Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 января 2016г.

    Экономические реформы 90-х годов прошлого столетия в России начались на фоне глубокого кризиса советской плановой экономики, резко обострившегося в конце 1980-х годов. Переход России от планово- административной экономики к рыночной потребовал преобразования всех сфер социально-экономической жизни, в том числе в области использования природных ресурсов в предпринимательских целях. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации начался новый этап развития обществав России, экономики в целом и в частности предпринимательской деятельности. С провозглашением свободы экономической деятельности,  а также частной собственности  на землю и другие природные ресурсы были вовлечены в хозяйственный оборот природные объекты.

   Земельная реформа, начавшаяся с принятием Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» получила законодательное развитие во многих иных законах и подзаконных правовых актах и была доведена до конституционных предписаний. Конституция РФ установила, что земля в Российской Федерации может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Таким образом, были закреплены конституционные основы многообразия форм собственности на землю и другие природные ресурсы.

    Определение эффективных собственников земли и иных природных ресурсов - одна из главных причин, заставляющих государство отходить от многолетней практики монопольного владения землей и другими природными ресурсами. Однако решение проблемы собственности на землю, в конечном счете, сводится не столько к тому, какая из форм собственности получит преимущество, сколько к установлению их рационального соотношения. Важно определить границы, за пределами которых та или иная форма собственности будет неэффективна. Соответственно расширение границ частной собственности на землю должно определяться прежде всего более эффективным и рациональным использованием собственником своих прав на землю, чем в государственном секторе, но обязательно под контролем государства.

    Аналогичное мнение выразил и О.И.Крассов, указывая, что право собственности обуславливает экономическую власть собственника над принадлежащим ему имуществом. Пределы экономической свободы собственника наибольшие по сравнению с пределами экономической свободы лиц, которые обладают имуществом на иных производных от права собственности титулах. Поэтому право собственности представляет собой наиболее рациональный, эффективный и в то же время защищенный от различного рода посягательств правовой инструмент, посредством которого реализуются экономические интересы людей, всего общества. Решающим аргументом в пользу частной собственности является и то, что именно титул права собственности по сравнению со всеми иными титулами может наилучшим образом защитить права индивида-собственника.

    Конституция РФ стала новой точкой отсчета в истории государственного управления в России. В условиях экономических реформ 90-х годов прошлого столетия стал складываться рынок природных ресурсов, связывающий потребителей и производителей. Важной особенностью  рынка ресурсов  является то, что они приобретаются не только с целью производства для создания товаров и услуг, но и сами зачастую являются товаром. В связи с чем, развитие отношений природопользования оказывает значительное влияние на экономический рост государства.  От естественных свойств земли,  плодородия почв,  особенностей климата, лесной и другой растительности, животного мира, рек, озер, морей и океанов, богатств недр, чистоты воздуха во многом зависят темпы роста производства и благосостояния людей. Степень доступности природных ресурсов взаимосвязана с уровнем производительности труда. Она тем выше, чем богаче и доступнее природные ресурсы и меньше затраты труда, необходимые для производства конечного труда. Природные ресурсы являются источником производства продукции тяжелой промышленности, используются во всех сферах и отраслях народного хозяйства. Именно поэтому особенно остро стоит вопрос правового регулирования использования природного потенциала в предпринимательской деятельности. От того как нормы права устанавливают цели, виды и способы природопользования зависит возможность разумного, долгосрочного и рационального потребления природных запасов.

    Эксплуатация природных ресурсов, богатств традиционными способами неминуемо создаёт ряд рисков – это и возрастающее негативное воздействие на окружающую среду, и истощение невозобновляемых природных ресурсов, и неиспользование ценных компонентов, востребованных промышленностью, но попадающих в отходы производства. Всё это оказывает негативное влияние на темпы экономического роста, а следовательно, и на благополучие граждан. Решение указанных проблем, в том числе и с помощью инновационных экологических технологий, является сегодня приоритетом в рамках формирования государственной политики в области рационального природопользования и экологической безопасности. Однако очень сложно это согласовывается с бизнесом (основные претензии, и это уже высказывается напрямую, – необходимость больших инвестиций, которые потребуются для модернизации, для внедрения таких наилучших технологий).

    Сегодня существует острая необходимость в создании действенных механизмов экономического стимулирования субъектов промышленной и не только, но и любой хозяйственной деятельности к сокращению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов. Некоторые такие механизмы уже существуют, например плата за негативное воздействие, льготное налогообложение, предоставление инвестиционных кредитов и т.д. К сожалению, необходимо отметить, что указанные меры на сегодняшний день очень слабы, малоразвиты и зачастую на практике не работают.

    При сложившихся в экономике подходах и современных кризисных тенденциях российская экономика может окончательно превратиться в сырьевую природоэксплуатирующую экономику, находящуюся на периферии мирового развития, с истощающимися природными ресурсами, страдающую от любого - даже незначительного - снижения цен на сырье.

   Формирование неустойчивых тенденций развития России четко прослеживается на примере изменений физического капитала, основных фондов, которые показывают необходимость радикальных действий по модернизации экономики. Здесь можно выделить два аспекта проблемы: прямая деградация физического капитала; ухудшение «экологического качества» физического капитала.

    Это связано с природоемкой реструктуризацией экономики в 1990-е гг. в пользу сырьевых и загрязняющих секторов, происходившей на фоне деградации ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств. После 1990 г. удельный вес энергетического сектора вырос в 3 раза и составляет сейчас треть всей экономики. Если учесть еще металлургический сектор (черная и цветная металлургия), то российская экономика более чем наполовину состоит из энергетики и металлургии, т.е. секторов, оказывающих наибольшее среди промышленных отраслей воздействие на окружающую среду. За этот же период значительно снизилась доля отраслей, оказывающих небольшое воздействие на окружающую среду, в частности, машиностроения. В целом в экономике произошел значительный сдвиг в пользу природоемких отраслей. Российская экономика становится все больше сырьевой экономикой, «экономикой трубы».

   Фактически Россия находится сейчас на развилке: или окончательное закрепление экспортно-сырьевого типа развития, или переход к экономике, основанной на модернизации и знаниях. Новая экономика тесно связана с формированием экологически устойчивого развития страны. Возникает вопрос, возможно ли экологизировать всю экономику, воздействовать на все субъекты экономической деятельности и стимулировать их экологически сбалансированное поведение.

     В современной экономике для лиц, принимающих макроэкономические решения, очевидны приоритеты мероприятий, которые определяют экономическое развитие и темпы роста экономики, материальное благополучие населения. При этом экологические последствия проводимой экономической политики или вообще не принимаются во внимание, или им придается минимальное значение. Особенно это проявляется на фоне экономического кризиса, когда экологические проблемы выпадают из поля зрения.

    Очевидно, что сложившаяся ситуация потребления природных благ без разумного, компенсационного подхода к окружающей среде уже невозможна. На государственном уровне последнее время предпринимаются определенные шаги по решению экологических проблем и приданию большей экологической устойчивости социально-экономическому развитию.

    Примером того служит созданный Советпри Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, в деятельности которого одним из приоритетных направлений являются экологические проблемы.

   «Экология и инновации – вещи абсолютно взаимосвязанные в современном мире. Заниматься ими должны и государство, и наука, и бизнес, и гражданское общество, конечно. От этого зависят условия развития нашей страны, благополучие будущих поколений и решение вполне утилитарных народно-хозяйственных задач», – заявил Дмитрий Медведев на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию, посвященное экологическим проблемам 17.05.2013г.

    Экологические приоритеты также нашли свое отражение в Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.). Разработка данных Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.

   Подводя итог и возвращаясь к конституционным основам важно отметить, что при использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности необходимо, прежде всего, учитывать закрепляемый Конституцией РФ принцип использования и охраны земли и иных природных ресурсов как основы жизнедеятельности народов в Российской Федерации. Данный принцип требует рационального использования и охраны природных объектов как среды обитания народов, проживающих на территории Российской Федерации, которое должно осуществляться при условии сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений.

 

Список литературы

1.      С.Е. Донской, Министр природных ресурсов и экологии.URL: http://www.i-russia.ru/all/weekthemes/18589/(последнее посещение 15.08.2013г.)

2.      См.: Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М.: Юрист, 2000. С. 9.

3.      Второй научный семинар «Россия в глобальном мире: модернизация или стратегия опережающего развития?», прошедший 17.11.2010г. на Экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

4.      URL: http://www.i-russia.ru/all/weekthemes/18589/ (последнее посещение 15.08.2013г.)