Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Коррупция относится к наиболее дестабилизирующим факторам развития современного российского общества. Принимая во внимание ее разрушительное свойство, законодатели постоянно направлены на усовершенствование правой основы противодействия коррупции, внедряют все новые правовые барьеры на пути распространения коррупционных проявлений.

   Отдельно в этой общегосударственной антикоррупционной политике можно выделить все возрастающую роль местного самоуправления. Именно муниципальные органы находятся в прямом контакте с населением и именно им под силу создать эффективно функционирующую систему, которая будет  представлять из себя правовой синтез местной власти и граждан, где последние  будут являться равноправной стороной в осуществлении контроля за соблюдением закона. Следует согласиться с Д.С. Михеевым, что участие населения через созданные им общественные институты в решении местных проблем является объективно необходимым. Данное вовлечение населения послужит усилению общественного контроля и в антикоррупционной сфере.

    Нельзя не отметить, что согласно статье 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

   В связи с чем, отдельную нишу в блоке нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупции и закрепляющих своего рода властные полномочия населения, занимает Федеральный закон от 21.07.2014г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Указанный нормативно- правовой акт закрепил право граждан на осуществление контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

   Статья 3 указанного закона наделила граждан Российской Федерации правом на осуществление общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

   Одними из основных целей, которые законодатель поставил в процессе осуществления общественного контроля является обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами публичные полномочия, а также формирование в обществе нетерпимости к коррупции. То есть законодатель четко выделил активную роль населения в проведении антикоррупционной политики, в том числе и на местном уровне.

   Также, указанный нормативно-правовой акт в статье 6 закрепил обязательность рассмотрения вышеуказанными органами итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а в ряде случаев предусмотрена необходимость учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в этих документах.

   Отдельное внимание уделено раскрытию перечня прав и обязанностей субъектов общественного контроля. Правовая наполняемость указанных составляющих является достаточно объемной, позволяющей представителям общественного контроля в полной мере исполнять свои функции и следить за соблюдением закона. К указанным полномочиям относятся и право на запрос информации, право на посещение органов государственной власти, подготовка итогового документа и направление его в государственные и муниципальные органы, обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц. Все указанные действия и полномочия способны создать серьезный барьер распространению коррупции, как на общегосударственном уровне, так и в отдельно взятом муниципалитете.

   Также отдельной  статьей предусмотрена ответственность как за  воспрепятствование деятельности по общественному контролю, так и за незаконные действия самого субъекта общественного контроля. Такая взаимная ответственность при проведении данной работы нацелена на то, чтобы сделать ее максимально эффективной и прозрачной, и в то же время исключить любую попытку скрыть злоупотребление в указанной сфере под бурной общественной деятельностью. Но в то же время, указанная норма не содержит указания на конкретный вид ответственности за совершение того или иного проступка в сфере общественного контроля. Кроме того, с целях неотвратимости наказания в указанной сфере, законодателю необходимо внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и в Уголовный Кодекс Российской Федерации, дополнив их нормами в сфере нарушения законодательства об общественном контроле.

   Безусловно, принятие указанного федерального закона внесло новое направление в развитие антикоррупционной деятельности. Необходимость в подобном правовом акте назрела в обществе. С повышением правовой грамотности населения, оно стало претендовать на все более активную позицию в самых разных отраслях жизни, высказывая все больше  нетерпимости к нарушениям своих прав и законных интересов. К наиболее дестабилизирующим явлениям относится именно коррупция, поразившая все уровни властных структур. Но наиболее болезненны для населения коррупционные проявления в местных органах власти, как так они близкие для людей вопросы: выделение земельных участков, реализация муниципального имущества, предоставление мест в дошкольных учреждениях, услуги здравоохранения и т.д. Вот почему можно с уверенностью утверждать, что общественный контроль является серьезной новаций в сфере проведения антикоррупционной политики на местах.

    Конечно на пути реализации и функционирования этого нормативно-правого акта стоит много правых задач. К ним можно отнести налаживания четкой системы информирования граждан о деятельности органов исполнительной власти, проведение разъяснительной работы с населением. Кроме того, исходя из основной идеи закона, его нормальная работа возможна  лишь при условии привлечения широкого круга граждан и общественных организаций для осуществления общественного контроля. Данная активная деятельность населения приведет к снижению коррупционных рисков во всех сферах деятельности.

   В заключении хотелось бы отметить, что общественный контроль – это новый вектор антикоррупционной деятельности. Несмотря на короткий срок своего функционирования, он имеет большой задел на занятие ведущей позиции в блоке антикоррупционных законов, так как главным субъектом этой деятельности является многонациональный народ – носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.121993 // Российская газета.– 1993. - №237

2.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.08.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

3.     Михеев Д.С. Принцип гласности местного самоуправления: теоретический ракурс/ Д.С. Михеев// Местное самоуправление.-2014.-№9.- С. 69-72.

4.     Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228

5.     Федеральный закон от 17.07.2009 N  172-ФЗ (ред. от  21.11.2011) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ.– 2009. – № 29. - Ст. 3609

6.     Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ  (с ред. от  04.08.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.