Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АДВОКАТУРЫ КАК ПРАВОЗАЩИТНОГО ИНСТИТУТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 сентября 2017г.

Предыстория российской адвокатуры начинается в 15 веке. Согласно Псковской и Новгородской судным грамотам обязанности судебных представителей сторон могли исполнять как их родственники, так и все иные правоспособные граждане (за исключением состоявших на службе и облеченных властью). Из представителей, осуществлявших обязанности на платной основе, впоследствии начал формироваться институт профессиональных поверенных [3, с. 9-10].

Благодаря судебной реформе 1860-х годов создается адвокатура в виде самоуправляемого института присяжных поверенных, подконтрольного судебной власти (Учреждение Судебных установлений от 20 ноября 1864 г.). В соответствии со ст. 353 и 354 Учреждения, присяжные поверенные состояли при судебных местах. В 1874 г. был учрежден институт частных поверенных, которым для участия в производстве по делу необходимо было получить специальное свидетельство, выдававшееся судом.

Октябрьская революция 1917 года ликвидировала все органы старой власти, сломала прежнюю судебную систему России. Декрет СНК РСФСР «О суде», опубликованный 24 ноября 1917 года и вошедший в историю под названием «Декрет о суде № 1», упразднил всю действовавшую в дореволюционной России систему общих и специальных судов, прокуратуру, следственный аппарат, «институты присяжной и частной адвокатуры». В соответствии со ст. 3 Декрета вместо присяжных и частных поверенных «В роли … защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенными», допускались «все [выделено  нами – А.У., Л.К.] неопороченные граждане  обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». Можно сказать, что Декрет о суде № 1 воспроизводил модель, закрепленную в Псковской и Новгородской судных грамотах.

Декретом о суде от 7 марта 1918 г. № 2 предусматривалось создание при Советах Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов (то есть при коллегиальных органах публичной власти) коллегии «лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме  общественного обвинения, так и общественной защиты» (ст. 24 Декрета) [текст курсивом выделен нами – А.У., Л.К.].

Декрет ВЦИК от 30 ноября 1918 г. «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)» реформировал институт правозаступничества. Так, в соответствии со ст. 40 Декрета при «Уездных Исполнительных Комитетах Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов и при Губернских Исполнительных Комитетах Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов» учреждались коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе в целях «содействия Суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе».

Декрет ВЦИК от 21 октября 1920 г. «Положение о Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» ликвидировал коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе, установив, что в качестве защитников привлекаются судебными органами граждане, способные исполнять эту обязанность (ст. 43 Декрета; лишь при «недостатке защитников из числа лиц, указанных в ст. 43, в качестве таковых привлекаются консультанты, состоящие при Отделах Юстиции»). В качестве представителей сторон в гражданском процессе допускались: 1) ближайшие родственники тяжущихся: родители, дети, супруги, братья и сестры и 2) консультанты и представители Советских учреждений по уполномочию руководящих органов (ст. 49).

Первые годы советской власти в России бушевала гражданская война, понятия «законность» и «правопорядок» к этому периоду времени применимы с очень большой долей условности. Лишь к 1922 году порядок в стране начинает восстанавливаться. Начинается разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих все сферы общественной жизни. 5 июля 1922 г. Наркомюстом РСФСР утверждается Положение о коллегии защитников. В соответствии с ним происходит определенный возврат к модели организации адвокатуры 1864 г.: при судах создаются коллегии защитников, члены которых «ведут дела в судебных органах в пределах соответствующей губернии или области как по поручению заинтересованных лиц и учреждений, так и по назначению президиума коллегии» (ст. 1). Прием в члены коллегии осуществлялся самой коллегией с уведомлением об этом губернского исполкома, имевшего право отвода.

Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29 октября 1924 г. устанавливали, что коллегии защитников «обладают правом дисциплинарного надзора за действиями своих членов и организуются на началах самопополнения под контролем губернских (областных) исполнительных комитетов» (ст. 17).

16 августа 1939 г. СНК СССР своим постановлением № 1219 утвердил Положение об адвокатуре СССР. В соответствии с ним образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов, руководство деятельностью которых осуществлялось Народным комиссариатом юстиции СССР через народные комиссариаты юстиции союзных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся. Прием в члены коллегии адвокатов производился президиумом коллегии адвокатов, при этом Народный комиссар юстиции СССР и Народный комиссар юстиции союзной республики имели право отвода принятых в коллегию адвокатов.

Для организации работы членов коллегии адвокатов в районных центрах и городах области (края, республики) создавались юридические консультации, состав и местонахождение которых устанавливались президиумом коллегии адвокатов в соответствии с планом, утверждаемым НКЮ союзной (автономной) республики. Юридической консультацией руководил заведующий, который назначался президиумом коллегии адвокатов и нес перед ним ответственность за работу  консультации. На заведующего консультацией возлагалось распределение дел между адвокатами, установление размера  платы  за юридическую помощь в соответствии с таксой и контроль за качеством работы адвоката.

Оплата юридической помощи осуществлялась в соответствии с тарифами, устанавливаемыми Народным комиссариатом юстиции СССР.

Статья 161 Конституции (Основного Закона) СССР 1977 г. на конституционном уровне закрепляла правовой статус адвокатуры, устанавливая, что коллегии адвокатов действуют для оказания юридической помощи гражданам и организациям.

Произошедшее в начале 1990-х годов изменение политической  и экономической системы государства, конституционное провозглашение принципа правового социального государства повлекли изменение форм и методов деятельности правовых институтов, связанных с защитой прав и законных интересов граждан, одно из главных мест среди которых занимает адвокатура. Принятие федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [1], в котором впервые в отечественном законодательстве были закреплены определения понятий «адвокатура» и «адвокатская деятельность», ознаменовало собой новый этап в развитии отечественной адвокатуры.

Если в советский период времени адвокатура по сути являлась государственным институтом, то в соответствии с Законом об адвокатуре она представляет собой профессиональной сообщество адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и  органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 3). Предназначением адвокатуры является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре).

Учитывая, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между ней и государством должны строиться как отношения равноправных субъектов.

Особенностью адвокатуры является ее частно-публичная природа.  Как отмечается в п.  4 постановления Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов», адвокаты, на которых возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина  (в том числе  по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из ст. 45 (ч. 1) и 48 Конституции РФ, осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер [2].

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи (ч. 3 ст. 3 Закона об адвокатуре).

Таким образом, деятельность адвокатуры отвечает как интересам конкретного гражданина, организации, так и публичным интересам общества и государства.

Список литературы

 

1.     Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

2.     Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 3. Ст. 353.

3.   Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: Монография. — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. — 434 с.