Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ И ЗАПРЕТАХ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2016г.

В настоящее время законодательство о государственной службе идет по пути ужесточения требований, предъявляемых к лицам, замещающим должности государственной службы, расширяется перечень ограничений и запретов для них. Так, введена обязанность государственного служащего представлять  представителю  нанимателя  сведения  о  своих  расходах, превышающих трехгодовую сумму доходов его и его супруги, задекларированных в декларации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. На соответствующие кадровые службы возложена обязанность проверять такие сведения в установленном порядке, закреплена возможность осуществления проверок сведений о расходах государственных служащих путем направления соответствующих запросов в кредитные учреждения и налоговые органы. Сведения о счетах и денежных средствах, находящихся на них, исключены из сведений, составляющих банковскую тайну, разрешен доступ к данной информации со стороны проверяющих органов.

Вносимые изменения направлены как на усиление авторитета власти, так и на обеспечение эффективной борьбы с коррупцией. Остановимся на некоторых из них.

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года отметил, что "ведется масштабная антикоррупционная работа. Россия присоединилась к международным конвенциям в этой сфере, приняты необходимые законы, приняты, кстати, впервые в истории нашего государства. Теперь государственные и муниципальные служащие в случае совершения ими правонарушений коррупционной направленности, помимо других видов ответственности, подлежат и увольнению в связи с утратой доверия [4].

Так, Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" [10] дана новая редакция пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ). Если ранее согласно указанному пункту гражданин не мог быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не мог находиться на гражданской службе в случае несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), то согласно новой редакции гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом № 273- ФЗ, другими федеральными законами [7]. Такая конкретизация направлена на устранение пробелов в правовом регулировании противодействия коррупции, усиление ответственности за коррупционные правонарушения.

Кроме того, Федеральным законом от 30 июня 2016 года № 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон № 224-ФЗ) [5] Федеральный закон № 79-ФЗ дополнен статьей 202, согласно которой гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы (при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу) и гражданский служащий (ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации) предоставляют представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

Указанные    сведения    представляются   по    форме,    установленной Правительством Российской Федерации.

   Соответствующие изменения внесены в статью 16 Федерального закона № 79-ФЗ в части расширения ограничений, связанных с гражданской службой. В соответствии с ними гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления сведений, предусмотренных статьей 202 Федерального закона № 79-ФЗ [7] .

Данные изменения будут способствовать как обеспечению соблюдения правил профессиональной этики, так и уменьшению коррупционных рисков.

 В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ и пунктом 2 части 3 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией [8].

Очевидно, что государство вправе по собственному усмотрению индивидуализировать полномочия какого-либо хозяйствующего субъекта или организации. Это необходимо с экономической, военно-стратегической, социально-культурной точек зрения [1].

Законодательством Краснодарского края предусмотрено, что участие в управлении хозяйственными обществами осуществляется через представителей   Краснодарского   края   и   такими   представителями   на основании решения уполномоченного органа могут быть государственные служащие (подпункт "а" пункта 1 статьи 30 Закона Краснодарского края от 13 мая 1999 года № 180-КЗ "Об управлении государственной собственностью Краснодарского края") [2].

Федеральным законом № 79-ФЗ государственным служащим также запрещено принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями (пункт 11 части 1 статьи 17).

Таким образом, письменное разрешение представителя нанимателя подтверждает правомерность таких заслуг и то, что они не связаны с нарушением запретов, ограничений, требований к служебному поведению. Кроме того, запрет принимать иностранные награды носит не только ограничительный характер, но и защищает гражданского служащего от неправомерного вмешательства в его служебную деятельность [3].

В целях обеспечения реализации норм законодательства Российской Федерации в части, касающейся данного запрета, Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2015 года № 506 утверждено Положение о порядке принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций [11]. Кроме того, пунктом 4 данного Указа рекомендовано субъектам Российской Федерации утвердить аналогичный порядок. Такой порядок в настоящее время разрабатывается Законодательным Собранием Краснодарского края.

Рассматривая   ограничения,   связанные    с    гражданской   службой, необходимо отметить, что если пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства, то часть 5 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ "О государственной охране" расширяет ограничения в данной сфере и определяет, что граждане Российской Федерации не могут быть приняты на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны, а военнослужащие и гражданский персонал органов государственной охраны могут быть уволены со службы или с работы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, либо в случае наличия вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства [6].

Статья 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" также расширяет данное ограничение — гражданин не может быть принят на дипломатическую службу в качестве дипломатического работника, а дипломатический работник не может находиться на дипломатической службе в случаях, установленных статьей 16 Федерального закона № 79-ФЗ, а также в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруги (супруга), либо выхода из гражданства Российской Федерации его супруги (супруга), либо приобретения гражданства другого государства его супругой (супругом) [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что система ограничений и запретов в отношении государственных служащих не статична, она развивается и свидетельствует о том, что многие их них носят явный антикоррупционный характер. Кроме того, эти законодательно установленные правила, выраженные в форме ограничений и запретов, отражают потребности общества в защите национальных интересов и стабильности развития государства.

   

Список литературы

 

 

1. Власенко Н.А. Индивидуализация как закономерность развития современного  российского  законодательства  //   Журнал  российского права. 2015. № 12. С. 27-34.

2. Кубанские новости. 1999. № 96.

 3. Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы. М.: МЦФЭР. 2006.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 // Российская газета. 2011. № 290.

5. Российская газета. 2016. № 144.

6. СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

7. СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

8. СЗ РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.

9.   СЗ РФ. 2010. № 3. Ст. 4174.

10. СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6730.

 11. СЗ РФ. 2015. № 41 (часть II). Ст. 5647.