Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 сентября 2017г.

Как известно, итальянское законодательство оказало огромное влияние на регулирование государственно-правовых отношений на современном этапе развития Европы и в России в частности. Положительный конституционный опыт Италии был заимствован. Конституционализм в Европе сформировался не без участия итальянского законодателя, исторические факты подтверждают влияния Италии (их нормативных актов) на политическое и государственное развитие и России, на государственную символику России в прошлые века.

Так, автором проведен анализ действующего конституционного законодательства Италии и России и отмечается схожесть нормативно-правового регулирования государственно-правовых отношений России и Италии на современном этапе развития законодательства этих стран. В конституционных нормах обеих стран имеет место быть форма правления – республика, органы государственной власти - двух палатный парламент, глава государства - президент и правительство. При этом конституции приняты в разный период времени и развития каждой страны - в России в 1993 году в период перестройки, в Италии в 1947 году в период после 2-ой мировой войны.

История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы, которая оказала влияние на конституционное развитие многих стран мира, в том числе и России. Данный факт в своих научных трудах отмечали такие итальянские ученые, как Амато Барбера[1], Барбера, Манцела и другие[2], А. Ди Жиовине[3].

В марте 1848 года в Королевстве Сардиния впервые был принят конституционный закон,  так называемый «Альбертинский статут», названный так по имени короля Карла Альберта. После полного объединения Италии в 1870 году, Альбертинский статут стал Конституцией всей страны. По своему характеру Альбертинский статут типичная дарованная «сверху» конституция. Вместе с тем Альбертинский статут вводил отдельные элементы народного представительства. При всех своих правовых и сословных ограничениях, Альбертинский статут знаменовал собой начало демократической эволюции Италии, хотя и в рамках конституционной монархии.

Демократическое конституционное развитие Италии было прервано в 1922 году после установления в стране тоталитарного фашистского режима во главе с Бенито Муссолини. В конституционном плане новый режим оформился с принятием 24 декабря 1925 г. так называемого «Закона №2263». В стране был установлен однопартийный режим, а глава партии вождь (дуче) одновременно являлся главой всей исполнительной власти в стране. Институт монархии при фашизме сохранился. Такое положение короны облегчило ликвидацию фашистского режима в 1943 году после поражения Италии во второй мировой войне, в которой она участвовала на стороне Германии и Японии.

На референдуме 2 июня 1946 года большинством голосов (в 54,3%) была отвергнута монархическая форма правления и одновременно было избрано Учредительное собрание. 18 июня 1946 года Италия была официально провозглашена Республикой.  Новая Конституция Италии была принята на торжественном заседании Учредительного собрания 22 декабря 1947 года 453 голосами, против было подано 83 голоса. 27 декабря 1947 года Конституция была промульгирована Временным главой государства И. Бономи. А с 1 января 1948 года она вступила в силу, и действует до сих пор с небольшими изменениями и дополнениями, разработанными Парламентским комитетом по конституционным реформам[4]. Разработанная в середине прошлого века конституция в Италии стала образцом построения демократии и законодательного закрепления институтов власти во многих странах мира.

Конституционализм в России, хотя и зародился позднее, чем в других государствах (Россия значительно дольше других стран оставалась в рамках абсолютносамодержавного режима), прошел достаточно длительный путь развития, характеризующийся противоречивостью, этапами становления, падения, возрождения основополагающих идей и принципов.

Конституционное развитие государства не следует связывать лишь с принятием и сменой формальных конституций, необходимо анализировать и учитывать становление (утверждение) конституционных идей и принципов, принятие актов конституционного характера высшими органами государственной власти и т. п. Исходя из этого, в истории российского конституционализма можно выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный). В до советском периоде можно отметить «Дворянский конституционализм» первой половины XVIII в.; Конституционные идеи «просветителей» второй половины XVIII в.; Идеи конституционной монархии и республиканского правления первой половины XIX в.; Конституционные акты и конституционные проекты в России XIX в.; Манифест 1905 года и Основные законы 1906 года, зачатки парламентаризма в России; Республиканское правление в России после падения монархии (февраль-октябрь 1917г.), созыв Учредительного собрания. Советский период конституционного развития России характеризуется Первыми декретами советской власти (1917-1918 года) и конституциями РСФСР (1918г., 1925г., 1937г., 1978г.). В постсоветском периоде можно отметить трансформацию государственного и общественного строя на основе изменения Конституции 1978 года в конце 80-х годов – начала 90-х.; разработка и принятие Конституции 1993 года и формирование новой конституционной модели на основе этой конституции. В тексте которой прослеживается схожесть в государственно-правовом регулировании институтов государственной власти и формы правления с Конституцией Италии.

Так, согласно статье 1 Конституции Италии[5] Италия — демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и границах, установленных Конституцией. Статья 1 часть 1 Конституции России[6] провозглашает, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской  Федерации  является  ее  многонациональный  народ.  Народ  осуществляет  свою  власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Об этом свидетельствует статья 3 Конституции России.

Как известно, форма государственного правления в стране влияет на структуру конституции, естественно, что эта тенденция прослеживается и в тексте конституций Италии и России. Учитывая, что Италия парламентская республика, то глава 1 Конституции Италии «Парламент», глава 2 «Президент Республики», глава 3 «Правительство», раздел 1 «Судоустройство». В России органы власти в тексте нашей Конституции начинаются с главы 4 «Президент Российской  Федерации», далее глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство» и глава 7 «Судебная власть и прокуратура», поскольку Россия относится к смешанной республиканской форме правления.

Положительный опыт парламентаризма Италии, сформированный еще в середине прошлого века, повлиял на конституционно-правовой статус парламента в России, некоторые положения были заимствованы Россией в 1993 году. Данная динамика прослеживается в структуре парламента, его полномочиях. Так, в Италии согласно статье 55 Конституции[7] Парламент двухпалатный и состоит из Палаты депутатов и Сената Республики. Парламент собирается на совместные заседания членов обеих палат только в случаях, установленных Конституцией. Все полномочия и законодательный процесс прописаны в главе 1 Конституции Италии «Парламент» достаточно подробно. Стоит отметить, что итальянские ученые сами отмечают данный факт успешности конституционных реформ в Италии[8].

В России первое представительное учреждение парламентского типа (в современном понимании этого термина) было создано лишь в 1906 году. Первая Государственная Дума просуществовала всего 73 дня с 27 апреля 1906 г. - 8 июля 1906 г.; Вторая Государственная Дума с 20 февраля 1907 года - 3 июня 1907 года, Третья Государственная Дума с 1 ноября 1907 года - 12 июня 1912 года, Четвертая Государственная Дума с 15 ноября 1912 года - 25 февраля 1917 года. 26 февраля 1917 г. последовал царский Манифест о перерыве в заседаниях Государственной Думы, и больше она в полном составе не собиралась. Далее большевики совершили военный переворот в Петрограде, который положил начало Октябрьской революции. Было образовано новое правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным, а также Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) во главе с Л.Б. Каменевым как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти.

На протяжении десятилетий в России существовал однопалатный парламент, в том числе и в советский период, и только в период перестройки в России появится еще одна палата в парламенте. В октябре 1988 г. в нашей стране началась конституционная реформа. Одним из ключевых её элементов стало установление двухуровневой представительной системы, состоящей из Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. При этом вместо Верховного Совета высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР. Сам высший представительный и законодательный орган СССР на рубеже 1980-1990-х годов стал двухступенчатым: сначала избирали народных депутатов СССР численностью до 2250 человек, а затем они на Съезде народных депутатов из своего состава избирали Верховный Совет СССР.

Завершающий этап конституционной реформы связан с обнародованием 21 сентября 1993 г. Указа Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. В результате революционных изменений власти были разработаны несколько проектов конституций, за основу естественно брали и конституции зарубежных стран. Разработчики учли опыт Италии, а именно конституционные нормы об институтах демократии (народ как источник власти, выборы, референдум и т.д.), парламенте, правах и свободах человека и гражданина.

После принятия, так же как и в Италии в 1946 году, на всенародном референдуме в России новой Конституции в 1993 году согласно статье 94 Конституции России в нашей стране двухпалатный парламент - Федеральное Собрание, который является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Особенности функционирования российского парламента и его конституционно-правовой статус регламентированы в главе 5 Конституции России. Анализ конституций Италии и России свидетельствует о влиянии положительного опыта конституционного регулирования Италии. При принятии конституции в Италии в период, когда в России был так называемый советский период и, как известно, все советские конституции были фиктивными, итальянский законодатель смог разработать в 1946 году конституционный акт, отвечающий всем современным демократическим требованиям и по сей день. Исторический путь российского парламентаризма от двухпалатного парламента к однопалатному и вновь к двухпалатному парламенту и схожесть конституционного регулирования с Италией в настоящее время свидетельствует о влиянии опыта парламентаризма Италии.

Таким образом, влияние положительного опыта нормативно-правового регулирования государственно-правовых отношений Италии на Россию наблюдалось в XX веке при принятии действующей Конституции РФ 1993 года.

1  Amato, Barbera «Manuale di diritto pubblico», Bologna, 1997.

2 Barbera, Manzella e altri «La forma di governo nel periodo di transizione» in Quaderni costituzionali n.2,1995.

3 Di Giovine A. «Note sulla legge costituzionale n. 1/1997» in Quaderni costituzionali n. 3, 1997.

4     Legge costituzionale n. 1/1997 del 24.1.1997 (G.U. n. 22 del 28.1.1997) «Instituzione di una Commissione parlamentare per le riforme costituzionali: «Progetto di legge costituzionale sugli emendamenti alla Costituzione» (versione del 4 novembre 1997).

5      Конституция  Италии  от  22  декабря  1947  года  (с  изм.  И  доп.)  //  www.  http://italia- ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki

6 Конституция России от 12 декабря 1993 года (с изм. И доп.) // СПС Гарант.

7      Конституция  Италии  от  22  декабря  1947  года  (с  изм.  И  доп.)  //  www.  http://italia- ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki

8 Анджела Ди Грегорио «Конституционные реформы в Италии: продолжение дебатов» // ПРАВО И ПОЛИТИКА. – 2000. – 31. - С.41-49.

 

Список литературы

 

1.        Анджела Ди Грегорио «Конституционные реформы в Италии: продолжение дебатов» // ПРАВО И ПОЛИТИКА. – 2000. – 31. - С.41-49.

2.        Amato, Barbera «Manuale di diritto pubblico», Bologna, 1997. 3.

3.        Barbera, Manzella e altri «La forma di governo nel periodo di transizione» in Quaderni costituzionali n.2,1995.

4.        Di Giovine A. «Note sulla legge costituzionale n. 1/1997» in Quaderni costituzionali n. 3, 1997.

5.        Конституция  Италии  от  22  декабря  1947  года  (с  изм.  И  доп.)  //  www.  http://italia- ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki

6.        Конституция России от 12 декабря 1993 года (с изм. И доп.) // СПС Гарант.

7.        Legge costituzionale n. 1/1997 del 24.1.1997 (G.U. n. 22 del 28.1.1997) «Instituzione di una Commissione parlamentare per le riforme costituzionali: «Progetto di legge costituzionale sugli emendamenti alla Costituzione» (versione del 4 novembre 1997).