Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ «ТЕРРОРИЗМ» И «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ»

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Социальные кризисы нуждаются в разрешении, причем варианты решения проблемы у лиц, вовлеченных в сферу кризиса, либо у лиц, этот кризис провоцирующих, разные. По этому поводу Н.В. Щедрин пишет:

«Терроризм – это варварский способ разрешения реальных либо мнимых социальных конфликтов, который избирается потому, что в данном социуме отсутствуют либо игнорируются цивилизованные механизмы для их преодоления. Ведущая роль в ненасильственном разрешении противоречий принадлежит власти, главное предназначение которой как раз, а также состоит в том, чтобы гармонизировать интересы всех слоев общества, создав для этого соответствующие социальные механизмы» [6, C. 10].

Нет ничего удивительного в том, что феномен терроризма известен человечеству не одну сотню лет. Как отмечает Ю.С. Горбунов, «анализ генезиса терроризма как явления показывает, что в различных своих разновидностях терроризм существует на протяжении всего развития человечества со времени образования государства. Возникнув как легитимное, с позиции стоящих у государственной власти, средство внеэкономического  принуждения  к  труду  и  устрашения  политических оппонентов с целью управлять ими, терроризм в процессе эволюции потерял экономическую целевую компоненту, став наряду с практикой противоправного политически мотивированного насилия в целях управления оппонентами:

-            идеологией, политикой устрашения через противоправное, политически мотивированное насилие в целях управления;

-   видом политического противоправного насилия в целях управления, в том числе в условиях конфликтного противоборства;

-        формой политического экстремизма, формой противоборства в процессе социально-политического конфликта и вооруженного конфликта в частности; формой и тактикой ведения боевых действий;

-   универсальным средством:

 а) политической борьбы на разных уровнях (включая вмешательство во внутренние дела государств, установление контроля над государствами и регионами, решение экономических и иных проблем), в том числе протеста, привлечения внимания, обострения отношений;

б) управления государством, обществом, группами людей, их орга- низациями и объединениями или отдельными индивидами;

в) подрыва (ослабления), подавления политического оппонента, мести ему» [3, C. 31].

На сегодняшний день, несмотря на наличие разного рода конвенций, и международных соглашений по борьбе с терроризмом, нет единого определения этого явления. Однако такой законодательный пробел, с которым столкнулась наука в поиске единого общепризнанного термина терроризма, не предполагает, что нет необходимости в выработки такого определения. Наоборот, многоплановость данного феномена, определенная социальными, экономическими, политическими истоками терроризма, настоятельно требует выявления точного понятия, которое поможет сосредоточить международные силы по квалификации его как уголовного преступления и дальнейшего эффективного сотрудничества государств в борьбе с ним. Отсутствие такого определения будет играть только на руку террористам, каковые, воспользовавшись юридическими разногласиями, смогут обратить их в свою пользу, что подтверждается следующим суждением: «...отсутствие договоренности относительно четкого и общеизвестного определения подрывает нормативные и моральные позиции в борьбе против терроризма».

Итак, для того чтобы разобраться, что такое терроризм, необходимо рассмотреть источники его возникновения. По этому вопросу существует несколько крайних позиций. Первая позиция – возникновение этого явления как инструмента борьбы за власть связывают с момента возникновения цивилизации. Во многих работах, исследующих проблему терроризма, первым террористом в истории человечества символично считают Каина, убившего своего брата Авеля, так называемая «Каинова печать на человечестве». Приверженцы этой теории считают, что «террор – убийство человека человеком – является самым тяжким, противобожеским преступлением, сатанинским злом, которое подлежит такой каре, которую убийца должен нести на себе всю жизнь». Здесь авторы связывают предпосылки возникновения терроризма с появлением в сознании человека чувства зависти, которое впоследствии приводит к желанию быть первым, обладать властью, таким образом, основой терроризма является желание человека обладать и истребить того, кто окажется способным быть сильнее [1, C. 30].

Один из древнейших литературных памятников – Ветхий Завет (кн. Исход, 5 - 12) свидетельствует о том, что более 2,5 веков назад на территории Египта в течение почти 3 месяцев было последовательно осуществлено десять террористических акций, вошедших в историю как «казни египетские». В них были применены биологические, бактериологические, экологические, химические, а также иные средства массового поражения. Делалось это для устрашения фараона, державшего в рабстве еврейский этнос, но при этом огромные жертвы понес народ Египта [2, C. 10].

Что же касается второй позиции, то она носит истоки терроризма во временах Великой Французской революции. Здесь терроризм имеет значение как возникновение форм и методов борьбы за власть конкретных политических сил – «слово «террор» употреблялось самими лидерами революции в значении как метода борьбы жирондистской и якобинской оппозиции с правительством, так и самих действий. В сочинениях Марата изложена первая в истории терроризма программа захвата власти с помощью террора, создающего нервозность, возбуждение толпы» [6, C. 5-8].

Рассмотрев указанные подходы о времени возникновения терроризма, можно сделать вывод о том, что отыскать определенные хронологические рамки данного феномена действительно достаточно сложно, но поиски истоков терроризма в библейских сказаниях скорее можно отнести к предыстории терроризма, нежели к фактическим проявлениям, изучение каковых позволит сформировать методологический механизм выявления необходимых составляющих элементов терроризма.

Поскольку изучение истории самого явления детерминирует дальнейшую систематизацию компонентов термина, целесообразно было бы не определять конкретный год либо событие, каковые могли бы ознаменовать зарождение терроризма, а изучить рассматриваемый феномен с учетом развития всех исторических этапов общества, более детально подойти как к самой предыстории терроризма, так и к его трансформации.

Исторический метод исследования позволяет выделить следующие стадии развития терроризма:

1)     В период Древнего мира терроризм обретает свою неизменную основу в виде устрашения и насилия.

Одними из ярких представителей этого периода являются Ассасины. Основателем Ассасинов был Хасан Ибн-Саббах, который собирал приверженцев, готовых умереть за веру по его приказу. Ассасины исполняли заказные убийства, практиковали набеги по всей Сирии, совершали грабежи, а также вели борьбу против крестоносцев.

В описанных действиях не прослеживается четкой политической мотивации, не в полной мере определен объект террористических посягательств. Скорее здесь прослеживаются иные виды преступной деятельности, к примеру, шантаж, убийство, каковые в дальнейшем в совокупности с политической подоплекой трансформируются в терроризм.

2)   В Средние века возрастает практика политических убийств, однако терроризм в то время еще не обрел своего идеологического обличия в виде учения и имел в основном экономическую подоплеку ввиду борьбы между классами. В условиях формирования рабовладельческой монархии с сильной центральной властью обычным явлением стало убийство политических противников. Фактов политических убийств можно привести великое множество, но назвать их террористическими можно лишь условно - они были лишь оружием политических интриг, основным способом устрашения противника в борьбе за власть.

3)   На стадии развития Нового времени во время Великой Французской буржуазной революции и после нее терроризм становится системной тактикой политической борьбы и обретает обличье в виде учений известных политических деятелей, однако носит выборочный характер. Первый опыт революционного массового террора связан с Великой Французской революцией (1789 - 1793 гг.). За не полных девять месяцев по приговору революционного трибунала было казнено 2607 человек. Вожди якобинцев, по существу, уже не видели иного способа спасти режим и укрепить свое личное положение, кроме как усилив террор. Максимилиан Робеспьер, первый теоретик терроризма и один из предводителей якобинцев, обосновал необходимость истребления врагов революции в особом судебном порядке:

«Террор  есть   не   что   иное,   как   правосудие   -   быстрое,   суровое   и непреклонное» [1, C. 32].

Позднее организованная преступность и терроризм распространились в Европе. На короля Франции Луи Филиппа I (1830 - 1848) - последнего представителя из младшей ветви династии Бурбонов - было совершено семь покушений, во время каковых погибли невиновные люди.

 Стоит отметить, что главной чертой терроризма описываемого времени являлся его конкретно-индивидуализированный характер, и он становится исключительно политическим явлением жизни общества, а его применение начинает приобретать признак постоянства.

4)         В Новейшее время наблюдаются крайняя террористическая активность, сращивание терроризма с организованной преступностью, появление новых видов, массовый и транснациональный характер. В 1960 - 1970-х гг. происходит размывание рамок национального терроризма и становление международного терроризма, объектами террористов становятся воздушные суда.

Передел сфер влияния после распада социалистического лагеря, СССР, Югославии, арабо-израильское, индийско-пакистанское противостояния, войны в Афганистане, Чечне, Ираке, процессы глобализации положили в конце прошлого века начало к мощному всплеску терроризма, главным образом религиозно-мотивированного.

В рассматриваемый период терроризм претерпевает значительные изменения: происходит размывание границ между внутригосударственным и международным терроризмом, террористические акты потеряли свой репрезентативный характер, наблюдается переход к совершению крупных, резонансных террористических актов, терроризм начинает приобретать религиозно-мотивированное очертание; при сращивании с организованной преступностью происходит увеличение потенциального капитала, ужесточается тактика и методика террористов, что приводит к значительному повышению угроз террористических актов для всего мирового сообщества в целом.

На сегодняшний день в мировой науке, занимающейся изучением материи международного терроризма, существует два основных подхода к определению терроризма.

Первым можно выделить так называемый, «биологический подход», который связывает это явление с насильственной сущностью человека, стремлением самого человека угрожать интересам иных людей и использовать любые доступные средства для достижения своих целей, природной характеристики человека, живущего в состоянии «войны всех против всех».

Вторым по праву может быть «социальный подход», который исходит из определенного значения социальных причин возникновения терроризма.

Оба подхода не лишены рациональности относительно объяснения истоков терроризма, однако, как в биологическом, так и в социальном подходе прослеживается некая «однобокость» видения сущности терроризма. Терроризм по сути своей, является очень сложным, многоплановым явлением, имеющим ряд преобладающих признаков в разных странах в зависимости от истории и национальных особенностей развития. Поэтому определение природы терроризма только через призму биологических особенностей человека или сведение его сущности только к теории конформизма и влиянию внешних объективных факторов на поведение людей в определенный жизненный период не позволяет нам адекватно оценить степень многообразия этого политического явления жизни общества, которая суммирует в себе сложную взаимосвязь структурных элементов терроризма.

Если обращаться к методологии, то верным решением будет подойти к определению терроризма с помощью двух подходов.

Философский подход позволит рассмотреть терроризм с учетом спектра всех его обще-опасных проявлений и последствий, так как терроризм имеет сложную структуру, которая предопределяется как экономическим, социальным, политическим уровнями развития общества, так и наличием исторически изменяющегося объекта преступного посягательства, форм, средств и методов террористических воздействий на разных исторических этапах [4, C. 34].

Таким образом, к проблеме определения терроризма следует подходить исходя из комплекса всех трех выше обозначенных методов, соблюдая принцип их взаимности, применяя их с учетом сложной системы их взаимоотношений в познавательном процессе.

 

 

Список литературы

 

 

1.                Валеева А.С. Терроризм: «Каинова печать» либо «наследие Робеспьера»:  методологические  проблемы  определения  термина  // История государства и права. 2012. № 5.

2.                Валеева А.С. Терроризм: «Каинова печать» либо «наследие Робеспьера»:  методологические  проблемы  определения  термина  // История государства и права. 2012. № 5.

3.                Горбунов Ю.С. Зарождение терроризма. // История государства иправа. 2007. №17.

4.                Горбунов Ю.С. Об определении понятий «террор» и «терроризм» (Теоретические проблемы российского права и государственности) // Журнал российского права. 2010. № 2.

5.                Мартыненко Б.К. Разграничение категорий «терроризма» и «террора» // Общество и право. 2011. №3.

 6.                Щедрин Н.В. Основания и пределы антитеррористических мер безопасности. //Право и политика. 2013. №11.

7.                Щебляков Е.С. Содержание понятия «терроризм» и необходимость закрепления в законодательстве характерных признаков терроризма // Современное право. 2011. № 12.