Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРИРОДЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    Административные регламенты органов местного самоуправления представлены в российском законодательстве как нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления муниципальных услуг. Легальное определение данного понятия содержится в п.4 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Термин «регламент» относится не только к сфере государственных и муниципальных услуг, но и к другим областям: организация внутренней деятельности какого-либо органа (Регламент Верховного Суда Российской Федерации, Регламент арбитражных судов), техническое регулирование, трудовые отношения (заменяют должностные инструкции). В связи со сложившейся ситуацией возникает вопрос, какую природу носят административные регламенты органов местного самоуправления.

    Вполне логичным представляется определение административных регламентов в качестве категории административного права, что обосновано и самим наличием слова «административный» в понятии. Если рассматривать административные регламенты в широком понимании, то они регулируют не только порядок предоставления муниципальных  услуг, но и еще сферу государственных  услуг. Собственно такой широкой сферой регулирования административные регламенты и обязаны своим названием, поскольку, говоря о государственных  функциях  и  полномочиях,  о  властных  отношениях,  мы  чаще  используем  термин «административный». В целом, такую составную часть понятия можно рассматривать как указание на то, что указанный порядок был создан уполномоченным органом, а также подчеркивает обязательность акта как для органа публичной власти, так и для заявителей. Сама сфера регулирования административных регламентов непосредственно представляет собой административно-правовые отношения, реализацию определенных властных полномочий, в целях предоставления гражданам и юридическим лицам каких-либо благ.

   Конечно, административные регламенты регулируют осуществление функций по предоставлению услуг государственными органами, а также другие отношения, связанные с созданием условий для решения соответствующих задач. В этом плане сферой действия регламентов действительно являются административно- правовые отношения. Таким образом, в административных регламентах четко прослеживается административно- правовой аспект.

   В то же время, как следует из Федерального закона от 02.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», услуги, предоставляемые гражданам и юридическим лицам органами публичной власти могут быть как государственными, так и муниципальными. Отделение органов местного самоуправления от государственных органов закреплено в статье 12 Конституции Российской Федерации. Таким образом, правовое место административных регламентов как органов местного самоуправления, так и административных регламентов органов государственной власти РФ и субъектов также устанавливается нормами конституционного права, более того, основывается на основном законе РФ.

   Учитывая упомянутую выше самостоятельность органов местного самоуправления от органов государственной власти, мы можем без труда заключить, что административные регламенты органов местного самоуправления относятся к сфере муниципального права. Основными источниками данной отрасли российского права из категории нормативных правовых актов являются Конституция РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. При этом прямыми источниками административных регламентов органов местного самоуправления указанные акты не являются. К административным регламентам в данном случае наиболее применимы нормы главы 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

   Однако при всем разнообразии отраслей права, так или иначе применимых к административным регламентам органов местного самоуправления, есть отрасли, совершенно к данной сфере не относящие, но в то же время регулирующие понятия, имеющие сходное название.

    Так, во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации имеется глава 39 «Возмездное оказание услуг». Данная категория гражданского права, несмотря на свою языковую созвучность с рассматриваемым нами понятием, не применима к сфере услуг, предоставляемым органами местного самоуправления. Данная ситуация складывается по причине того, что в соответствии с ч.1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,  необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

   Как следует из правового статуса органов местного самоуправления, они обладают некоторыми властными полномочиями. Кроме того, из Федерального закона от 02.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», следует, что субъекты правоотношений по предоставлению муниципальных услуг не являются равноправными, орган местного самоуправления может отказаться от предоставления услуги лишь в случаях, установленных в административном регламенте либо в законодательстве. В данном случае особо ярко прослеживается отсутствие равенства между субъектами (органом местного самоуправления и заявителем), определение содержания услуги,  порядок ее предоставления в нормативных правовых актах, что свидетельствует об отсутствии в отношениях гражданско-правовых элементов.

   Внимания заслуживает также и тот факт, что административные регламенты местного самоуправления сами являются источниками права, а именно источниками правового регулирования муниципальных услуг, предоставляемых на территории муниципального образования.  Несмотря на то, что административные регламенты органов местного самоуправления как муниципальные правовые акты должны не противоречить всем вышестоящим актам, они тем не менее, являются актом муниципального правотворчества и устанавливают правовой алгоритм предоставления определенных муниципальных услуг.

   Таким образом, понятие «административный регламент» является комплексным, употребляемым при регулировании отношений в различных отраслях права, что свидетельствует об унифицированнности категории при названии ею правовых актов, регулирующих какую-либо процедуру. В то же время, административные регламенты органов местного самоуправления носят характер комплексных нормативно-правовых актов, статус которых связан со сферой регулирования различными отраслями российского права.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993, 25 декабря; 2008, 31 декабря; 2014, 7 февраля; 2014, 23 июля.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/.

3.     Федеральный закон от 02.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных                 услуг»               [электронный                 ресурс]               –             Режим               доступа.              - URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165305;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=2 D95C7F2C583C702B80CA66AB25539C1

4.     Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в        Российской          Федерации»          [электронный          ресурс]         –       Режим        доступа.        -       URL:        http:// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166232;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=34F43 B0351E9868E76E73BAD14F86FAE.

5.     Михеева Т.Н. Новеллы в правовом регулировании местного самоуправления /Т.Н. Михеева // Конституционное и муниципальное право. – 2014. - № 9. – с. 65-68.

6.     Шабадарова О.В. Административный регламент как нормативный правовой акт в системе муниципальных правовых актов / О.В. Шабадарова // Закон и право. – 2014. - № 11. – с. 54-56.