Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2016г.

Аннотация: В статье проанализированы существующие в современной науке взгляды на возникновение института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Автором рассмотрены актуальные вопросы данного процесса на федеральном уровне. Выделены этапы становления института высшего должностного лица субъекта в регионах. Сформулированы итоги исследования посредством комплексного анализа закономерностей данного явления конституционно- правовой науки в статике и динамике.

Ключевые слова: конституция, президент, высшее должностное лицо, субъект Российской Федерации.

Становление института высшего должностного лица субъекта РФ шло по пути поступательного развития и совершенствования. Историки выделяют несколько этапов становления этого института в различные периоды российской государственности.

Первый этап условно отмечен сроком до 1708 года. В это время создаётся институт княжеских «посадников», исполняющих роль административных, фискальных и судебных регуляторов на подчинённых им территориях. В функции посадников также входило заключение княжеских договоров с общинами тех земель, на которые распространялась юрисдикция того или иного князя.

Второй этап был ознаменован периодом с 1708 года – по октябрь 1917 года. Так, 18 декабря 1708 г. Петр 1 издал Указ, которым образовал 8 губерний. Несомненно, это способствовало формированию более мощного аппарата управления. Каждую губернию бессрочно возглавил губернатор. Кроме осуществления полицейских, административных, финансовых и судебных функций он назначался командующим войск на подведомственной ему территории.

Стоит заметить, предпринятая реформа 1708 года внесла важный вклад в развитие государства, поскольку упразднила ранее существовавший принцип назначения на должность как «государево пожалование». Все региональные должностные лица стали чиновниками абсолютной монархии, обязанные в своей деятельности руководствоваться общегосударственными законами и распоряжениями. Губернатор теперь в большей степени представлял интересы самого государства, чем государя-царя, как было ранее. Таким образом, его роль в управлении значительно повысилась.

Делаем вывод: на губернаторов в этот период была возложена фактически вся полнота административной, финансовой, военной и судебной сфер жизни подведомственных территорий. Губернаторы, на наш взгляд, обладали двойственным правовым статусом. С одной стороны они были полноправными администраторами достаточно крупных территорий, с другой же - лишь представляли центральную власть, были проводниками реформаторской политики. Так или иначе, основы института губернатора получили своё начало именно в этот период.

Третий этап охватил период с 1917 г. по 1991 г., поскольку был обусловлен установлением в стране советской власти. Для этого периода не характерно наличие в централизованной государственной системе института единоличного главы региона. Напротив, в советском законодательстве имели место коллегиальные органы управления. Сравнительно новое областное (краевое) территориально-административное деление страны закрепляло, что Советы рассматривались и функционировали как постоянно действующие органы власти, а их исполкомы осуществляли исполнительно- распорядительные полномочия и были подотчетны Советам.

К тому же, отсутствие действия принципа разделения властей стало характерной чертой данного советского этапа. Получается, что система органов государственной власти, созданная посредством жёсткой централизации, на практике исключала институт главы региона как таковой, поскольку он фактически не вписывался в существовавшую на тот период организацию власти. Председатель областного, краевого исполкома, избираемый только депутатами областного Совета, фактически считался главой региона. Председатели исполкомов наделялись небольшими полномочиями и по своей специфике не могли оказывать существенного управленческого воздействия. Значительно большая роль здесь отводилась руководителю регионального отделения КПСС (в силу принципа партийного руководства).

Последним на сегодня, четвертым, этапом становления института высшего должностного лица субъекта в России выделяем период с 1991 г. по настоящее время. Он был ознаменован формированием новой законодательной базы для построения системы государственных органов на основе принципа разделения властей. В это время прослеживалась жесткая централизация власти и её подчинение федеральному Президенту, а наряду с этим - и активное реформирование исполнительной вертикали власти.

Нужно отметить, что функционирование института назначаемых глав администраций определялось Верховным Советом РСФСР только на переходный период постсоветского времени, то есть до построения демократического строя в стране.

В Законе РСФСР от 1 ноября 1991 года [1] утверждалось: «Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе РСФСР является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти в республике в составе РСФСР». Несмотря на это, к моменту внесения данного изменения многие республики уже успели принять ряд собственных законов, в которых их высшие должностные лица имели статус президента региона.

Примечательно, что Закон РФ от 5 марта 1992 г. [2] не воспользовался термином «высшее должностное лицо» при характеристике правового положения главы администрации.

Значительное развитие институт высшего должностного лица получил с принятием Конституции РФ 1993 г. [3]. Субъекты Федерации получили право определять систему органов государственной власти самостоятельно с учётом принципа разделения властей.

Указ Президента РФ от 3 октября 1994 г. [5] закрепил, что глава администрации – это высшее должностное лицо, а по совместительству и руководитель органов исполнительной власти субъекта Федерации.

По всей видимости, период становления института высшего должностного лица субъекта РФ, действительно, оказался не гладким, а скорее даже - скачкообразным, поскольку прослеживалось несоответствие регионального законодательства федеральным конституционным постулатам.

Ситуация изменилась в 1999 г., когда был принят Федеральный закон № 184-ФЗ [6]. На уровне Федерации была предпринята попытка стабилизировать имеющиеся отношения. Впервые было дано определение системы органов государственной власти регионов, а также закреплены общие принципы их деятельности.

Закон подробно регламентировал статус глав субъектов Российской Федерации. Так, каждый регион наделялся правом конституционно/уставно вводить должность высшего должностного лица (ст. 2, п. 2 ст. 17). Именно ему вверялось руководство высшим органом исполнительной власти (п. 2 ст. 17). Разрешалось устанавливать наименование должности главы «с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации» (п. 6 ст. 18). Запрещалось занимать должность главы более двух сроков подряд (п. 5 ст. 18). Предусматривалось, что глава может быть отозван избирателями – в случае, если институт отзыва введен региональным законодательством (пп. «и» п. 1 ст. 19).

С внесением многочисленных изменений в Закон положение дел несколько менялось, однако в целом закрепление института высшего должностного лица в нём на сегодня по-прежнему является значимым и актуальным для современного этапа российской государственности.

По мнению Сахиевой Р.А. [4] Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «может служить одним их показателей, свидетельствующих о вступлении российского государства в фазу переходного периода – этап устойчивого функционирования государства».

Для современного состояния института ВДЛ субъекта РФ характерна единая модель организации рассматриваемого явления, в которой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти того же субъекта сочетаются в одной должности.

Шувалов М.Н. [7] предлагает несколько иную классификацию этапов становления института высшего должностного лица субъекта России. Первый, по его мнению, начинается с августа 1991 г. и заканчивается принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. Второй охватывает период с 1994 по 1996 гг. Третий этап включает время с 1996 г. по начало 2000 г. Наконец, четвертый - с марта 2000 г по настоящее время.

Рассуждая о выделении тенденции в сторону централизации полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, учёный определяет периоды следующим образом: децентрализация (1993 - 1999 гг.), стабилизация (1999 - 2004 гг.) и централизация (2004 г. - по настоящее время). С этим нельзя не согласиться.

Определяя итоги исследования, выделим следующее.

 Во-первых, стоит отметить, процесс становления института высшего должностного лица субъекта РФ нашей стране дался не гладко, а, скорее даже, скачкообразно, поскольку прослеживалось несоответствие регионального законодательства федеральным конституционным постулатам. И, вместе с тем, это становление можно охарактеризовать периодом поступательного развития и совершенствования.

Во-вторых, на сегодня развитие законодательства Российской Федерации об институте высшего должностного лица субъекта страны свидетельствует о его всё большей унификации и укреплении «вертикали» власти в стране, что, бесспорно, является хорошим показателем.

В-третьих, у регионов остаётся значительно меньше возможностей для самостоятельного решения коллизионных вопросов. На наш взгляд, это достаточно уместно и применительно для функционирования России как действительно федеративного государства. Такое положение дел в полной мере отвечает целям централизации страны, а также наиболее адекватно отражает взаимоотношение Президента РФ с подотчётными ему высшими должностными лицами регионов.

 

 

Список литературы

 

 

1.     Закон РСФСР от 1 ноября 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР», принят пятым (внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/zakony/183125/

2.     Закон РФ № 2449-1 от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной администрации» // Российская газета, N 65, 20.03.1992.

3.     Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

4.     Сахиева Р.А. Конституционно-правовой статус высшего должностного лица республики – субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарастан): диссертация…канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 40-41.

5.     Указ Президента РФ № 1969 от 03 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» // Российская газета, N 192, 07.10.1994.

6.     Федеральный закон от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.

7.     Шувалов М.Н. Конституционно-правовой институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: эволюция, современное   состояние,   тенденции   развития:   автореферат   дис. …канд.юрид.наук. М., 2009. С. 9.