Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 185.6 УК РФ (НЕПРАВОМЕРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ)

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
23 января 2016г.

     (Инсайдеры - от английского insider,inside - буквально «внутри».) Согласност. 19 Уголовного кодекса РФ уголовной ответственности подлежит только физическое лицо.46Субъект преступления, предусмотренного ст. 185.6 Уголовного кодекса РФ, специальный, а именно это вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, владеющее инсайдерской информацией в силу занимаемой должности или выполняемых профессиональных обязанностей, в том числе на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров.

    Перечень инсайдеров, то есть лиц, владеющих инсайдерской информацией, установлен ст. 4Федерального закона от 27.07.2010г. № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как считает О.Г. Карпович, содержание ст. 4Федерального закона от 27.07.2010г. № 224-       ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»позволяет разделить инсайдеров на три группы: «первичные» инсайдеры, «вторичные» инсайдеры и инсайдеры - физические лица. Оговоримся, что данное деление условно, так законодатель группы инсайдеров в настоящий момент не выделяет. 47


46 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.07.2013) //СПС ГАРАНТ


    К «первичным»инсайдерам относятся:

•     эмитенты эмиссионных ценных бумаг и управляющие компании;

•     хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;

•     организаторы торгов,  клиринговые организации,  а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов;

•     профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

•     федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России.

     «Вторичные» инсайдеры»- лица, имеющие доступ к такой информации вследствие того, что входят в органы управления "первичного" инсайдера, являются его владельцем либо действуют на основании договора с ним, а также, имеющие доступ к инсайдерской информации: руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; выборные должностные лица местного самоуправления; государственные служащие и муниципальные служащие органов и организаций, осуществляющих функции органов, указанных в п.9 ст. 4 ФЗ от 27 июля 2010г. № 224 -ФЗ; работники органов управления государственных внебюджетных фондов; служащие (работник) Банка России; члены национального банковского совета. В официальном разъяснении Центрального банка РФ от 17 декабря 2004г. № 31-ОР "О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 16 января 2004г. № 110-И "Об обязательных нормативах банков" перечисляются лица, которые могут быть отнесены к инсайдерам банка, т.е. к физическим лицам, способным воздействовать на принятие решений о выдаче кредитов банком, расчет норматива совокупной величины риска, по которым (Н 10.1) установлен, главой 7 Инструкции Банка России от

    16 января 2004г. № 110-И. К указанным лицам, в частности, отнесены: члены совета директоров (наблюдательного совета) банка, единоличный исполнительный орган, главный бухгалтер банка (филиала), руководитель филиала банка, некоторые родственники указанных лиц, а также сотрудники банка и иные физические лица, которые обладают возможностями воздействовать на характер принимаемого решения о выдаче кредитов (в том числе сотрудник кредитной организации, имеющие в силу своего служебного положения доступ к конфиденциальной информации, позволяющей воздействовать на принятие решения о выдаче банком кредита).48

     Отдельную группу представляют собой физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации «первичных» и «вторичных» инсайдеров (кроме органов публичной власти) на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров. Федеральный закон от 27.07.2010г. № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»не уточняет, необходимо ли, чтобы должностные или договорные обязанности таких физических лиц относились к деятельности финансового рынка. Из этого можно сделать вывод, что инсайдером является любое физическое лицо, заключившее трудовой и (или) гражданско- правовой договор. Для того чтобы, квалифицировать физическое лицо как инсайдера, нужно установить юридическую связь (наличие трудового и (или) гражданско-правового договора) между ним и «первичным» или «вторичным» инсайдером.

     «Первичные» и «вторичные» инсайдеры, как было указано выше, обязаны вести список инсайдеров ( ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 27.07.2010г. № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Кроме того, они обязаны:49

 

 

47Карпович О.Г. Борьба с распространением инсайдерской информации на фондовом рынке в России // Юридический мир. - М., 2011, № 4(172). - С. 16-19

48Карпович О.Г. Борьба с распространением инсайдерской информации на фондовом рынке в России // Юридический мир. - М., 2011, № 4(172). - С. 16-19


1)       разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010г. № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2)      создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010г. № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и которое, подотчетно совету директоров (наблюдательному совету), а в случае его отсутствия высшему органу управления юридического лица;

3)      обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления таким структурным подразделением (должностным лицом) своих функций (ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010г. № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

    Непростым является вопрос и  о форме вины при  совершении преступлений в сфере экономической деятельности. Анализ рассматриваемых составов преступлений позволяет утверждать, что они характеризуются умышленной виной. Таким образом, субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 185.6 УК РФ характеризуется умыслом: прямым или косвенным. Умышленное использование инсайдерской информации, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом.50Умышленное использование инсайдерской информации, сопряженное с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, совершается только с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит реальную возможность и неизбежность получения дохода или избежания убытков и желает извлечь доходы (избежать убытки) в крупном размере.

   Таким образом, умышленная вина в виде прямого умысла (в отношении крупного дохода или избежания убытков) и умышленная вина в виде прямого или косвенного умысла (в отношении ущерба гражданам, организациям или государству).

    Законодательство запрещает лицам, располагающим служебной информацией, не только совершать сделки с использованием такой информации, но и передавать ее третьим лицам для совершения сделок.

    Кроме того, необходимо упомянуть о таких дополнительных признаках субъективной стороны состава преступления, как мотив и цель. Мотивами преступления называются обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении. Цель преступления- это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления. Иногда цель неосновательно отождествляется с последствиями преступления. Мотив и цель преступления тесно связаны между собой. Исходя из определенных потребностей, человек испытывает сначала неосознанное влечение, затем - сознательное стремление к удовлетворению потребности. На этой основе формируется цель поведения. Таким образом, цель преступления возникает на основе преступного мотива, а вместе мотив и цель образуют ту базу, на которой рождается вина как определенная интеллектуальная и волевая деятельность субъекта, непосредственно связанная с совершением преступления и протекающая в момент его совершения.

    Большинство исследователей, таких как Н.Е. Крылова, А.В. Савинов, О.Г.Карпович, И.А. Юрченко, рассматривая состав данной нормы, не упоминают мотивы и цели, которые может использовать преступник, совершая данное преступления. Кроме того, законодатель специально не оговаривает их в норме. Соответственно, можно полагать, что он считает их не важными в качестве необходимого условия уголовной ответственности. Однако, интересно мнение М.А. Ершова, в определении: предлог "для" в составе преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 185.6 УК РФ указывает на специальную цель- "осуществление операций с финансовыми инструментами...", относящуюся к субъективной стороне. Однако, мотив и цель в данном случае не важны для привлечения лица к уголовной ответственности. В качестве мотивов данного преступления могут выступать- корыстные, личные мотивы. В качестве личных мотивов совершения данного преступления можно указать обиду, месть и т.д., а в       качестве корыстных- получение      какой- либо выгоды (как правило, имущественной).

 

49 Шуклина М.А. Инсайдеры и инсайдерская информация в России // Финансы, деньги, инвестиции. – М., 2012. № 1. -С. 27-36.

50 Клепицкий И.А. Инсайдерская информация и уголовный закон // Закон. –М., 2011, № 9. -С. 68- 72.



 

Список литературы

1.      Ершов М.А. К вопросу о перспективах применения нормы Уголовного кодекса РФ об ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации// Современное российское уголовное законодательство: состояние, тенденции, и перспективы развития с учетом требований динамизма, преемственности и повышения экономической эффективности (к 15-летию принятия Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года).- Нижний Новгород: НИУ ВШЭ, 2012.-С.356-366

2.      Карпович О.Г. Борьба с распространением инсайдерской информации на фондовом рынке в России // Юридический мир. - М., 2011, № 4 (172). - С. 16-19

3.      Клепицкий И.А. Инсайдерская информация и уголовный закон // Закон. –М., 2011, № 9. -С. 68- 72.

4.      Шуклина М.А. Инсайдеры и инсайдерская информация в России // Финансы, деньги, инвестиции. – М., 2012. № 1.-С. 27-36.

5.      Федеральный закон от 27.07.2010г. № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013г.) // СПС ГАРАНТ

6.      Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.07.2013) // СПС ГАРАНТ