura_arhangelskoi_oblasti.htm   (Дата    обращения: 21.07.2017).

6.    Паламарчук А.В., Сеченова Р.Р., Зимин В.П. Деятельность органов прокуратуры России вне уголовно-правовой сферы. – М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013. С-96.