Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Обеспечение законных прав и интересов лиц, попавших в сферу уголовного преследования - ключевая задача институтов государства. Общество в целом считается цивилизованным и прогрессивным, когда каждый гражданин чувствует себя защищенным благодаря эффективно функционирующей правовой системе. Индикатором соблюдения в государстве правового режима защиты основных прав и свобод личности, уровня правосознания граждан является положение лиц, ограниченных в своих правах по тем или иным причинам, и, прежде всего, осужденных. Как справедливо отметил в этой связи сэр Уинстон Черчилль: «Тюрьмы – показатель демократии. Покажите мне ваши тюрьмы, и я скажу, в каком обществе вы живете»35.

    Одним из важнейших прав осужденного, гарантированных государством, является право на квалифицированную юридическую помощь. Международные правовые акты по правам человека, конституции и законы большинства развитых стран выделяют право на квалифицированную юридическую помощь в качестве основного процессуального права осужденного, и государство несет ответственность за обеспечение его доступности.

  В п. 2 ст. 10 УИК РФ подчеркнуто, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, следовательно, осужденный имеет особый правовой статус, обладает правами, и должен обладать возможностью реализации и защиты своих прав. Лица, осужденные к наказанию, связанному с лишением свободы, довольно часто не могут реализовывать свои права и, тем более, защищать их. Поскольку РФ развивается в концепции правового государства, права человека должны признаваться, соблюдаться и гарантироваться на государственном уровне. ч. 1 ст. 49 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Особенно в такой помощи нуждаются осужденные.

 

35 Д. Энрайт. «Уинстон Черчилль: цитаты, остроты и афоризмы». Издательство «Баланс Бизнес Букс», 2005, 192 стр.


    Вместе с тем, адвокаты осуществляют защитительную деятельность в стадии исполнения приговора достаточно редко. 55 % опрошенных не встречали в практике защиту по вопросам исполнения наказания. На практике вопрос об их участии в деле ставится на усмотрение суда и решается часто не в пользу лиц, нуждающихся в их помощи. Вследствие этого возникают трудности в реализации осужденными своих прав и интересов, а в ряде случаев допускаются нарушения закона. Обусловлено это несовершенством уголовно- процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии с действующим уголовно- процессуальным законодательством исполнение приговора – заключительная стадия уголовного судопроизводства, следовательно, адвокат сохраняет процессуальный статус защитника, предусмотренный ст. 53 УПК РФ. В п. 9 ч. 1 ст 53 УПК РФ указано, что защитник вправе участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора. Представляется, что процессуальный статус защитника осужденного должен содержаться в Уголовно-исполнительном кодексе, поскольку УПК закрепляет правовой и процессуальный статус защитника подозреваемого и обвиняемого.

    Конституционный суд РФ в Постановлении от 26.12.2003 № 20-П КС РФ указал, что право на получение квалифицированной юридической помощи должно обеспечиваться обвиняемому (подсудимому, осужденному) на всех стадиях уголовного процесса, в том числе при производстве в надзорной инстанции, а также при исполнении приговора.

   После вступление в действие УПК РФ (то есть в течение нескольких лет с 2002 года), суды кассационных и надзорных инстанций допускали многочисленные ошибки, считая, что с момента вынесения приговора, в случае его обжалования, у вышестоящих судов, нет более обязанности по обеспечению осужденному участия защитника в уголовном судопроизводстве. Однако участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном ст. 52 УПК РФ. По смыслу ст. ст. 50 УПК РФ назначение осужденному защитника осуществляется по тем же правилам, что и в отношении подозреваемого и обвиняемого.

   Право на получение квалифицированной юридической помощи неразрывно связано с правом на доступ к правосудию, которое является одним из основных прав человека, закреплѐнное как в международных правовых актах, так и в  Конституции РФ; без него защита всех остальных прав и  свобод человека и  гражданина в современном обществе едва ли возможна. Вот почему в ст.51 УПК РФ установлены основания к обязательному обеспечению дознавателем, следователем, прокурором, судом участия защитника в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства, когда подозреваемый (обвиняемый) не отказался от защитника или является несовершеннолетним. Отсутствие защитника на любой стадии судопроизводства до постановления судебного приговора при наличии любого из этих оснований влечѐт безусловную отмену приговора в силу требований п.2 ч.1 ст.369 и п.4 ч.2 ст.381 УПК РФ.

    Однако на практике обязательное участие защитника заканчивается с момента вынесения приговора. В ч. 4 ст. 399 УПК РФ указано, что осужденный может осуществлять свои права с помощью адвоката, никаких указаний на обязательность участия защитника нет, вследствие чего и возникают сомнения в необходимости предоставления защитника осужденному.

    Еще одним серьезным препятствием к реализации права осужденного на защиту является материальная сторона вопроса. Согласно ч. 5 ст. 50 УПК РФ, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета. Но, обращаясь к положениям ст. 131 УПК РФ, можно видеть: на осужденного может быть возложена судом обязанность компенсировать процессуальные издержки по делу, включая суммы, выплаченные адвокату из бюджетных средств. Исключение составляют только случаи реабилитации гражданина и отказ подозреваемого, обвиняемого от участия защитника, непринятый компетентным лицом. Право осужденного на участие в его деле защитника в случае судебного разбирательства по его надзорной жалобе, а также в случае судебных разбирательств, например, по вопросам условно-досрочного освобождения, перевода в колонию-поселение и т.п., оказывается для заключенных с «низким социальным статусом», весьма теоретическим. Как правило, издержки по оплате адвоката суды обязывают выплачивать именно осужденных, если в судебных разбирательствах, состоявшихся уже после вступления приговора в законную силу, осужденные просят обеспечить их адвокатом по назначению. Поступившие в исправительное учреждение требование о выплате этих сумм способны погасить далеко не все осужденные - особенно если они не трудоустроены. Поэтому, осужденные предпочитают не обращаться к суду с просьбой об обеспечении их защитником в разбирательстве.

    Сложность в обеспечении осужденных помощью адвоката-защитника возникает из-за того, что осужденный изолирован, находится в месте лишения свободы. Хотя законодательно разрешены встречи адвоката с подзащитным, на практике данное право часто нарушается сотрудниками исправительных учреждений.

    Так, 67 % опрошенных адвокатов указывают на то, что сами лично сталкивались с тем, что сотрудники исправительных учреждений не допускали их на свидание с подзащитными под различными предлогами: вывоз подзащитного в другое учреждение, хотя фактически он не осуществлялся, нахождение подзащитного в т.н. «карантине», «в транзитной камере», штрафном изоляторе, наличие в месте содержания под стражей «чрезвычайного происшествия» и.т.п. В ряде случаев отказ в предоставлении свидания с подзащитными вообще не мотивировался. Законодатель регламентирует предоставление свиданий осуждѐнных с адвокатами в одной статье Уголовно-исполнительного кодекса наряду со свиданиями осуждѐнных с родственниками и иными лицами (ст. 89 УИК РФ). Между тем свидания осуждѐнных с родственниками и иными лицами и свидания осуждѐнных с адвокатами отличаются по своему правовому содержанию: свидания с родственниками способствуют сохранению социально полезных связей и, по сути, являются нормативно установленной льготой, их количество напрямую зависит от назначенного осуждѐнному режима, а также от его поведения в исправительном учреждении, а свидания с адвокатом способствуют реализации конституционного права осуждѐнного на оказание квалифицированной юридической помощи. В связи с этим нелишне вспомнить, что статья 26 Исправительно- трудового кодекса (ИТК) РСФСР 1970 г., аналогичная нынешней статье 89 УИК РФ, регламентирующей свидания, называлась «Свидания осужденных к лишению свободы с родственниками и иными лицами», а оказание юридической помощи лицам, лишенным свободы, было выделено в отдельную  статью. Нетрудно заметить, что в регулировании свиданий с адвокатами Исправительно-трудовой кодекс РСФСР по сравнению с Уголовно-исполнительным кодексом РФ был более логичным и более прогрессивным.